1. Итоги функционирования консолидированных групп налогоплательщиков в 2012 - 2014 годах

Одним из важных решений в области налоговой политики, принятых в последние годы, являлось появление в законодательстве о налогах и сборах возможности создавать консолидированные группы налогоплательщиков (далее - КГН). Для крупных холдингов КГН - это не только способ определить налоговые обязательства по налогу на прибыль в целом по группе компаний и справедливо распределить соответствующие доходы между региональными бюджетами, но и избежать обременительных процедур оформления документов и возможных проверок, связанных с контролем за трансфертным ценообразованием внутри страны.

Тема КГН и их влияния на доходы бюджетов активно обсуждается в органах государственной власти практически сразу с момента возникновения этого института. Этому есть простое объяснение - если до формирования КГН отдельные составные части холдинга могли в большой степени произвольно уплачивать налог на прибыль в бюджеты субъектов Федерации (используя механизмы трансфертного ценообразования), то после формирования группы распределение налоговых платежей по налогу на прибыль определяется законодательством о налогах и сборах. Так же, как и в случае с обособленными подразделениями юридических лиц, налог на прибыль, исчисленный по КГН в целом, распределяется между субъектами Российской Федерации пропорционально доле находящихся в регионе численности (фонда оплаты труда) и стоимости основных фондов в общегрупповых показателях.

Естественно, что в первую очередь, создание консолидированных групп затрагивает интересы тех субъектов Федерации, бюджеты которых получали доходы от налога на прибыль, не соответствующие объективным показателям экономической активности на территории таких субъектов - численности работающих и стоимости основных фондов. Например, по инициативе органов власти города Москвы уже в 2012 году были приняты изменения в законодательство о налогах и сборах, установившие 5-летний переходный период и не позволяющие одномоментно перераспределить доходы от налога на прибыль организаций, уплачиваемого ОАО "Газпром", из бюджета города Москвы в бюджеты других регионов, где сосредоточены активы и работники соответствующей консолидированной группы. По мере появления других консолидированных групп (прежде всего, в нефтегазовом и металлургическом секторах экономики) указанная проблема резкого перераспределения доходов обострилась, при этом на нее наложились общее снижение прибыли в экономике, что руководители регионов увязывали с созданием консолидированных групп, а также сложности с прогнозированием налоговых доходов бюджетов отдельных регионов (поскольку в КГН объем прибыли зависит от деятельности всех предприятий группы, а не ее составных частей).

В результате, в 2014 году были внесены изменения в законодательство о налогах и сборах, направленные на приостановление процесса создания новых и расширения действующих КГН в 2015 году. При принятии этого решения предполагалось, что на протяжении 2015 года будет проведен анализ их деятельности и влияния на доходы бюджетов, а также сформулирована дальнейшая стратегия по отношению к таким группам.

Проведенный Минфином России анализ основных итогов функционирования консолидированных групп, основанный на данных ФНС России по результатам 2014 года, в условиях создания КГН и без учета объединения организаций в КГН, показал, что функционирование КГН в 2014 году привело к следующим изменениям:

росту поступлений налога на прибыль организаций в размере 61,9 млрд. руб. в 62% субъектов Российской Федерации (53 региона);

снижению поступлений налога на прибыль организаций в размере 127,0 млрд. руб. в 38% субъектов Российской Федерации (32 региона).

При анализе этих результатов необходимо еще раз оговориться, что речь не идет об абсолютном росте или снижении доходов от налога на прибыль по группе в целом - расчеты демонстрируют, насколько изменились бы доходы региональных бюджетов, если бы каждый конкретный участник не входил в КГН.