Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

3.2. Проведение комплексной аудиторской проверки и оформление ее результатов

3.2. Проведение комплексной аудиторской проверки

и оформление ее результатов

3.2.1. До начала проведения проверки руководитель проверки:

проводит совещание с работниками проверяющей группы по организационным вопросам проведения проверки. При необходимости в совещании принимают участие руководитель (заместитель руководителя) проверяющего налогового органа, начальник (заместитель начальника) ПВА, а также начальники (заместители начальников) иных структурных подразделений проверяющего налогового органа, направивших своих работников для участия в проверке;

при необходимости разрабатывает рабочий план аудиторской проверки (рекомендуемая форма приведена в приложении N 5 к Регламенту);

под подпись знакомит работников проверяющей группы с утвержденной программой проверки и (при наличии) с рабочим планом проверки.

3.2.2. В первый день проверки в проверяемом налоговом органе проводится организационное совещание с участием руководителя проверки, работников проверяющей группы, руководителя и работников проверяемого налогового органа, на котором:

руководитель проверки представляет работников проверяющей группы, решает организационно-технические вопросы проведения проверки, в том числе касающиеся порядка истребования и сроков представления необходимых документов, материалов и информации;

руководитель проверяемого налогового органа знакомит руководителя проверки с приказом об организационном обеспечении работы проверяющей группы, которым назначен координатор организационного обеспечения и распределены соответствующие обязанности работников проверяемого налогового органа по обеспечению работников проверяющей группы рабочими местами, материалами, необходимыми для внутреннего аудита, документами и информацией (в том числе из информационных ресурсов), а также знакомит работников проверяющей группы с работниками проверяемого налогового органа.

3.2.3. Руководитель проверяемого налогового органа обязан:

к началу первого дня проведения проверки обеспечить работников проверяющей группы помещениями и рабочими местами с персональными компьютерами, подключенными к необходимым информационным ресурсам (в том числе обеспечить доступ к используемым базам данных), услугами связи, автотранспортом, организационной техникой;

в ходе проверки обеспечить своевременное, в соответствии с требованием руководителя проверки (работников проверяющей группы) (устным или письменным), представление руководителю проверки (работникам проверяющей группы) всех необходимых для проведения проверки материалов, документов и иной информации (в том числе из информационных ресурсов), а также, по требованию проверяющих, копий документов, заверенных в установленном порядке, для приобщения к материалам проверки;

обеспечить условия для своевременного получения работниками проверяющей группы документов и иной информации, необходимых для проведения проверки.

На время проведения проверки, проводимой ФНС России (МИ ФНС России по ФО), по письменному требованию руководителя проверяющего налогового органа проверяемые УФНС приостанавливают проведение комплексных и тематических аудиторских проверок в отношении нижестоящих налоговых органов (ИФНС).

3.2.4. Каждый работник проверяющей группы проводит проверку по направлениям деятельности и вопросам согласно утвержденной программе проверки, а также по иным вопросам по заданию руководителя проверки.

3.2.5. Руководитель проверки и (или) работники проверяющей группы, ответственные за конкретное направление проверки, имеют право получать от работников проверяемого налогового органа письменные пояснения по проверяемым вопросам и направлениям деятельности с целью объективного отражения в материалах проверки выявленных нарушений и недостатков.

Требование о представлении документов оформляется в 2 (двух) экземплярах, один из которых передается руководителю проверяемого налогового органа (иному уполномоченному лицу) под подпись с указанием даты и времени его вручения на обоих экземплярах такого требования. Должностные лица проверяемого налогового органа (руководитель, заместители руководителя, начальники структурных подразделений) обеспечивают своевременное исполнение полученных от работников проверяющей группы требований о представлении документов.

Документы, представленные работникам проверяющей группы по требованию о представлении документов, подлежат сплошной проверке, их общее количество учитывается как количество проверенных документов при расчете процентного отношения выявленных нарушений и недостатков.

При проведении проверки дистанционно требование о представлении документов составляется в одном экземпляре и направляется руководителю (иному уполномоченному лицу) проверяемого налогового органа в электронном виде или в виде сканированной копии документа. Оригинал требования о представлении документов на бумажном носителе остается у работника проверяющей группы и впоследствии приобщается к материалам проверки.

