Документ не применяется. Подробнее см. Справку

3. Анализ необходимости регулирования данной сферы

3.1. Как следует из целей регулирования порядка учета и хранения драгоценных металлов и драгоценных камней, предполагается наличие государственного контроля за движением и сохранностью драгоценных металлов и драгоценных камней. При этом действующее законодательство об осуществлении контроля (надзора) в Российской Федерации не регламентирует осуществление такого контроля.

Так, в соответствии со статьей 13 Федерального закона N 41-ФЗ периодический контроль за хранением и учетом драгоценных металлов и камней осуществляется в рамках федерального пробирного надзора.

В соответствии с пунктом 4 Положения о Федеральном казенном учреждении "Российская Государственная Пробирная Палата при Министерстве финансов Российской Федерации", утвержденного приказом Минфина России от 12 декабря 2005 г. N 327, контроль за учетом и хранением драгоценных металлов и драгоценных камней осуществляется Российской Государственной Пробирной Палатой.

При этом, с принятием Федерального закона от 26 марта 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", фактически, упраздняются полномочия казенных учреждений по осуществлению государственного контроля (надзора).

По данным Минфина России, с 2009 года сотрудники Российской Государственной Пробирной Палаты привлекались к участию в контрольных проверках организаций в сфере оборота драгоценных металлов, камней и продукции из них исключительно в рамках деятельности МВД России.

3.2. Не ясны цели осуществления контроля за движением и сохранностью драгоценных металлов и драгоценных камней всеми участниками оборота этой категории товаров. Следует учитывать, что в 2003 году драгоценные металлы и драгоценные камни исключены из перечня объектов, регулируемых законодательством о валютном регулировании и валютном контроле. При этом, собственно, правовое регулирование данной сферы осталось неизменным. На сегодняшний день драгоценные металлы и драгоценные камни не являются вещами, изъятыми из оборота либо ограниченными в нем, не являются валютными ценностями и не относятся к товарам, которые могут причинить вред жизни и здоровью граждан. В этой связи может быть поднят вопрос о самой целесообразности сохранения государственного регулирования в сфере учета и хранения драгоценных металлов и драгоценных камней.

Необходимо иметь в виду, что требования по учету и хранению драгоценных металлов и драгоценных камней подлежат соблюдению значительным количеством субъектов предпринимательской деятельности, для которых, в свою очередь, исполнение таких требований сопряжено с соответствующими дополнительными издержками административного характера. По оценкам экспертов, указанные издержки субъектов предпринимательской деятельности составляют около 1,5% от их выручки.

Следует учитывать, что при этом обязанность организаций по ведению бухгалтерского и налогового учета сохраняется. По мнению экспертов, сохранение за субъектами предпринимательской деятельности соответствующих дополнительных издержек в рамках исполнения требований Приказа влечет снижение налогооблагаемой базы организаций, а также снижение конкурентоспособности произведенных в Российской Федерации изделий по сравнению с продукцией иностранного производства.

Вместе с тем необходимо учитывать, что, в соответствии со статьей 19.14 Кодекса об административной ответственности Российской Федерации, нарушение порядка учета и хранения драгоценных металлов и драгоценных камней, в свою очередь, влечет административную ответственность в виде штрафа в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц организаций, совершающих операции с драгоценными металлами, драгоценными камнями во всех видах или изделиями, их содержащими, - от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

В соответствии с вышеуказанным рекомендуется рассмотреть вопрос об отмене требований по учету и хранению драгоценных металлов и драгоценных камней либо об ограничении сферы применения этих требований исключительно областями, в которых присутствуют экономические интересы государства как собственника драгоценных металлов и держателя золотого запаса (то есть, в отношении драгоценных металлов и драгоценных камней, находящихся в государственной собственности; ведение учета организациями, осуществляющими аффинаж драгоценных металлов), и прекратить действие требований Инструкции в отношении иных организаций в рассматриваемой сфере отношений.