Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

4.2. Меры безопасности в случае пожара на электропоезде

4.2.1. Указания машиниста электропоезда, являющегося ответственным за организацию тушения пожара, обязательны для всей поездной бригады.

4.2.2. Получив сообщение о пожаре на электропоезде при следовании по перегону, машинист должен:

принять меры к остановке и закреплению поезда на участке, по возможности горизонтальном и благоприятном для подъезда пожарного транспорта, предварительно опустив токоприемники. Запрещается останавливать поезд на искусственных сооружениях и под ними, а также в других местах, препятствующих эвакуации пассажиров и организации тушения пожара;

сообщить поездному диспетчеру, дежурным по станциям, ограничивающим перегон, о месте остановки и необходимости вызова пожарной помощи;

сообщить работникам поездной бригады электропоезда о случившемся, немедленной доставке огнетушителей к месту пожара и оказании помощи в эвакуации пассажиров из вагона;

во избежание возможного распространения пламени и дыма в вагонах необходимо произвести аварийное отключение системы кондиционирования воздуха во всем электропоезде.

4.2.3. После остановки поезда машинист, исходя из сложившейся обстановки, может потребовать через поездного диспетчера снятие напряжения и заземление контактной сети и проводов ВЛ (если провод касается поезда и имеется вероятность пережога проводов при тушении пожара, а также если необходимо приближаться к находящимся под напряжением проводам ближе 2 м).

До получения приказа энергодиспетчера о снятии напряжения в контактной сети и ее заземлении работниками дистанции электроснабжения запрещается приближаться к проводам и другим частям контактной сети и воздушных линий на расстояние менее 2 м, а к оборванным проводам контактной сети - на расстояние менее 8 м.

4.2.4. До снятия напряжения в контактной сети тушение горящих объектов разрешается проводить только углекислотными, аэрозольными и порошковыми огнетушителями, не приближаясь к проводам контактной сети ближе 2 м.

4.2.5. При тушении углекислотными огнетушителями необходимо пользоваться средствами защиты рук (рукавицами, перчатками хлопчатобумажными).

4.2.6. Тушение горящих объектов водой, химическими пенными или воздушно-пенными огнетушителями можно производить только при обесточенных цепях на электропоезде, а тушение пожара на электропоезде с помощью специальной техники - после снятия напряжения и заземления контактной сети.

4.2.7. Тушение горящих объектов, расположенных на расстоянии более 7 м от контактной сети и проводов ВЛ, находящихся под напряжением, допускается любыми огнетушителями без снятия напряжения. При этом необходимо следить, чтобы струя воды или пенного раствора не приближалась к контактной сети и другим частям, находящимся под напряжением на расстояние менее 2 м.

При попадании пены на незащищенные участки тела необходимо стереть ее платком или другой тканью и обильно промыть слабой струей проточной воды.

4.2.8. Если на человеке загорелась одежда, нужно как можно скорее погасить огонь. При этом нельзя сбивать пламя незащищенными руками.

Воспламенившуюся одежду нужно быстро сбросить, сорвать, либо погасить, заливая водой, а зимой присыпая снегом. Можно сбить пламя, катаясь в горящей одежде по полу, земле. На человека в горящей одежде можно также накинуть плотную ткань, одеяло, брезент, которые после ликвидации пламени необходимо убрать, чтобы уменьшить термическое воздействие на кожу человека. Человека в горящей одежде нельзя укутывать с головой, так как это может привести к поражению дыхательных путей и отравлению токсичными продуктами горения.

4.2.9. В случае невозможности ликвидировать пожар имеющимися средствами пожаротушения, следует обеспечить эвакуацию пассажиров из электропоезда с безопасной для них стороны.