<Письмо> Госналогслужбы РФ от 15.01.1998 N ВП-6-18/30 "О правовых последствиях отмены Указа Президента Российской Федерации от 22.12.1993 N 2270"
ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 15 января 1998 г. N ВП-6-18/30
О ПРАВОВЫХ ПОСЛЕДСТВИЯХ ОТМЕНЫ УКАЗА ПРЕЗИДЕНТА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 22.12.93 N 2270
Указ Президента от 22.12.93 N 2270 "О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов различных уровней", принятый в период поэтапной конституционной реформы и имевший силу законодательного акта Российской Федерации, утратил силу в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 15.11.97 N 1233.
Согласно пункту 5 Указа Президента Российской Федерации от 23.05.96 N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" акты Президента Российской федерации, имеющие нормативный характер, вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования. Вместе с тем в актах Президента Российской Федерации может быть установлен другой порядок вступления их в силу.
Таким образом, Указ Президента Российской Федерации от 15.11.97 N 1233 вступил в силу со дня его подписания и соответственно Указ Президента Российской Федерации от 22.12.93 N 2270 утратил силу с 15 ноября 1997 года.
Отмена ряда положений данного Указа, а именно: подпункта "б" пункта 25, пунктов 29 и 30, имеющих важное значение в налоговой системе Российской Федерации, привела к образованию в налоговом законодательстве не урегулированных нормами права пробелов, что вызвало большое количество вопросов в практической работе государственных налоговых инспекций.
В связи с этим Государственная налоговая служба Российской Федерации разъясняет следующее.
1. Подпунктом "б" пункта 25 Указа Президента Российской Федерации от 22.12.93 N 2270 был введен в качестве федерального налога транспортный налог с предприятий, учреждений и организаций (кроме бюджетных) в размере 1 процента от их фонда оплаты труда, с включением уплаченных сумм в себестоимость продукции (работ, услуг), средства от взимания которого направлялись в бюджеты субъектов Российской Федерации.
Законом Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", определяющим основные принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации, транспортный налог не установлен.
Федеральным законом "О федеральном бюджете на 1997 год" транспортный налог предусмотрен в качестве источника формирования бюджетов субъектов Российской Федерации. Однако налог или сбор может считаться законно установленным только в том случае, если законом зафиксированы существенные элементы налогового обязательства, то есть установить налог можно только путем прямого перечисления в законе о налоге элементов налогового обязательства (налогоплательщика, объекта и источника налога, единицы налогообложения, налоговой ставки, срока уплаты налога, бюджета или внебюджетного фонда, в который зачисляется налоговый оклад). Указанное подтверждается Постановлениями Конституционного Суда Российской Федерации от 18.02.97 N 3-П и от 11.11.97 N 16-П.
Законодательного закрепления элементов обязательства по уплате транспортного налога в связи с отменой Указа в настоящее время нет.
Исходя из изложенного, с 15 ноября 1997 г. законных оснований у налоговых органов для взимания транспортного налога не имеется.
Порядок начисления сумм транспортного налога в период с 01.11.97 по 14.11.97, задолженности по уплате данного налога, а также штрафов и пеней за неисполнение обязанности по его уплате определен в письме Госналогслужбы России от 18.12.97 N СШ-6-07/882, изданным по согласованию с Минфином России.
2. Пунктом 29 Указа Президента Российской Федерации от 22.12.93 N 2270 устанавливалось, что к плательщикам налогов могут применяться меры бесспорного взыскания недоимки по платежам в бюджет в виде обращения взыскания на суммы, причитающиеся недоимщику от его дебиторов.
Введение данной нормы обосновывалось тем, что во многих случаях образование недоимки и несвоевременное перечисление платежей в бюджеты вызвано отвлечением средств в дебиторскую задолженность, образовавшуюся по расчетам за отгруженную продукцию, выполненные работы и услуги.
Признание Указа Президента Российской Федерации от 22.12.93 N 2270 утратившим силу повлекло к тому, что налоговые органы лишились с 15.11.97 права на бесспорное взыскание недоимки по платежам в бюджеты в виде обращения взыскания на суммы, причитающиеся недоимщику от его дебиторов, поскольку законодательное закрепление данного положения в настоящее время отсутствует.
При этом инкассовые поручения (распоряжения) налоговых органов на бесспорное взыскание сумм, причитающихся недоимщику по его платежам в бюджеты от его дебитора, выписанные до 15 ноября 1997 г. на основании пункта 29 данного Указа, но не исполненные до указанного срока, подлежат отзыву в установленном порядке.
3. Согласно пункту 30 Указа Президента Российской Федерации от 22.12.93 N 2270 органам государственной налоговой службы Российской Федерации разрешалось предоставлять отсрочки и рассрочки уплаты штрафов за нарушения налогового законодательства Российской Федерации в тех случаях, когда применение штрафных санкций могло привести к прекращению дальнейшей производственной деятельности налогоплательщика.
Реализация установленных данным пунктом Указа норм позволяла финансовым и налоговым органам оперативно принимать меры по реструктуризации недоимки предприятий и организаций, не допуская прекращения деятельности налогоплательщика в тех случаях, когда с помощью предоставления отсрочек и рассрочек по уплате налогов и штрафных санкций возможно в последующем взимание указанных сумм в бюджет. Применение указанных норм также позволяло избежать случаев необоснованного банкротства организаций в тех случаях, когда путем предоставления отсрочек и рассрочек возможно в последующем финансовое оздоровление организации - налогоплательщика.
С 15 ноября 1997 г. органы Государственной налоговой службы Российской Федерации лишились предоставленного им права, так как норма, аналогичная той, которая устанавливалась пунктом 30 Указа, в законодательстве отсутствует.
Действие отсрочек (рассрочек) уплаты штрафных санкций за нарушения налогового законодательства Российской Федерации, предоставленных налоговыми органами до 15.11.97 на основании пункта 30 названного Указа в установленном Госналогслужбой России порядке, не прекращается.
Доведите указанное разъяснение до подведомственных государственных налоговых инспекций.
Госналогслужбы РФ -
Государственный советник
налоговой службы 1 ранга
В.А.ПАВЛОВ
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей