1. Борьба с уклонением от налогообложения с использованием низконалоговых юрисдикций

Противодействие уклонению от налогов с использованием офшоров - направление, которым занимаются почти все страны мира.

В целях создания действенного механизма пресечения использования низконалоговых юрисдикций для создания необоснованных преференций и получения необоснованной налоговой выгоды принят федеральный закон, которым внедрены принципы налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний.

Так, с 1 января 2015 года вступили в силу следующие новые положения Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).

1) Введена новая глава 3.4 Кодекса, предусматривающая внедрение механизма налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний.

Действие главы 3.4 Кодекса распространяется на организации и физических лиц, участвующих в иностранных компаниях или контролирующих их.

Введены новые понятия: контролируемая иностранная компания и контролирующее лицо.

Контролируемой иностранной компанией признаются иностранная организация или иностранная структура без образования юридического лица - нерезиденты Российской Федерации, контролирующими лицами которой являются налоговые резиденты Российской Федерации.

При этом контролирующими лицами иностранных компаний признаются лица с долей прямого или косвенного участия единолично более 25% или более 10%, если совместно с иными налоговыми резидентами РФ доля более 50%.

Главой 3.4 Кодекса вводятся условия в отношении иностранных компаний, соответствие хотя бы одному из которых влечет за собой освобождение прибыли этой компании от налогообложения.

Налоговые резиденты Российской Федерации (контролирующие лица) обязаны уведомлять налоговые органы об участии в иностранных организациях (об учреждении иностранных структур без образования юридического лица), о контролируемых иностранных компаниях, а также уплачивать налог с нераспределенной прибыли контролируемой иностранной компании.

При этом прибыль контролируемой иностранной компании учитывается при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций или по налогу на доходы физических лиц за налоговый период в случае, если ее величина составила более 10 млн. руб. (2015 год - более 50 млн. руб., 2016 год - более 30 млн. руб.).

2) Введено понятие налогового резидентства организаций.

Налоговыми резидентами Российской Федерации, помимо юридических лиц, образованных в соответствии с законодательством Российской Федерации, будут признаваться организации, местом фактического управления которых является Российская Федерация, если иное не предусмотрено международным договором.

Такие организации будут уплачивать налог на прибыль организаций в Российской Федерации.

Иностранной организации, осуществляющей деятельность в Российской Федерации через обособленное подразделение, предоставлено право самостоятельно признать себя налоговым резидентом Российской Федерации, а также отказаться от такого статуса.

3) Введение фактического получателя дохода.

Норма направлена на пресечение выведения доходов в низконалоговые юрисдикции с применением соглашений об избежании двойного налогообложения (в отношении дивидендов, процентов, платежей по нематериальным активам). Раскрытие информации о фактических получателях дохода привнесет существенный вклад в собираемость налогов.

Кроме того, в целях повышения эффективности осуществления мероприятий налогового контроля в рамках противодействия уклонению от налогообложения в Российской Федерации с помощью офшорных компаний:

- ратифицирована Конвенция о взаимной административной помощи по налоговым делам. Положения данной Конвенции обеспечивают возможность обмена налоговой информацией, включая проведение одновременных налоговых проверок со странами - участницами Конвенции, а также помощь по взиманию налогов на их территориях;

- утверждено Типовое межправительственное соглашение об обмене налоговой информацией. На основе данного Типового соглашения возможно заключение соответствующих двусторонних межправительственных соглашений с офшорными и низконалоговыми юрисдикциями в целях противодействия использованию незаконных схем минимизации налогообложения.

В совокупности вышеуказанные нормы направлены на обеспечение прозрачности ведения бизнеса, создание действенного механизма пресечения использования низконалоговых юрисдикций с целью создания необоснованных преференций и получения необоснованной налоговой выгоды, а также совершенствование норм законодательства о налогах и сборах в части налогообложения и контроля иностранных организаций.