См. Методические рекомендации органам государственной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления в сфере межбюджетных отношений на региональном и муниципальном уровнях (в связи с изменениями бюджетного законодательства в 2020 - 2021 годах).

Содержание нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, регулирующего наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями

Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями допускается в форме федерального закона и (или) закона субъекта Российской Федерации, в которых устанавливаются конкретные государственные полномочия, передаваемые на местный уровень с федерального или регионального уровня.

Согласно части 6 статьи 19 Федерального закона N 131-ФЗ закон субъекта Российской Федерации, предусматривающий наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, должен содержать:

- вид или наименования муниципальных образований, органы местного самоуправления которых наделяются соответствующими полномочиями;

- перечень прав (использование собственных материальных и финансовых ресурсов для осуществления переданных полномочий и др.) и обязанностей (результаты исполнения переданных полномочий на уровне не ниже определенных требований) органов местного самоуправления, а также прав и обязанностей органов государственной власти (выделение субвенций на финансирование, контроль за исполнением и т.д.) при осуществлении соответствующих полномочий;

- способ (методику) расчета нормативов для определения общего объема субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета, регионального бюджета для осуществления соответствующих полномочий и распределения их между муниципальными образованиями;

- перечень или порядок определения перечня подлежащих передаче в пользование и (или) управление либо в муниципальную собственность материальных средств, необходимых для осуществления передаваемых полномочий;

- порядок предоставления отчетности органов местного самоуправления об осуществлении переданных полномочий (форма отчетности, а также периодичность и сроки ее представления);

- порядок осуществления органами государственной власти контроля за осуществлением переданных полномочий и наименование контрольных органов;

- условия и порядок прекращения исполнения органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий.

В соответствии с частью 6.1 статьи 19 Федерального закона N 131-ФЗ закон субъекта Российской Федерации, предусматривающий наделение органов местного самоуправления государственными полномочиями Российской Федерации, переданными для осуществления органам государственной власти субъекта Российской Федерации, также должен содержать положения, определяющие:

- права и обязанности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), связанные с осуществлением органами местного самоуправления переданных государственных полномочий Российской Федерации, аналогичные правам и обязанностям федеральных органов исполнительной власти, предусмотренным федеральным законом, в соответствии с которым осуществление указанных полномочий передается органам государственной власти субъектов Российской Федерации, и связанным с осуществлением переданных полномочий, в случае, если закрепление таких прав и обязанностей не противоречит федеральным законам;

- права и обязанности органов местного самоуправления, связанные с осуществлением переданных им государственных полномочий Российской Федерации, аналогичные правам и обязанностям высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), предусмотренным федеральным законом, в соответствии с которым осуществление указанных полномочий передается органам государственной власти субъектов Российской Федерации, и связанным с осуществлением переданных полномочий, в случае, если закрепление таких прав и обязанностей не противоречит федеральным законам.

Также законы субъектов Российской Федерации, предусматривающие передачу отдельных государственных полномочий органам местного самоуправления, могут содержать положения, предусматривающие обязанность органов местного самоуправления использовать по определенному назначению передаваемые в муниципальную собственность материальные объекты, необходимые для осуществления соответствующих полномочий.

В случае наделения органов местного самоуправления поселений (внутригородских районов) отдельными государственными полномочиями органы государственной власти субъекта Российской Федерации могут передать полномочия по расчету и предоставлению субвенций на их исполнение органам местного самоуправления муниципальных районов (городских округов с внутригородским делением). В этом случае законом субъекта Российской Федерации должны быть установлены порядок и методика расчета субвенций муниципальным районам (городским округам с внутригородским делением) на исполнение данных полномочий, а также порядок и методика расчета органами местного самоуправления муниципальных районов (городских округов с внутригородским делением) субвенций из бюджетов муниципальных районов (городских округов с внутригородским делением) бюджетам поселений (внутригородским районам) на осуществление соответствующих государственных полномочий.

В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, законы субъекта Российской Федерации, предусматривающие предоставление местным бюджетам субвенций из регионального бюджета, должны содержать порядок определения общего объема субвенций для осуществления переданных полномочий и показатели (критерии) распределения между муниципальными образованиями общего объема таких субвенций.