<Письмо> Росреестра от 04.02.2015 N 14-01722/15 <О направлении разъяснений>

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,

КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ

ПИСЬМО

от 4 февраля 2015 г. N 14-01722/15

Управление методического обеспечения и анализа в сфере регистрации прав и кадастрового учета Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии сообщает.

1. Минэкономразвития России письмом от 09.09.2013 N 19162-ПК/Д23и высказало мнение, согласно которому поставленные на государственный кадастровый учет до 08.12.2011 земельные участки, в отношении которых в государственном кадастре недвижимости имеются сведения об отнесении их к категории земель лесного фонда, и имеющие статус сведений "временные", учитывая отнесение согласно Лесному кодексу Российской Федерации лесных участков в составе земель лесного фонда к федеральной собственности, не могут быть аннулированы и исключены из государственного кадастра недвижимости по истечении двух лет с момента постановки таких земельных участков на государственный кадастровый учет и отсутствия соответствующих регистрационных записей в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним; таким земельным участкам органом кадастрового учета на основании части 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации может быть присвоен статус "учтенные".

Копия названного письма направлена Росреестром в территориальные органы Росреестра и ФГБУ "ФКП Росреестра" письмом от 02.10.2013 N 14-исх/09123-ГЕ/13.

Кроме того, письмом от 05.03.2014 N 14-исх/02402-ГЕ/14 Росреестр в том числе поручил ФГБУ "ФКП Росреестра" усилить контроль за деятельностью филиалов ФГБУ "ФКП Росреестра" (в том числе установить, содержатся в АИС ГКН сведения о лесных участках государственного лесного фонда с временным статусом и по каким причинам), а также повторно направить в филиалы соответствующие разъяснения относительно изменения статуса сведений о лесных участках государственного лесного фонда с "временного" на "учтенный" в порядке исправления технической ошибки.

О результатах проведенной работы ФГБУ "ФКП Росреестра" проинформировало Росреестр письмом от 10.04.2014 N 10-0366-АГ, в котором сообщило о направлении в филиалы ФГБУ "ФКП Росреестра" поручения (письмо от 09.04.2014 N 10-1255-КЛ) о необходимости изменения статуса сведений о лесных участках с "временные" на "учтенные".

2. Относительно раздела земельного (лесного) участка, при котором исходный земельный (лесной) участок не сохраняется в измененных границах и сумма площадей образованных земельных участков меньше площади исходного земельного (лесного) участка, отмечаем.

В соответствии с пунктом 20 Требований к подготовке межевого плана, в том числе особенностей подготовки межевого плана в отношении земельных участков, указанных в части 10 статьи 25 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", утвержденных приказом Минэкономразвития России от 24.11.2008 N 412, если образование земельных участков сопровождалось проведением кадастровых работ по уточнению местоположения границы исходного (измененного) земельного участка, оформляются: межевой план по уточнению местоположения границы земельного участка и межевой план по образованию земельных участков.

В этой связи разделу земельного (лесного) участка, сведения о местоположении которого отсутствуют в государственном кадастре недвижимости, должно предшествовать уточнение местоположения его границ.

КонсультантПлюс: примечание.

С 1 января 2017 года Федеральным законом от 03.07.2016 N 361-ФЗ внесены существенные изменения в Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ, в частности изменено его наименование на "О кадастровой деятельности". С этого же срока государственный кадастровый учет недвижимого имущества и государственная регистрация прав на недвижимое имущество осуществляются в порядке, установленном Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ.

Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" не содержит запрет на уменьшение площади земельного участка при уточнении местоположения его границ, однако, учитывая, что в ряде случаев такие расхождение могут быть значительными (например, в связи с включением части территории земельного (лесного) участка в границы населенного пункта), представляется целесообразным включение в приложение к межевому плану документов, поясняющих разницу в площади земельного (лесного) участка, содержащейся в государственном кадастре недвижимости и полученной в результате уточнения местоположения границ земельного участка; в разделе межевого плана "Заключение кадастрового инженера" может быть приведено обоснование результатов соответствующих кадастровых работ.

При этом в случае соблюдения указанных выше положений суммарная площадь образованных земельных участков не может отличаться от площади исходного земельного участка, раздел которого осуществлен без сохранения его в измененных границах.

3. В отношении земельных (лесных) участков, поставленных на государственный кадастровый учет после 08.12.2011 в связи с их разделом без сохранения в измененных границах (без предварительного уточнения местоположения границ исходного земельного (лесного) участка), полагаем возможным изменение статуса сведений государственного кадастра недвижимости с "временный" на "учтенный" (если при постановке земельных (лесных) участков на государственный кадастровый учет, в том числе при отсутствии в заявлениях об их постановке на учет указания на норму федерального закона, устанавливающую момент возникновения права, сведениям о них был присвоен статус "временный").

Также в рассматриваемом случае полагаем возможным рекомендовать органу, уполномоченному в области лесных отношений (или его представителю), подать заявления о государственной регистрации прав и государственной регистрации прекращения прав с целью государственной регистрации права собственности Российской Федерации на образуемые земельные (лесные) участки и государственной регистрации прекращения права на земельный (лесной) участок, из которого были образованы земельные (лесные) участки без сохранения исходного земельного (лесного) участка в измененных границах; при этом заявителем наряду с документами, необходимыми для регистрации прав, может быть представлен документ (например, письмо органа, уполномоченного в области лесных отношений), поясняющий разницу в площадях исходного земельного (лесного) участка и образованных из него земельных (лесных) участков (в ряде случаев такая разница обусловлена, например, тем, что часть территории лесного участка включена в границы населенного пункта), либо при решении вопроса в судебном порядке вступившее в законную силу решение суда.

Начальник Управления

методического обеспечения

и анализа в сфере регистрации

прав и кадастрового учета

Н.С.ЛЕЩЕНКО