Решение Верховного Суда РФ от 10.03.2015 N АКПИ14-1568 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующим пункта 4.39 Инструкции об организации работы по социальному обеспечению сотрудников и их семей в уголовно-исполнительной системе, утв. Приказом Минюста РФ от 30.12.2005 N 258>

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 10 марта 2015 г. N АКПИ14-1568

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.,

при секретаре С.С.Ю.,

с участием прокурора Степановой Л.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по заявлению С.С.Н. о признании частично недействующим пункта 4.39 Инструкции об организации работы по социальному обеспечению сотрудников и их семей в уголовно-исполнительной системе, утвержденной приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. N 258,

установил:

приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. N 258 утверждена Инструкция об организации работы по социальному обеспечению сотрудников и их семей в уголовно-исполнительной системе (далее - Инструкция).

Нормативный правовой акт прошел государственную регистрацию 30 января 2006 г., регистрационный номер 7427, опубликован в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, N 9, 27 февраля 2006 г.

Согласно пункту 4.39 Инструкции выплата пенсии приостанавливается пенсионным органом в случае:

поступления пенсионера на военную службу, службу в УИС, органы внутренних дел Российской Федерации или любого другого государства, а также в Государственную противопожарную службу, органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ или таможенные органы;

переезда пенсионера на новое место жительства, подведомственное другому территориальному органу ФСИН России;

выезда пенсионера за границу Российской Федерации;

осуждения пенсионера судом к отбыванию наказания, связанного с лишением свободы в учреждении, не подведомственном органу УИС, в составе которого находится пенсионный орган, выплачивавший ему пенсию.

Гражданин С.С.Н. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим абзаца второго пункта 4.39 Инструкции, предусматривающего приостановление выплаты пенсии пенсионным органом в случае поступления пенсионера на службу в таможенные органы.

Как указывает заявитель, оспариваемые положения нормативного правового акта противоречат Закону Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", нарушает его право на пенсионное обеспечение, предусмотренное статьей 39 Конституции Российской Федерации.

С.С.Н. извещен о времени и месте судебного заседания, в суд не явился.

Адвокат Турбенева Г.Н., представляющая интересы С.С.Н., в суде поддержала заявленные требования и пояснила, что ее доверитель проходил службу в органах уголовно-исполнительной системы, имеет право на получение законно заработанной пенсии за выслугу лет, при наличии имеющейся у него выслуги лет, которая на дату назначения пенсии 21 июля 2006 г. составляла в календарном и льготном исчислении 29 лет. После увольнения из органов уголовно-исполнительной системы С.С.Н. поступил на государственную службу в таможенные органы. Решением Ивантеевского городского суда Московской области с него в пользу УФСИН России по г. Москве взыскано неосновательное обогащение - суммы переплаченной пенсии за период с февраля 2008 г. по июль 2013 г.

Представители Министерства юстиции Российской Федерации Д., К. возражали против удовлетворения заявленных требований и пояснили суду, что оспариваемые положения нормативного правового акта соответствуют действующему законодательству и не нарушают прав заявителя.

Выслушав объяснения адвоката Турбеневой Г.Н., представляющей интересы заявителя С.С.Н., представителей Минюста России Д., К., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей, что заявление не подлежит удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

В соответствии с Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" пенсионное обеспечение лиц, проходивших службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, а также членов их семей осуществляется Федеральной службой исполнения наказаний, которая подведомственна Минюсту России (статья 11).

Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации" предусмотрено, что Минюст России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, в том числе в сфере исполнения уголовных наказаний.

Реализуя свои полномочия, Минюст России приказом от 30 декабря 2005 г. N 258 утвердил Инструкцию об организации работы по социальному обеспечению сотрудников и их семей в уголовно-исполнительной системе, которая регулирует вопросы, связанные с организацией работы по обеспечению лиц, проходивших службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей пенсиями, пособиями, компенсациями и льготами, установленными действующим законодательством.

Доводы заявителя о том, что оспариваемые положения нормативного правового акта необоснованно распространяют действие части 2 статьи 6 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" на пенсионеров уголовно-исполнительной системы, поступивших на службу в таможенные органы, являются несостоятельными.

Служба в таможенных органах согласно Федеральному закону от 21 июля 1997 г. N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации" является особым видом государственной службы граждан Российской Федерации, осуществляющих профессиональную деятельность по реализации функций, прав и обязанностей таможенных органов, входящих в систему правоохранительных органов Российской Федерации (статья 1). Правовую основу службы в таможенных органах составляют Конституция Российской Федерации, законодательство Российской Федерации о таможенном деле, названный Федеральный закон, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие порядок прохождения службы в таможенных органах (статья 2).