3.2.6. При проведении проверки необходимо учитывать следующие положения:

для целей проверки используются подлинники документов;

работа с документами, составляющими государственную, налоговую, служебную тайну, а также с иными сведениями, доступ к которым ограничен, осуществляется в порядке, установленном соответствующим приказом ФНС России;

объем выборки данных (документов) из всей проверяемой совокупности должен обеспечивать возможность сбора требуемых сведений, позволяющих сделать однозначный вывод о состоянии дел по проверяемому вопросу.

Результаты дополнительных выборок из баз данных, сформированных в ходе проверки, представляются проверяемому налоговому органу для ознакомления и представления пояснений не позднее чем за 5 (пять) календарных дней до вручения Справки о результатах аудиторской проверки (Приложение 6 к Регламенту, далее - справка проверки) для подписания.

Дополнительные выборки проводятся:

для проверки пояснений, полученных от проверяемого налогового органа;

для уточнения сведений, представленных проверяемым налоговым органом работникам проверяющей группы в ходе проверки;

для сбора информации, получение которой в рамках предпроверочного анализа не представлялось возможным.

Руководитель и работники проверяющей группы несут персональную ответственность за преднамеренное искажение результатов проверки, сокрытие фактов нарушений, нарушение служебной этики, использование служебного положения в корыстных целях.

В ходе проверки могут быть проверены вопросы, связанные с полнотой, достоверностью и своевременностью представления в вышестоящий налоговый орган (ФНС России, УФНС) статистической налоговой отчетности за проверяемый период, срок представления которой наступил после окончания проверяемого периода, в том числе непосредственно во время проведения проверки.

3.2.7. Работники проверяющей группы обязаны информировать руководителя проверки обо всех случаях нарушения должностными лицами проверяемого налогового органа письменно установленных сроков представления истребованных документов, материалов, информации либо о возникновении иных препятствий для проведения проверки.

В указанных случаях руководитель проверки направляет на имя руководителя (заместителя руководителя) проверяемого налогового органа требование о представлении документов в письменной форме с указанием конкретного срока представления необходимых для проведения проверки документов (материалов, информации) либо устранения препятствий для проведения проверки. Одновременно руководитель (заместитель руководителя) проверяемого налогового органа представляет руководителю проверки письменные объяснения по факту невыполнения требования работника проверяющей группы.

При невыполнении письменного требования о представлении документов в указанный в нем срок руководитель проверки сообщает об этом факте руководителю (заместителю руководителя) налогового органа, назначившего проверку (ФНС России, УФНС) в форме докладной записки.

3.2.8. Руководитель проверки в ходе ее проведения:

принимает решения по спорным вопросам, возникшим между работниками проверяющей группы и проверяемого налогового органа;

при необходимости изменяет проверяемый период деятельности налогового органа по отдельным направлениям (вопросам), известив об этом назначивший проверку и проверяемый налоговые органы. Причины изменения проверяемого периода в обязательном порядке отражаются в акте о результатах проверки;

при необходимости уточняет список подлежащих проверке налоговых органов, нижестоящих по отношению к проверяемому УФНС (для МИ ФНС России по ФО);

в случае установления факта невыполнения работником проверяющей группы требований, предусмотренных программой проверки, или нарушения им трудовой дисциплины, представляет докладную записку руководителю (заместителю руководителя) проверяющего налогового органа с целью рассмотрения и принятия решения по вопросу дальнейшего участия этого работника в проверке;

имеет право получать письменные пояснения работников проверяемого налогового органа по вопросам, возникающим в ходе проверки.

Руководитель проверки не реже одного раза в неделю направляет в УКНО ФНС России (ПВА УФНС) письменное сообщение о ходе проведения проверки, разногласиях и спорных вопросах, возникших между работниками проверяющей группы и проверяемого налогового органа.

3.2.9. УКНО ФНС России оказывает содействие работникам МИ ФНС России по ФО при решении возникающих в ходе проверок разногласий и спорных вопросов, а в случае необходимости осуществляет контроль за проведением проверки с выездом в проверяемый налоговый орган.

3.2.10. Срок проведения проверки, осуществляемой ФНС России и МИ ФНС России по ФО в отношении МИ ФНС России по КН, МИ ФНС России по ценам, МИ ФНС России по КК, МИ ФНС России по ЦОД и УФНС, не должен превышать 30 (тридцати) календарных дней.

В течение 5 (пяти) рабочих дней, предшествующих окончанию проверки, руководитель проверки рассматривает возражения с приложенными к ним документами, представленные проверенным налоговым органом по справкам проверки, формирует акт о результатах аудиторской проверки, Информацию о суммовых оценках неисчисленных (недопоступивших) платежей, неприменения мер взыскания задолженности и занижения налоговых баз по результатам аудиторской проверки (приложение N 15 к Регламенту, порядок заполнения указанной информации изложен в приложении N 16 к Регламенту), Информацию о суммах дополнительно поступивших денежных средств в бюджет по итогам принятых мер по устранению нарушений и недостатков, выявленных аудиторской проверкой (приложение N 17 к Регламенту, порядок заполнения информации изложен в приложении N 18 к Регламенту), Информацию о работе по привлечению налогоплательщиков к корректировке налоговых обязательств в связи с уточнением налоговой базы (приложение N 19 к Регламенту, порядок заполнения информации изложен в приложении N 20 к Регламенту).

(в ред. Приказа ФНС России от 18.10.2016 N ММВ-7-16/570@)

(см. текст в предыдущей редакции)

Срок проведения проверки, осуществляемой УФНС в отношении нижестоящих ИФНС, не должен превышать 15 (пятнадцати) рабочих дней, из которых:

в течение 10 (десяти) рабочих дней работниками проверяющей группы проводятся мероприятия по проверке документов на бумажных носителях, анализируются представленные проверяемым налоговым органом пояснения, формируются и подписываются справки проверки направления деятельности проверяемого налогового органа;

в течение 5 (пяти) рабочих дней, предшествующих окончанию проверки, руководитель проверки на своем рабочем месте (в УФНС) рассматривает возражения, представленные проверенным налоговым органом по справкам проверки, формирует акт о результатах аудиторской проверки, Информацию о суммовых оценках неисчисленных (недопоступивших) платежей, неприменения мер взыскания задолженности и занижения налоговых баз по результатам аудиторской проверки (приложение N 15 к Регламенту), Информацию о суммах дополнительно поступивших денежных средств в бюджет по итогам принятых мер по устранению нарушений и недостатков, выявленных аудиторской проверкой (приложение N 17 к Регламенту), Информацию о работе по привлечению налогоплательщиков к корректировке налоговых обязательств в связи с уточнением налоговой базы (приложение N 19 к Регламенту).

(в ред. Приказа ФНС России от 18.10.2016 N ММВ-7-16/570@)

(см. текст в предыдущей редакции)

3.2.11. Результаты проверки отдельного направления деятельности налогового органа, согласно утвержденной программе проверки, оформляются работником (работниками) проверяющей группы в виде справки проверки.

В справку проверки включаются:

проверенные данные и факты, содержащиеся в информационных ресурсах, документах и материалах проверенного налогового органа;

анализ показателей эффективности организации деятельности по конкретному направлению за проверяемый период в сравнении со средними показателями по Российской Федерации, по федеральному округу, в состав которого входит проверяемое УФНС, и (или) по соответствующей группе УФНС (в соответствии с распоряжением ФНС России от 08.08.2011 N 98@ "Об утверждении категорийности управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации") либо по соответствующему субъекту Российской Федерации;

выявленные нарушения и недостатки в деятельности проверяемого налогового органа;

информация, содержащаяся в оформленных и подписанных справках проверок ИФНС, нижестоящих по отношению к проверяемому УФНС;

другие данные и факты, имеющие значение для принятия решения по результатам проведенной проверки;

сведения об имеющемся положительном опыте в деятельности проверяемого налогового органа (при наличии);

краткие итоги аудиторской проверки проверяемого направления деятельности в суммовом выражении.

3.2.12. При выявлении фактов нарушений и недостатков в справке проверки следует указать:

суть выявленных нарушений со ссылками на наименование, статьи и пункты законодательных, иных нормативных правовых актов Российской Федерации и актов ФНС России, положения которых нарушены;

характеристику выявленных нарушений, их суммовое, количественное и процентное выражение от количества проверенных документов с указанием конкретных примеров и реквизитов документов, подтверждающих выявленные нарушения. При большом объеме информации, включающей в себя реквизиты и иные данные документов, подтверждающих выявленные в результате проверки нарушения, указанная информация отражается в приложениях к справке проверки, являющихся ее неотъемлемой частью.

