См. Методические рекомендации органам государственной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления в сфере межбюджетных отношений на региональном и муниципальном уровнях (в связи с изменениями бюджетного законодательства в 2020 - 2021 годах).

Варианты распределения дотаций

Распределение дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений из бюджета муниципального района утверждается решением о бюджете муниципального района на очередной финансовый год и плановый период (очередной финансовый год). Порядок распределения дотаций устанавливается законом субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации дотации на выравнивание (кроме дотаций, источником финансового обеспечения которых являются субвенции из регионального бюджета) предоставляются поселениям с расчетной бюджетной обеспеченностью, не превышающей критерий выравнивания расчетной бюджетной обеспеченности. Однако Бюджетный кодекс Российской Федерации не содержит прямого указания на то, что данные дотации должны распределяться исходя из расчетной бюджетной обеспеченности. Тем не менее рекомендуется распределять их исходя из бюджетной обеспеченности.

При этом законами субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено, что при определении уровня расчетной бюджетной обеспеченности поселений помимо налоговых доходов могут учитываться неналоговые доходы бюджетов поселений, формируемые в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, и (или) законами субъектов Российской Федерации, и (или) муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных районов за счет:

- платы за негативное воздействие на окружающую среду;

- платы за передачу в аренду земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, а также средств от продажи прав на заключение договоров аренды указанных земельных участков;

- платы за передачу в аренду земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, а также средств от продажи прав на заключение договоров аренды указанных земельных участков (за исключением земельных участков, предоставленных муниципальным предприятиям, в том числе казенным, муниципальным бюджетным и автономным учреждениям).

Законом субъекта Российской Федерации органы местного самоуправления муниципальных районов могут быть наделены полномочиями органов государственной власти субъектов Российской Федерации по расчету и предоставлению дотаций бюджетам поселений за счет средств регионального бюджета. В этом случае субвенции, полученные бюджетом муниципального района на исполнение полномочий по расчету и предоставлению дотаций поселениям за счет средств регионального бюджета, являются источником для финансирования дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений. Соответствующие дотации распределяются исходя из численности населения.

Субъект Российской Федерации в целях стимулирования увеличения объема дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений, предоставляемых за счет бюджетов муниципальных районов, может предоставлять бюджетам муниципальных районов субсидии на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений. Такой подход позволяет увеличить общий объем дотаций, предоставляемых из бюджетов муниципальных районов.

Одновременное предоставление бюджетам муниципальных районов субсидий и субвенций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений нецелесообразно, так как сильно усложняет процедуру распределения дотаций местным бюджетам.

В случае если проект бюджета муниципального района составляется и утверждается на очередной финансовый год и плановый период, допускается утверждение не распределенного на плановый период объема дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности из бюджета муниципального района в размере не более 20 процентов от общего объема указанных дотаций, утвержденного на соответствующий год планового периода.