ПРАВА НА ЗЕМЛЮ. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КАДАСТРОВЫЙ УЧЕТ. ОХРАНА ЗЕМЕЛЬ

Определен новый порядок изъятия (принудительного отчуждения) земельных участков и другого недвижимого имущества для государственных и муниципальных нужд

Собственники, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков объединены теперь в одно общее определение - правообладатели земельных участков.

Уточняются основания изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд и устанавливается порядок такого изъятия. Определены органы, принимающие решение об изъятии земельных участков, условия изъятия, порядок обращения в уполномоченные органы исполнительной власти или органы местного самоуправления с ходатайством об изъятии земельных участков, порядок принятия решения об изъятии, особенности определения размера возмещения в связи с изъятием, порядок заключения соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд.

Устанавливаются особенности государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на недвижимое имущество при его изъятии для государственных или муниципальных нужд.

Уточняется, что за земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд, его правообладателю предоставляется возмещение. При определении размера возмещения в него включаются рыночная стоимость земельного участка, право собственности на который подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельный участок, подлежащих прекращению, и убытки, причиненные изъятием такого земельного участка, в том числе упущенная выгода.

Устанавливается порядок предоставления жилого помещения по договору социального найма в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд.

Определен порядок прекращения прав граждан и юридических лиц на земельные участки и водные объекты, необходимые для ведения работ, связанных с пользованием недрами.

Предусматривается ряд переходных положений.

(Федеральный закон от 31.12.2014 N 499-ФЗ; Постановление Правительства РФ от 31.03.2015 N 299; Письмо ФГБУ "ФКП Росреестра" от 06.02.2015 N 10-0229-КЛ, Письмо Росреестра от 31.03.2015 N 14-исх/04405-ГЕ/15)

Определен механизм осуществления государственного мониторинга земель

Вступает в силу Приказ Минэкономразвития России от 26.12.2014 N 852, которым устанавливается порядок осуществления государственного мониторинга земель (за исключением земель сельскохозяйственного назначения).

В рамках государственного мониторинга земель осуществляются систематические наблюдения за фактическим состоянием и использованием земель, выявление изменений состояния земель, оценка качественного состояния земель с учетом воздействия природных и антропогенных факторов, оценка и прогнозирование развития негативных процессов, обусловленных природными и антропогенными воздействиями, выработка предложений о предотвращении негативного воздействия на земли, об устранении последствий такого воздействия, обеспечение органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан информацией о состоянии окружающей среды в части состояния земель.

Государственный мониторинг земель подразделяется на мониторинг использования земель и мониторинг состояния земель.

Показатели мониторинга состояния подразделяются на количественные и качественные.

Информация о результатах государственного мониторинга земель (за исключением информации, доступ к которой ограничен федеральными законами) является общедоступной.

Доступ физических и юридических лиц к информации о результатах государственного мониторинга земель (за исключением информации, доступ к которой ограничен федеральными законами) обеспечивается путем ее размещения на официальном сайте Росреестра в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)".

(Приказ Минэкономразвития России от 26.12.2014 N 852 "Об утверждении Порядка осуществления государственного мониторинга земель, за исключением земель сельскохозяйственного назначения")

С 1 апреля 2015 года замечания к проекту отчета об определении кадастровой стоимости включаются в фонд данных государственной кадастровой оценки любыми заинтересованными лицами в течение 20 рабочих дней с даты включения такого проекта отчета

В случае внесения исполнителем работ изменений в проект отчета об определении кадастровой стоимости по итогам анализа представленных к такому проекту отчета замечаний изменения подлежат внесению в такой проект отчета в течение срока, когда осуществляется его включение в фонд данных государственной кадастровой оценки, по мере представления замечаний и в течение не более чем 15 рабочих дней с даты истечения указанного срока.

(Федеральные законы от 29.07.1998 N 135-ФЗ и от 21.07.2014 N 225-ФЗ)

Определен порядок проведения административного обследования объекта земельных отношений и фиксации его результатов

При административном обследовании проводится исследование состояния и способов использования объектов земельных отношений на основании информации, содержащейся в государственных и муниципальных информационных системах, открытых и общедоступных информационных ресурсах, архивных фондах, информации, полученной в ходе осуществления государственного мониторинга земель, документов, подготовленных в результате проведения землеустройства, информации, полученной дистанционными методами (данные дистанционного зондирования (в том числе аэрокосмической съемки, аэрофотосъемки), результаты почвенного, агрохимического, фитосанитарного, эколого-токсикологического обследований), информации, полученной по результатам визуального осмотра и другими методами.

Административное обследование проводится без взаимодействия с правообладателями объектов земельных отношений.

Результаты административного обследования оформляются актом административного обследования или заключением об отсутствии нарушений земельного законодательства.

Результаты административного обследования используются при составлении ежегодных планов проведения плановых проверок соблюдения земельного законодательства.

Объект земельных отношений, в отношении которого было проведено административное обследование, не выявившее признаков нарушений земельного законодательства, предусматривающих административную и иную ответственность, не включается в ежегодный план проведения плановых проверок соблюдения земельного законодательства (за исключением плановых проверок соблюдения земельного законодательства РФ, осуществляемых в рамках федерального государственного экологического надзора) в течение 3 лет со дня проведения административного обследования.

В случае отсутствия по итогам административного обследования признаков нарушений земельного законодательства РФ, предусматривающих административную и иную ответственность, следующее административное обследование проводится не ранее чем через 2 года со дня утверждения соответствующего заключения.

Результаты административного обследования подлежат опубликованию на официальном сайте органа государственного земельного надзора в течение 10 рабочих дней со дня утверждения акта административного обследования (заключения об отсутствии нарушений земельного законодательства).

В случае выявления по итогам административного обследования нарушения требований земельного законодательства, предусматривающего ответственность, привлечение к которой не относится к компетенции органа государственного земельного надзора, проводившего административное обследование, в течение 5 рабочих дней со дня подписания акт административного обследования направляется в орган государственного земельного надзора, уполномоченный на рассмотрение дела о таком нарушении, для проведения соответствующей проверки.

(Постановление Правительства РФ от 18.03.2015 N 251 "Об утверждении Правил проведения административного обследования объектов земельных отношений")