причины допущенных нарушений и недостатков, их последствия;

конкретных должностных лиц, курирующих проверяемое направление деятельности, в период исполнения обязанностей которых допущены выявленные проверкой нарушения.

В справку проверки включаются сведения о нарушениях и недостатках в деятельности проверяемого налогового органа, допущенные в проверяемом периоде деятельности. При проверке соблюдения проверяемым налоговым органом установленных сроков датой нарушения считается срок совершения действий (операций, процедур), установленных законодательными, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими правоотношения, возникающие при исполнении ФНС России возложенных на нее функций.

Работник проверяющей группы вправе включить в справку проверки информацию о мерах по устранению выявленных в ходе проверки нарушений и недостатков, принятые проверяемым налоговым органом в период проведения проверки, а также результаты этих мер.

При отсутствии нарушений по отдельным вопросам проверки направлений деятельности налоговых органов в справке проверки делается соответствующая запись.

3.2.13. Работники проверяющего (назначившего проверку) налогового органа оказывают содействие работникам проверяющей группы (по устному или письменному запросу) для решения возникших в ходе проверки спорных вопросов и разногласий между работниками проверяющей группы и проверяемого налогового органа.

3.2.14. К справке проверки, при необходимости, прилагаются:

документы (их копии), заверенные в установленном порядке, характеризующие организацию деятельности проверяемого налогового органа по проверенному направлению;

документы (их копии), заверенные в установленном порядке, подтверждающие факты выявленных нарушений и недостатков в деятельности проверяемого налогового органа и имеющие значение для правильного и объективного принятия решения по результатам проверки;

копии актов повторных выездных налоговых проверок, проведенных работниками проверяющей группы в период проверки;

иные документы и материалы, подтверждающие отраженные в справке проверки факты нарушений в деятельности проверяемого налогового органа, имеющие значение для правильного и объективного принятия решения по результатам проверки, в том числе скриншоты (снимки экрана) с информацией из баз данных и иных информационных ресурсов, подтверждающие факты выявленных нарушений;

подписанная должностными лицами проверяющего и проверяемого налоговых органов Информация о суммовых оценках неисчисленных (недопоступивших) платежей, неприменения мер взыскания задолженности и занижения налоговых баз по результатам аудиторской проверки (приложение N 15 к Регламенту), Информация о суммах дополнительно поступивших денежных средств в бюджет по итогам принятых мер по устранению нарушений и недостатков, выявленных аудиторской проверкой (приложение N 17 к Регламенту), Информация о работе по привлечению налогоплательщиков к корректировке налоговых обязательств в связи с уточнением налоговой базы (приложение N 19 к Регламенту) - для МИ ФНС России по ФО к справке проверки по отдельному направлению деятельности УФНС, для УФНС - к справке проверки по отдельному направлению деятельности ИФНС.

(в ред. Приказа ФНС России от 18.10.2016 N ММВ-7-16/570@)

(см. текст в предыдущей редакции)

Допускается представление приложений к справке проверки в электронном виде, с защитой от несанкционированного изменения.

3.2.15. Руководитель проверки знакомится с материалами проверки на всех стадиях подготовки справок проверки по предусмотренным программой проверки направлениям деятельности и должен быть ознакомлен с проектом справки проверки не менее чем за день до вручения этой справки руководителю проверяемого налогового органа для ее подписания.

3.2.16. Справка проверки должна иметь сквозную нумерацию страниц, отметку ограничения доступа к документу "Для служебного пользования", составляется в 2 (двух) экземплярах, каждый из которых подписывается осуществлявшим(и) проверку работником (работниками) проверяющей группы и работниками проверенного налогового органа (руководителем и (или) заместителем руководителя налогового органа, курирующим данное направление деятельности).

Справка проверки вручается руководителю (заместителю руководителя) проверенного налогового органа, курирующему данное направление деятельности для ознакомления и подписания не позднее чем за 1 (один) рабочий день до окончания срока проверки соответствующего направления деятельности проверяемого налогового органа, по реестру приема-передачи документов "ДСП", форма которого утверждается соответствующим приказом ФНС России, под подпись с указанием даты получения.

Справки проверок, проведенных МИ ФНС России по ФО в отношении ИФНС дистанционно, для подписания вручаются руководителю (заместителю руководителя) УФНС. УФНС обеспечивает доведение справок проверок, проведенных в отношении ИФНС дистанционно, до соответствующих ИФНС.

3.2.17. Руководитель (заместитель руководителя) проверяемого налогового органа, курирующий проверенное направление деятельности, не позднее дня, следующего за днем вручения справки проверки, подписывает 2 (два) экземпляра справки проверки, первый из которых возвращает (с указанием в реестре приема-передачи документов "ДСП" даты возврата) работнику (работникам) проверяющей группы, а второй оставляет у себя для последующего приобщения в установленном порядке к материалам проверки в соответствии с номенклатурой дел.

Для МИ ФНС России по ФО справки проверок ИФНС подписывают руководитель и заместитель руководителя проверенной ИФНС, курирующий проверенное направление деятельности, при подписании справок проверок посредством универсальной квалифицированной электронной подписи (УКЭП) - только руководитель проверенной ИФНС.

3.2.18. Работник (работники) проверяющей группы после подписания справки проверки руководителем (заместителем руководителя) проверяемого налогового органа, курирующим проверенное направление деятельности, передает руководителю проверки первый экземпляр подписанной справки проверки с приложением необходимых материалов и документов (их копий), заверенных в установленном порядке, а также ее электронную копию.

3.2.19. При отказе руководителя (заместителя руководителя) проверенного налогового органа, курирующего проверенное направление деятельности, от подписания справки проверки работником проверяющей группы в справке проверки делается следующая запись:

__________________________________________________________________

Ф.И.О., должность лица проверяемого налогового органа

от подписания справки о результатах аудиторской проверки отказался

Запись заверяется подписями работника проверяющей группы, сделавшего данную запись, и руководителя проверки с указанием даты.

Одновременно руководитель (заместитель руководителя) проверенного налогового органа, курирующий проверенное направление деятельности, обязан представить на имя руководителя проверки письменное объяснение мотивов отказа подписать справку проверки.

3.2.20. В случае несогласия с отдельными пунктами (данными, фактами) справки проверки указанные выше лица подписывают справку проверки с отметкой: "С возражениями". При отсутствии указанной отметки справка проверки считается подписанной без возражений.

Возражения по справке проверки представляются руководителю проверки в письменной форме (приложение N 23 к Регламенту) не позднее 3 (трех) календарных дней после подписания справки проверки с приложением необходимых документов или их копий, прошитых, пронумерованных и заверенных в установленном порядке, подтверждающих обоснованность этих возражений.

Возражения должны содержать ссылки на конкретные пункты справки проверки, с которыми не согласен проверяемый налоговый орган. При этом изложение позиции должно быть кратким, последовательным, четким и ясным.

Возражения не должны содержать пояснения причин, по которым допущено данное нарушение. Все пояснения по выявленным нарушениям и недостаткам представляются в письменном виде работникам проверяющей группы до подписания соответствующей справки проверки.

3.2.21. Актом о результатах аудиторской проверки оформляются результаты проверки в целом по всем проверенным направлениям деятельности налогового органа.

Акт о результатах аудиторской проверки (далее - акт проверки) формирует руководитель проверки на основании данных и фактов, изложенных в справках проверок, с учетом результатов рассмотрения возражений, представленных по справкам проверок, а также иных фактов, имеющих документальное подтверждение, но не вошедших в справки проверки.

3.2.22. Акт проверки состоит из двух частей: вводной и описательной.

