Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

РАЗДЕЛ 2. Планирование аудиторских проверок

2.1. Аудиторские проверки налоговых органов осуществляются как в плановом, так и во внеплановом порядке.

2.2. Периодичность планирования аудиторских проверок - полугодовая.

2.3. В основу планирования аудиторских проверок положен принцип отбора объектов аудиторских проверок с учетом результатов анализа рисков неэффективной деятельности налоговых органов (далее - риск-анализ).

2.4. Риск-анализ проводится дистанционно не реже одного раза в полугодие:

УКНО ФНС России - в отношении УФНС, не состоящих на постпроверочном контроле по результатам комплексных аудиторских проверок;

УФНС - в отношении всех нижестоящих ИФНС, не состоящих на постпроверочном контроле по результатам комплексных аудиторских проверок.

2.5. Риск-анализ проводится по направлениям деятельности налоговых органов с целью выявления основных зон и факторов риска и для отбора налоговых органов в качестве объектов внутреннего аудита при планировании аудиторских проверок.

2.6. В ходе риск-анализа проводятся мероприятия по сравнительному анализу налоговых органов в разрезе направлений деятельности на основании:

показателей статистической налоговой отчетности, характеризующих организацию деятельности налоговых органов;

рисков нарушений и недостатков в деятельности налоговых органов, выявленных посредством дистанционного анализа баз данных и иных информационных ресурсов.

В ходе сравнительного анализа показателей деятельности налоговых органов могут учитываться дополнительные факторы риска, например, существенность возможных нарушений и недостатков в деятельности налоговых органов, объем (доля) налоговых поступлений в сравниваемых налоговых органах в общих поступлениях по Российской Федерации или по субъекту Российской Федерации, результаты предыдущих аудиторских проверок налоговых органов и давность их проведения.

При необходимости при выборе объектов аудиторских проверок учитываются иные сведения (информация).

Для целей Регламента под существенными понимаются нарушения (риски их совершения с высокой вероятностью) с сильным негативным влиянием (последствиями) на достижение целей, задач и запланированных результатов деятельности налоговых органов или с высоким уровнем возможного ущерба бюджетам и (или) репутации налоговых органов.

(абзац введен Приказом ФНС России от 28.06.2016 N ММВ-7-16/383@)

2.7. Планы-графики проведения комплексных и тематических аудиторских проверок разрабатываются УКНО ФНС России (ПВА УФНС) с учетом следующего:

налоговые органы, в которых проведенным риск-анализом по направлениям деятельности в совокупности установлены наибольшие риски совершения нарушений, выявления недостатков, влекущих неэффективность деятельности, включаются в план-график проведения комплексных аудиторских проверок на ближайшее полугодие;

налоговые органы, в которых установлены высокие риски по отдельным направлениям деятельности, включаются в план-график проведения тематических аудиторских проверок на ближайшее полугодие;

если по результатам риск-анализа налоговый орган в течение 3 (трех) лет не включался в план-график проведения комплексных аудиторских проверок, этот налоговый орган может быть включен в план-график тематических аудиторских проверок по вопросу достоверности формирования информационных ресурсов и статистической налоговой отчетности по непроверенным в ходе тематических проверок направлениям и периодам деятельности.

2.8. Аудиторские проверки налоговых органов проводятся ФНС России (МИ ФНС России по ФО, УФНС) за период, не превышающий 3 (трех) лет деятельности налогового органа. Окончание проверяемого периода определяется последним числом месяца, предшествующего дате формирования копий баз данных проверяемого налогового органа для проведения предпроверочного анализа или аудиторской проверки (в том числе при организации удаленного доступа к копиям баз данных проверяемого налогового органа).

2.9. В отношении УФНС, относящихся к первой группе в соответствии с распоряжением ФНС России от 08.08.2011 N 98@ "Об утверждении категорийности управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации", МИ ФНС России по КН, МИ ФНС России по ценам, МИ ФНС России по КК, МИ ФНС России по ЦОД и ИФНС России межрайонного уровня по крупнейшим налогоплательщикам, а также выполняющих функции единого регистрационного центра комплексные аудиторские проверки проводятся не реже одного раза в 3 (три) года, независимо от результатов риск-анализа, за период, не превышающий 3 (трех) лет.

(в ред. Приказа ФНС России от 28.06.2016 N ММВ-7-16/383@)

(см. текст в предыдущей редакции)

2.10. Планирование тематических аудиторских проверок осуществляется с учетом предложений структурных подразделений ЦА ФНС России (УФНС) и МИ ФНС России по ФО.

2.11. УКНО ФНС России (ПВА УФНС) в сроки до 10 апреля и 10 октября текущего года направляет в структурные подразделения ЦА ФНС России (УФНС), МИ ФНС России по ФО запросы о представлении предложений для включения налоговых органов в план-график проведения тематических аудиторских проверок.

2.12. МИ ФНС России в сроки до 20 апреля и 20 октября представляют в УКНО ФНС России и соответствующие структурные подразделения ЦА ФНС России свои предложения для включения налоговых органов в план-график проведения тематических аудиторских проверок с мотивированными обоснованиями необходимости их назначения либо сообщают об отсутствии предложений.

