В соответствии с пунктом 2 Федеральный государственный образовательный стандарт, утвержденный данным документом, применяется к правоотношениям, возникшим с 1 сентября 2016 года.

3.6. Материально-технические условия

3.6. Материально-технические условия <12>

Требования к организации пространства. Важным условием организации пространства, в котором обучаются слабовидящие обучающиеся, является:

1. Безопасность предметно-пространственной среды, что предполагает:

безопасное предметное наполнение школьных помещений (свободные проходы к партам, входным дверям, отсутствие выступающих углов и т.п.);

оборудование специальными приспособлениями школьных помещений в соответствии с особыми образовательными потребностями слабовидящих обучающихся (зрительные ориентиры, контрастно выделенные первые и последние ступеньки лестничных пролетов и т.п.);

обеспечение свободного доступа естественного света в учебные и другие помещения, использование жалюзи, позволяющих регулировать световой поток;

обеспечение в классах, где выполняются трудовые операции с использованием мелких орудий труда, работы с мелкими деталями, равномерного, рассеивающегося по всей поверхности рабочей зоны освещения;

оперативное устранение факторов, негативно влияющих на состояние зрительных функций слабовидящих (недостаточность уровня освещенности рабочей поверхности, наличие бликов и другое);

Организация должна обеспечить наличие зрительных ориентиров:

1) уличных ориентиров:

стрелочные указатели, показывающие направление, в котором следует идти до указанного на них номера корпуса;

номерные указатели устанавливаются на всех зданиях образовательной организации на расстоянии 500 мм от входной двери справа на высоте, удобной для слабовидящих. Номер наносится черной краской на белый фон. Габаритные размеры: 700 x 500 мм, толщина линий шрифта - 30 мм;

цветовые указатели: в случае, когда входные двери в здании стеклянные, их на определенной высоте обозначают двумя горизонтальными полосами шириной 400 мм каждая: верхняя полоса - красного цвета, нижняя полоса - желтого. Нижняя кромка желтой полосы должна быть на высоте 500 мм от уровня пола.

2) ориентиров для помещений:

таблички и надписи с обозначением номеров аудиторий, названий учебных кабинетов, кабинетов должностных лиц, которые укрепляются на стене со стороны дверной ручки на высоте 1,6 - 1,7 м; таблички рекомендуется выполнять размером 500 x 150 мм, текст выполняется на белом фоне черным цветом, толщина линии - 10 мм;

указатели размещения аудиторий (классов), кабинетов, служебных помещений, которые устанавливаются на этажах в вестибюлях первых этажей учебных корпусов;

поэтажные планы, которые должны висеть у входа на каждый этаж.

3) внешние слуховые ориентиры: на переходах через проезжую часть улицы, вблизи организации должны быть установлены звуковые светофоры. Светофоры могут быть двух модификаций: кнопочные и автоматические.

2. Определенного уровня освещенность школьных помещений:

требование к уровню освещенности школьных помещений (учебных помещений, классов, кабинетов, спортивного зала, мастерских, комнат отдыха, рекреаций и других) при реализации АООП НОО в организациях должны соответствовать нормам освещения, предусмотренным для слабовидящих обучающихся;

требование к уровню освещенности школьных помещений при реализации АООП НОО в отдельном классе, в отдельных классах должны соответствовать нормам к уровню освещенности, утвержденным действующим СанПиНом для обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья. Уровень освещенности рабочего места слабовидящего обучающегося должен быть увеличен за счет оборудования рабочего места индивидуальным источником света (по рекомендации врача-офтальмолога).

3. Доступность образовательной среды, что предполагает:

использование учебников, дидактического материала и средств наглядности, отвечающих особым образовательным потребностям различных групп слабовидящих обучающихся;

использование оптических, тифлотехнических, технических средств, в том числе и средств комфортного доступа к образованию;

наличие в классе (специальном кабинете) места для хранения индивидуальных тифлотехнических и оптических средств, учебников, дидактических материалов;

обеспечение доступности справочной и наглядной информации, размещенной в образовательной организации, для непосредственного и беспрепятственного восприятия слабовидящими обучающимися.

Организация должна быть оборудована:

учебными помещениями (классы, специальные кабинеты), размещение, площадь, освещенность, расположение, размеры рабочих, игровых зон и зон для индивидуальных занятий, для активной деятельности, сна (в случае интернатного проживания обучающихся) и отдыха которых должны обеспечивать возможность успешной реализации слабовидящими обучающимися урочной и внеурочной деятельности;

учебными помещениями для осуществления образовательного процесса (классами, специальными кабинетами):

педагогической коррекции, коррекции речевых нарушений, психологической коррекции;

развития зрительного восприятия и (или) сенсорного развития, пространственной ориентировки, социально-бытовой ориентировки, коррекции речевых нарушений, ритмики и (или) адаптивной физической культуры, психологической коррекции.

сенсорного развития, пространственной и социально-бытовой ориентировки, коррекции речевых нарушений, ритмики и (или) адаптивной физической культуры, психологической коррекции.

Требования к организации рабочего места.

Рабочее место должно быть снабжено дополнительным индивидуальным источником света (в соответствии с рекомендациями врача-офтальмолога). Школьная парта может быть стационарно зафиксирована, быть снабжена ограничительными бортиками, обеспечивающими предметную стабильность рабочей зоны (по рекомендации учителя дефектолога-тифлопедагога).

Определение местоположения парты в классе для слабовидящего осуществляется в соответствии с рекомендациями врача-офтальмолога.

Требования к организации рабочего места.

Рабочее место должно быть снабжено дополнительным индивидуальным источником света (в соответствии с рекомендациями врача-офтальмолога). Школьная парта может быть стационарно зафиксирована, быть снабжена ограничительными бортиками, обеспечивающими предметную стабильность рабочей зоны (по рекомендации учителя дефектолога-тифлопедагога).

Определение местоположения парты в классе для слабовидящего осуществляется в соответствии с рекомендациями врача-офтальмолога.

Требования к организации рабочего места.

Рабочее место должно быть снабжено дополнительным индивидуальным источником света (в соответствии с рекомендациями врача-офтальмолога). Школьная парта может быть стационарно зафиксирована, быть снабжена ограничительными бортиками, обеспечивающими предметную стабильность рабочей зоны (по рекомендации учителя дефектолога-тифлопедагога).

Определение местоположения парты в классе для слабовидящего осуществляется в соответствии с рекомендациями врача-офтальмолога.

Требования к специальным учебникам, специальным рабочим тетрадям, специальным дидактическим материалам, специальным компьютерным инструментам обучения.

Реализация АООП НОО для слабовидящих обучающихся предусматривает:

1) специальные учебники, созданные на основе учебников для обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, но отвечающие особым образовательным потребностям слабовидящих (отпечатанные увеличенным шрифтом) и имеющие учебно-методический аппарат, адаптированный под зрительные возможности слабовидящих;

2) учебные принадлежности: ручки с черной (для записи учебного материала) и зеленой (для выполнения графических работ) пастой; тетради в клетку и линейку, которые по рекомендации врача-офтальмолога должны быть специально разлинованы;

3) индивидуальные дидактические материалы и наглядные пособия, выполненные с учетом типологических и индивидуальных зрительных возможностей слабовидящих обучающихся.

Требования к техническим средствам комфортного доступа слабовидящего обучающегося к образованию.

В целях комфортного доступа слабовидящего обучающегося к образованию необходимо использовать: персональный компьютер, оснащенный необходимым для слабовидящего обучающегося программным обеспечением, адаптированные (с учетом особых образовательных потребностей слабовидящих обучающихся) официальные сайты образовательной организации, интерактивные доски.

Режим зрительной нагрузки при работе с техническими средствами комфортного доступа и техническими средствами обучения регламентируется:

- нормами, предъявляемыми к непрерывной зрительной нагрузке слабовидящих: первый, второй классы - от 7 до 10 минут; третий, четвертый, пятый классы - от 10 до 15 минут;

- индивидуальными рекомендациями врача-офтальмолога.

При работе слабовидящих обучающихся с компьютером должны соблюдаться условия, определенные действующим СанПиНом, и специальные условия, разработанные для слабовидящих.