Вводная часть акта проверки представляет собой общие сведения о проводимой проверке и проверяемом налоговом органе и должна содержать:

регистрационный номер и дату составления акта проверки;

наименование проверяемого налогового органа (объекта проверки);

проверенный период деятельности налогового органа;

наименование места проведения проверки (населенного пункта, на территории которого составлялся акт проверки);

основания проведения проверки (дату и номер приказа о назначении проверки, дату утверждения программы, Ф.И.О. и должность лица, утвердившего программу проверки);

Ф.И.О. и должность руководителя проверки, наименование проверяющего налогового органа;

срок проведения проверки;

Ф.И.О. руководителя проверяемого налогового органа, с указанием периодов курирования соответствующих направлений деятельности и подразделений налогового органа и (или) нижестоящих налоговых органов (ИФНС);

Ф.И.О. заместителей руководителя проверяемого налогового органа, с указанием периодов курирования соответствующих направлений деятельности и подразделений налогового органа и (или) нижестоящих налоговых органов;

сведения о предыдущей комплексной аудиторской проверке с указанием регистрационного номера и даты акта проверки, проверенного периода, наименования налогового органа, осуществлявшего комплексную аудиторскую проверку;

количество и наименование проверенных ИФНС (для проверок, проводимых ФНС России и МИ ФНС России по ФО);

краткие итоги аудиторской проверки в суммовом выражении: сумма неисчисленных поступлений (налог, пени, штрафные санкции, административные штрафы), а также суммы задолженности, не обеспеченные мерами взысканий.

3.2.23. Описательная часть акта проверки должна содержать результаты проверок по всем направлениям деятельности проверяемого налогового органа в соответствии с утвержденной программой проверки и состоять из разделов, соответствующих проверенным направлениям деятельности.

В описательной части акта проверки систематизированно излагается информация, характеризующая деятельность проверенного налогового органа на основании сведений, изложенных в справках проверок, в частности:

анализ эффективности деятельности проверенного налогового органа в целом и по конкретным направлениям (на основе данных статистической налоговой отчетности и иных сведений);

причины негативных тенденций в уровне и динамике показателей, характеризующих эффективность деятельности проверяемого налогового органа;

факты нарушений и недостатков, связанных с негативными последствиями, как для проверенного налогового органа, так и для субъекта Российской Федерации и налоговой системы в целом: нарушения, повлекшие недопоступление сумм налога в бюджет, значительное (от 5% и более или влияющее на формирование показателей, участвующих в оценке эффективности деятельности налоговых органов ФНС России) искажение данных статистической налоговой отчетности, отрицательную для налогового органа судебную практику, жалобы налогоплательщиков на действия (бездействие) должностных лиц проверяемого налогового органа, претензии со стороны надзорных, контролирующих и правоохранительных органов и т.п.

При указании фактов нарушений и недостатков в акте проверки должна быть отражена суть выявленных нарушений и недостатков со ссылками на наименование, статьи и пункты законодательных, иных нормативных правовых актов Российской Федерации и актов ФНС России, положения которых нарушены, а также на документы, подтверждающие факты выявленных нарушений.

Выявленные нарушения приводятся в суммовом, количественном и процентном выражении от количества проверенных документов (операций, процедур), с указанием конкретных примеров. При этом нарушения и недостатки группируются в целом по проверяемому налоговому органу (с учетом нижестоящих налоговых органов), а также с разбивкой на проверенные налоговые органы и по проверяемым периодам. Одновременно производится оценка системности нарушений (в том числе в процентном соотношении), а также приводятся причины и последствия допущенных нарушений и недостатков.

В описательную часть акта проверки может быть включена информация об имеющемся положительном опыте в организации деятельности проверяемого налогового органа в части администрирования налогов, контрольной работы и других направлений деятельности.

Если по отдельным вопросам направления деятельности, предусмотренным программой проверки, нарушений и недостатков не установлено, в описательную часть акта проверки вносится запись: "По остальным вопросам программы проверки нарушений не установлено".

Содержание описательной части акта проверки должно соответствовать следующим требованиям:

объективность и обоснованность (отражаемые в акте проверки факты должны являться результатом тщательно проведенной проверки, обеспечивать полноту и однозначность вывода о несоответствии действий (бездействия) налогового органа (его должностных лиц) законодательным, иным нормативным правовым актам Российской Федерации или актам ФНС России с обязательными ссылками на нарушенные положения законодательных, иных нормативных правовых актов Российской Федерации или актов ФНС России, а также на документы, подтверждающие факты выявленных нарушений;

полнота и комплексность отражения всех существенных обстоятельств, имеющих отношение к выявленным недостаткам и нарушениям;