Структурные подразделения ЦА ФНС России в сроки, установленные соответствующим запросом УКНО ФНС России, структурные подразделения УФНС не позднее 1 мая и 1 ноября текущего года представляют в УКНО ФНС России (ПВА УФНС) предложения для включения налоговых органов в план-график проведения тематических аудиторских проверок, содержащие темы проверок (направления деятельности, вопросы) с указанием налоговых органов, подлежащих проверке по каждой теме, проверяемого периода и планируемых сроков проведения проверок, а также мотивированные обоснования необходимости назначения проверок по данным темам (приложение N 8 к Регламенту).

2.13. Основаниями для включения в план-график проведения тематических аудиторских проверок могут являться:

необходимость решения конкретных проблемных вопросов, возникающих у налоговых органов при осуществлении налогового администрирования (только после принятия инициатором проведения тематической аудиторской проверки всех иных мер для их решения, включая запрос и рассмотрение необходимых материалов (информации) у соответствующих налоговых органов). Информация о ранее принятых мерах для решения конкретных проблемных вопросов указывается структурным подразделением, инициирующим проведение тематической аудиторской проверки, при обосновании и мотивировании необходимости назначения проверки;

необходимость подтверждения достоверности формируемых налоговыми органами информационных ресурсов и статистической налоговой отчетности;

наличие жалоб и обращений налогоплательщиков на действия (бездействие) налоговых органов, по результатам рассмотрения которых выявлены нарушения со стороны налогового органа (его должностных лиц);

информация, полученная от надзорных, контролирующих и правоохранительных органов о возможном неисполнении (ненадлежащем исполнении) налоговыми органами требований законодательства о налогах и сборах Российской Федерации при осуществлении налогового администрирования, требующая дополнительной проверки;

ненадлежащее исполнение Плана мероприятий по устранению нарушений и недостатков, выявленных комплексной (тематической) аудиторской проверкой (приложение N 11 к Регламенту);

иные мотивированные основания.

2.14. При планировании аудиторских проверок необходимо учитывать следующее:

тематическая аудиторская проверка не может планироваться в том полугодии, в котором запланировано проведение комплексной аудиторской проверки этого же налогового органа;

одновременно в одном налоговом органе могут проводиться тематические аудиторские проверки по нескольким направлениям деятельности (темам, вопросам).

2.15. Планы-графики проведения комплексных (тематических) аудиторских проверок территориальных органов разрабатываются УКНО ФНС России (ПВА УФНС) по форме согласно приложению N 1 к Регламенту и представляются на утверждение соответственно руководителю ФНС России не позднее 20 мая (на второе полугодие текущего года) и 20 ноября (на первое полугодие следующего года), руководителю УФНС не позднее 25 мая (на второе полугодие текущего года) и 25 ноября (на первое полугодие следующего года).

2.16. Планы-графики проведения комплексных (тематических) аудиторских проверок территориальных органов доводятся ФНС России (УФНС) до сведения всех нижестоящих налоговых органов (по подведомственности, в соответствии с разграничением полномочий согласно пункту 1.3 настоящего Регламента) в день издания соответствующих приказов.

2.17. МИ ФНС России по ФО не позднее 1 июня и 1 декабря направляют в УКНО ФНС России предложения о конкретных датах начала проверок в соответствии с утвержденными Планами-графиками проведения комплексных (тематических) аудиторских проверок территориальных органов.

2.18. Внеплановые комплексные и тематические аудиторские проверки налоговых органов назначаются отдельным приказом ФНС России (УФНС) на основании докладных записок структурных подразделений ЦА ФНС России (УФНС) на имя руководителя ФНС России (УФНС) с мотивированным обоснованием их назначения или на основании поручения руководителя ФНС России (УФНС).

2.19. Основаниями назначения внеплановых аудиторских проверок могут являться:

реорганизация налоговых органов;

назначение на должность или освобождение от должности руководителей налоговых органов;

снижение (ухудшение) показателей эффективности деятельности налогового органа;

необходимость проверки в рамках постпроверочного контроля полноты и качества выполнения плана мероприятий по устранению нарушений и недостатков, выявленных комплексной (тематической) аудиторской проверкой (далее - план мероприятий), достоверности сведений, указанных проверенными налоговыми органами в отчетах о выполнении плана мероприятий, а также причин невыполнения плана мероприятий;

многочисленные жалобы и обращения налогоплательщиков на действия (бездействие) налоговых органов и их должностных лиц;

запросы и поручения надзорных, контролирующих и правоохранительных органов.

2.20. В соответствии с поручением руководителя ФНС России (УФНС) УКНО ФНС России (ПВА УФНС) в течение 5 (пяти) рабочих дней со дня его получения (если поручением не установлен иной срок) осуществляет подготовку и представление на утверждение руководителю ФНС России (УФНС) проекта приказа о назначении внеплановой комплексной (тематической) аудиторской проверки.