Пенсионное обеспечение сотрудников таможенных органов и членов их семей в силу части 1 статьи 50 Федерального закона "О службе в таможенных органах Российской Федерации" осуществляется на условиях и по нормам, которые установлены законодательством Российской Федерации для лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и членов их семей.

Таким образом, пенсионное обеспечение сотрудников таможенных органов должно осуществляться, как и пенсионное обеспечение граждан, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов либо военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны страны и безопасности государства, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, сотрудников налоговой полиции, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы на основании Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".

Определяя пенсионное обеспечение сотрудников таможенных органов, Федеральный закон "О службе в таможенных органах Российской Федерации" отсылает к положениям Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" в целом. Устанавливая виды пенсий, условия, определяющие право на их получение, размеры пенсий, правила назначения и выплаты, данный Закон в части 2 статьи 6 предусматривает, что пенсионерам из числа лиц, указанных в статье 1 этого Закона, при поступлении их на военную службу или на службу в органы внутренних дел, в Государственную противопожарную службу, в органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ или учреждения и органы уголовно-исполнительной системы (в том числе в любых других государствах) выплата назначенных пенсий на время службы приостанавливается.

Положения части 2 статьи 6 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" были предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации, который своим постановлением от 18 марта 2004 г. N 6-П признал их не противоречащими Конституции Российской Федерации.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, в отличие от права на получение трудовой пенсии по старости, реализацию которого законодатель не связывает с тем, продолжает гражданин свою трудовую деятельность или нет (эта пенсия назначается и выплачивается в полном размере, в том числе в период работы), право на получение пенсии за выслугу лет может быть реализовано гражданами, проходившими военную и (или) правоохранительную службу, только при условии оставления ими соответствующей службы, с учетом которой назначается данная пенсия.

Предоставляя лицам, проходившим военную и (или) правоохранительную службу, право на получение пенсии за выслугу лет за счет средств федерального бюджета независимо от возраста при прекращении службы и одновременно закрепляя правило о приостановлении выплаты этой пенсии при их возвращении на военную или правоохранительную службу, федеральный законодатель исходил из специфики и характера такой службы, а также преследовал цель не только гарантировать указанным лицам соответствующее материальное обеспечение в случае необходимости оставить службу (как правило, более высокое, чем у лиц, получающих трудовые пенсии по старости по системе обязательного пенсионного страхования), но и стимулировать их переход в другие сферы занятости, способствовать своевременной ротации кадров на военной и правоохранительной службе.

Пенсионерам, которые вернулись на правоохранительную службу, выплачивается денежное довольствие, иные виды обеспечения, исходя из имеющейся у них выслуги на правоохранительной службе.

То обстоятельство, что после принятия Федерального закона "О службе в таможенных органах Российской Федерации" в Закон Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" не были внесены соответствующие изменения и дополнения, не означает, что в отношении пенсионеров из числа лиц, которые проходили службу в органах уголовно-исполнительной системы и поступили на службу в таможенные органы, правило о приостановлении выплаты назначенной пенсии за выслугу лет не действует.

Оспариваемые положения пункта 4.39 Инструкции не могут рассматриваться как противоречащие части 1 статьи 18 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", поскольку данная норма Закона обеспечивает реализацию права указанных в ней категорий граждан на пенсионное обеспечение и устанавливает, какая служба засчитывается в выслугу лет для назначения пенсии за выслугу лет.

Доводы заявителя о вступивших в законную силу судебных постановлениях, которыми признано право за военнослужащими на сохранение пенсии по выслуге лет при поступлении на службу в таможенные органы, не могут служить основанием для удовлетворения заявленных требований, поскольку в порядке нормоконтроля суд проверяет оспариваемые положения нормативного правового акта на предмет соответствия федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу.

Кроме того, суд учитывает, что имеется решение Верховного Суда Российской Федерации от 20 апреля 2004 г. по делу N ГПКИ02-966, которым отказано в удовлетворении заявления М. о признании недействующим подпункта "а" пункта 4.39 Инструкции об организации работы по социальному обеспечению сотрудников и их семей в уголовно-исполнительной системе Министерства юстиции Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 5 мая 2000 г. N 145. Предметом нормоконтроля являлась аналогичная правовая норма.

В силу части 1 статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении заявления.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194, 195, 198, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

в удовлетворении заявления С.С.Н. о признании частично недействующим пункта 4.39 Инструкции об организации работы по социальному обеспечению сотрудников и их семей в уголовно-исполнительной системе, утвержденной приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. N 258, отказать.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца после вынесения судом решения в окончательной форме.

Судья Верховного Суда

Российской Федерации

Н.С.РОМАНЕНКОВ