Допускается оборудование учебных помещений и кабинетов интерактивными досками, отвечающими гигиеническим требованиям. При использовании интерактивной доски и проекционного экрана необходимо обеспечить равномерное их освещение и отсутствие световых пятен повышенной яркости.

Требования к специальным учебникам, специальным рабочим тетрадям, специальным дидактическим материалам, специальным компьютерным инструментам обучения.

В процессе обучения слабовидящих необходимо использовать:

1) специальные учебники, созданные на основе учебников для обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, но отвечающие особым образовательным потребностям слабовидящих (отпечатанные увеличенным шрифтом) и имеющие учебно-методический аппарат, адаптированный под зрительные возможности слабовидящих;

2) учебные принадлежности: ручки с черной (для записи учебного материала) и зеленой (для выполнения графических работ) пастой; тетради в клетку и линейку, которые по рекомендации врача-офтальмолога должны быть специально разлинованы;

3) индивидуальные дидактические материалы и наглядные пособия, выполненные с учетом типологических и индивидуальных зрительных возможностей слабовидящих обучающихся.

Требования к техническим средствам комфортного доступа слабовидящего обучающегося к образованию.

В целях комфортного доступа слабовидящего обучающегося к образованию необходимо использовать: персональный компьютер, оснащенный необходимым для слабовидящего обучающегося программным обеспечением, адаптированные (с учетом особых образовательных потребностей слабовидящих обучающихся) официальные сайты образовательной организации, интерактивные доски.

Режим зрительной нагрузки при работе с техническими средствами комфортного доступа и техническими средствами обучения регламентируется:

- нормами, предъявляемыми к непрерывной зрительной нагрузке слабовидящих: первый, второй классы - от 7 до 10 минут; третий, четвертый, пятый классы - от 10 до 15 минут;

- индивидуальными рекомендациями врача-офтальмолога.

При работе слабовидящих обучающихся с компьютером должны соблюдаться условия, определенные действующим СанПиНом, и специальные условия, разработанные для слабовидящих.

Допускается оборудование учебных помещений и кабинетов интерактивными досками, отвечающими гигиеническим требованиям. При использовании интерактивной доски и проекционного экрана необходимо обеспечить равномерное их освещение и отсутствие световых пятен повышенной яркости.

Требования к специальным учебникам, специальным рабочим тетрадям, специальным дидактическим материалам, специальным компьютерным инструментам обучения.

В процессе обучения слабовидящих необходимо использовать:

1) специальные учебники, отвечающие зрительным возможностям и особым образовательным потребностям обучающихся с легкой умственной отсталостью (с интеллектуальной недостаточностью);

2) учебные принадлежности: ручки с черной (для записи учебного материала) и зеленой (для выполнения графических работ) пастой; тетради в клетку и линейку, которые по рекомендации врача-офтальмолога должны быть специально разлинованы;

3) индивидуальные дидактические материалы и наглядные пособия, выполненные с учетом типологических и индивидуальных зрительных возможностей слабовидящих обучающихся с легкой умственной отсталостью (с интеллектуальной недостаточностью).

Требования к техническим средствам комфортного доступа слабовидящего обучающегося к образованию.

В целях комфортного доступа слабовидящего обучающегося к образованию необходимо использовать: персональный компьютер, оснащенный необходимым для слабовидящего обучающегося программным обеспечением, адаптированные (с учетом особых образовательных потребностей слабовидящих обучающихся) официальные сайты образовательной организации, интерактивные доски.

Режим зрительной нагрузки при работе с техническими средствами комфортного доступа и техническими средствами обучения регламентируется:

- нормами, предъявляемыми к непрерывной зрительной нагрузке слабовидящих: первый, второй классы - от 7 до 10 минут; третий, четвертый, пятый классы - от 10 до 15 минут;

- индивидуальными рекомендациями врача-офтальмолога.

При работе слабовидящих обучающихся с компьютером должны соблюдаться условия, определенные действующим СанПиНом, и специальные условия, разработанные для слабовидящих.

Допускается оборудование учебных помещений и кабинетов интерактивными досками, отвечающими гигиеническим требованиям. При использовании интерактивной доски и проекционного экрана необходимо обеспечить равномерное их освещение и отсутствие световых пятен повышенной яркости.