логическая и хронологическая последовательность, системность, лаконичность и доступность изложения (выявленные в процессе проверки нарушения и недостатки должны быть сгруппированы в акте проверки по направлениям (вопросам) программы проверки, соответствующим разделам, статьям, пунктам и подпунктам нарушенных законодательных, иных нормативных актов Российской Федерации, актов ФНС России);

содержащиеся в акте проверки формулировки должны исключать возможность двоякого толкования;

изложение должно быть кратким, последовательным, четким и ясным;

в случае необходимости использования в тексте акта проверки сокращенных наименований и общепринятых аббревиатур при первом употреблении соответствующее словосочетание приводится полностью с одновременным указанием в скобках его сокращенного наименования или аббревиатуры, используемых далее по тексту;

не допускается включение в акт проверки сведений из материалов правоохранительных органов без ссылки на источник информации, а также различного рода предположений и сведений, не основанных на достаточных доказательствах (не подтвержденных документально).

3.2.24. Акт проверки должен иметь сквозную нумерацию страниц, отметку ограничения доступа к документу "Для служебного пользования" и составляется в двух экземплярах, каждый из которых должен быть подписан руководителем проверки и руководителем проверенного налогового органа. К акту проверки прилагаются копии приказов проверенных налоговых органов о распределении обязанностей между должностными лицами проверяемого налогового органа в проверяемом периоде.

(в ред. Приказа ФНС России от 28.06.2016 N ММВ-7-16/383@)

(см. текст в предыдущей редакции)

В обязательном порядке к акту проверки прилагается Информация о суммовых оценках неисчисленных (недопоступивших) платежей, неприменения мер взыскания задолженности и занижения налоговых баз по результатам аудиторской проверки (приложение N 15 к Регламенту), Информация о суммах дополнительно поступивших денежных средств в бюджет по итогам принятых мер по устранению нарушений и недостатков, выявленных аудиторской проверкой (приложение N 17 к Регламенту), Информация о работе по привлечению налогоплательщиков к корректировке налоговых обязательств в связи с уточнением налоговой базы (приложение N 19 к Регламенту) и таблица "Распределение обязанностей должностных лиц" (приложение N 24 к Регламенту), подписанные руководителем проверки и руководителем проверенного налогового органа.

(в ред. Приказа ФНС России от 18.10.2016 N ММВ-7-16/570@)

(см. текст в предыдущей редакции)

3.2.25. Руководитель проверки не менее чем за 1 (один) рабочий день до окончания срока проверки обязан вручить по реестру приема-передачи документов "ДСП" под подпись руководителю проверенного налогового органа, с указанием даты получения, акт проверки. Датой акта проверки считается дата его подписания руководителем проверки и руководителем проверенного налогового органа.

3.2.26. Руководитель проверяемого налогового органа не позднее дня, следующего за днем вручения акта проверки, подписывает 2 (два) экземпляра акта проверки и возвращает первый экземпляр акта проверки руководителю проверки по реестру приема-передачи документов "ДСП" под подпись.

Абзац исключен. - Приказ ФНС России от 28.06.2016 N ММВ-7-16/383@.

(см. текст в предыдущей редакции)

3.2.27. При отказе руководителя проверенного налогового органа от подписания акта проверки руководителем проверки в акте делается следующая запись:

_______________________________________________________

Ф.И.О., должность лица проверяемого налогового органа

от подписания акта аудиторской проверки отказался

Запись заверяется подписью руководителя проверки с указанием даты.

Одновременно руководитель проверенного налогового органа представляет письменное объяснение мотивов отказа подписать акт проверки на имя руководителя ФНС России (УФНС).

В случае отказа руководителя проверенного налогового органа от подписания акта проверки, датой акта проверки считается последний день проверки.

3.2.28. В случае несогласия с отдельными фактами, изложенными в акте проверки, а также с выводами проверяющих, руководитель проверенного налогового органа подписывает акт проверки с отметкой "С возражениями". При отсутствии указанной отметки акт проверки считается подписанным без возражений.

Возражения по акту проверки (приложение N 23 к Регламенту) в целом или по его отдельным положениям представляются проверенным налоговым органом в электронном виде с необходимыми приложениями (в виде сканированных копий) не позднее 3 (трех) календарных дней после подписания акта проверки на имя руководителя налогового органа, назначившего проверку (ФНС России, УФНС).

(в ред. Приказа ФНС России от 28.06.2016 N ММВ-7-16/383@)

(см. текст в предыдущей редакции)

Если проверка осуществлялась МИ ФНС России по ФО, то проверенный налоговый орган одновременно с направлением возражений по акту проверки в ФНС России направляет возражения по акту проверки в электронном виде по установленной приложением N 23 к Регламенту форме с необходимыми приложениями (в виде сканированных копий) в МИ ФНС России по ФО, проводившую проверку.

В случае, когда последний день срока подачи возражений по акту проверки приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днем, днем окончания срока подачи возражений по акту проверки считается ближайший следующий за ним рабочий день.

Абзац исключен. - Приказ ФНС России от 28.06.2016 N ММВ-7-16/383@.

(см. текст в предыдущей редакции)

Возражения по акту проверки должны содержать ссылки на конкретные пункты акта проверки, с которыми не согласен проверяемый налоговый орган. При этом изложение позиции должно быть кратким, последовательным, четким и ясным.

Возражения не должны содержать пояснения причин, по которым допущено нарушение.

Поступившие в ФНС России (УФНС) возражения по акту проверки направляются в УКНО ФНС России (ПВА УФНС), которое направляет их в заинтересованные структурные подразделения для рассмотрения и подготовки заключений.

(в ред. Приказа ФНС России от 28.06.2016 N ММВ-7-16/383@)

(см. текст в предыдущей редакции)

Структурные подразделения ЦА ФНС (УФНС) вправе не рассматривать возражения по акту проверки проверенного налогового органа, не связанные с методологическими вопросами, а также основанные на документах, которые не исследовались в ходе проверки в связи с их непредставлением (несвоевременным представлением) проверяемым налоговым органом работникам проверяющей группы по их письменному требованию о представлении документов.

3.2.29. Подписание руководителем (заместителем руководителя) проверенного налогового органа справок проверок, проведенных дистанционно, а также акта проверки при его оформлении по месту нахождения проверяющего налогового органа, осуществляется одним из 3 (трех) способов:

1 способ - электронная копия справки (акта) проверки направляется в проверяемый налоговый орган по защищенным каналам связи с досылкой оригинала по почте. Руководитель (заместитель руководителя) проверяемого налогового органа подписывает справку (акт) проверки посредством УКЭП и пересылает в проверяющий налоговый орган (ФНС России, МИ ФНС России по ФО, УФНС);

2 способ - руководитель (заместитель руководителя) проверенного налогового органа вызывается в проверяющий налоговый орган для подписания справки (акта) проверки, предварительно, за 1 (один) рабочий день, получив от работника проверяющей группы (руководителя проверки) электронную копию справки (акта) проверки на ознакомление;

3 способ - работники проверяющей группы (руководитель проверки) выезжают в проверяемый налоговый орган на срок не более 2 (двух) рабочих дней для подписания справки (акта) проверки.

3.2.30. Первый экземпляр акта проверки остается у руководителя проверки, второй - у руководителя проверенного налогового органа.

(в ред. Приказа ФНС России от 28.06.2016 N ММВ-7-16/383@)

(см. текст в предыдущей редакции)

3.2.31. МИ ФНС России по ФО не позднее 2 (двух) рабочих дней со дня подписания акта проверки (без учета времени нахождения в пути) представляют в УКНО ФНС России:

электронную копию акта проверки (в формате Word);

(в ред. Приказа ФНС России от 28.06.2016 N ММВ-7-16/383@)

(см. текст в предыдущей редакции)

электронные копии всех справок проверок аудиторской проверки (в формате Word).

Хранение справок проверок на бумажных носителях осуществляется МИ ФНС России по ФО.

3.2.32. Справки (акт) проверки регистрируются в журналах регистрации документов по результатам проверок "Для служебного пользования" в подразделениях внутреннего аудита (УКНО ФНС России, отделах контроля налоговых органов МИ ФНС России по ФО, ПВА УФНС). В журнале регистрации документов, объем которого превышает 1 (один) лист, листы должны быть прошиты, пронумерованы и скреплены печатью налогового органа.