См. Методические рекомендации органам государственной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления в сфере межбюджетных отношений на региональном и муниципальном уровнях (в связи с изменениями бюджетного законодательства в 2020 - 2021 годах).

1.1. Обеспечение сбалансированности бюджетной системы на субфедеральном уровне

Субъект Российской Федерации в ходе формирования межбюджетных отношений с муниципальными образованиями должен учитывать необходимость обеспечения сбалансированности бюджетной системы на субфедеральном уровне. Система межбюджетных отношений должна способствовать достижению как вертикальной сбалансированности местных бюджетов (то есть сокращению разрыва между собственными доходами и расходами местных бюджетов), так и горизонтальной сбалансированности (то есть сокращению дифференциации местных бюджетов по уровню бюджетной обеспеченности).

В соответствии с критерием вертикальной сбалансированности доля расходных обязательств местных бюджетов в общем объеме расходных обязательств консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации должна соответствовать доле доходов местных бюджетов после распределения трансфертов в общем объеме доходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации.

В случае вертикальной сбалансированности объем средств, предоставляемый местным бюджетам в процессе формирования межбюджетных отношений в субъекте Российской Федерации, можно представить следующим образом (рисунок 1).

При этом из данной схемы исключены субвенции, передаваемые на исполнение делегированных полномочий, так как предполагается, что объем финансирования субвенций соответствует объему финансирования переданных государственных полномочий.

В то же время исключение субсидий и иных межбюджетных трансфертов из оценки общего объема передаваемых средств при определении вертикальной сбалансированности может привести к дисбалансу консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации, так как значительный объем средств, передаваемых в виде субсидий, снижает потребность в дотациях, и весь объем межбюджетных трансфертов должен рассматриваться в комплексе.

┌─────────────────────────────────┐ ┌─────────────────────────────────┐

│ Прогноз поступлений по │ │ │

│ дополнительным единым нормативам│ │ │

│ отчислений от налоговых и │ │ │

│ отдельных неналоговых доходов в │ │ │

│ местные бюджеты, утвержденным │ │ │

│ законом субъекта Российской │ │ │

│ Федерации │ │ │

│ + │ │ │

│Дотации на выравнивание бюджетной│ │ Оценка объема расходных │

│ обеспеченности │ │ обязательств по собственным │

│ + │ │ полномочиям (по реализации │

│ Прогноз поступлений НДФЛ по │ │ вопросов местного значения) │

│дополнительным дифференцированным│ │ │

│ нормативам отчислений │ │ - │

│ + │ │ │

│ Прогноз поступлений акцизов на │ = │ Прогноз поступлений по местным │

│ ГСМ по дополнительным │ │ и закрепленным федеральным │

│ дифференцированным нормативам │ │ законодательством налоговым и │

│ отчислений │ │ неналоговым доходам │

│ + │ │ │

│ Дотации на обеспечение │ │ │

│ сбалансированности бюджетов │ │ │

│ + │ │ │

│ Субсидии, иные межбюджетные │ │ │

│ трансферты │ │ │

└─────────────────────────────────┘ └─────────────────────────────────┘

Рисунок 1 - Обеспечение вертикальной сбалансированности

Для оценки величины вертикального дисбаланса рекомендуется пользоваться следующими показателями:

- совокупная разница между собственными доходами и расходами местных бюджетов (в том числе по типам муниципальных образований);

- разница между долей собственных доходов местных бюджетов в доходах консолидированного бюджета (или валовом региональном продукте) субъекта Российской Федерации и долей собственных расходов местных бюджетов в расходах консолидированного бюджета (или валовом региональном продукте) субъекта Российской Федерации.

В соответствии с критерием горизонтальной сбалансированности в результате предоставления финансовой помощи местным бюджетам дифференциация местных бюджетов по уровню бюджетной обеспеченности должна сокращаться или оставаться на том же уровне, который сложился с учетом поступлений в местные бюджеты по местным и закрепленным федеральным законодательством налоговым и неналоговым доходам.

Для оценки величины горизонтального дисбаланса рекомендуется пользоваться такими показателями, как коэффициент Джини и коэффициент вариации, рассчитанными по среднедушевым бюджетным доходам местных бюджетов с учетом дифференциации стоимости предоставления муниципальных услуг в расчете на одного жителя (например, индекса бюджетных расходов или аналогичного показателя). При этом рекомендуется оценивать величину горизонтального дисбаланса после каждой стадии распределения финансовой помощи (до оказания финансовой помощи, после выравнивания бюджетной обеспеченности, после распределения прочих дотаций, после распределения субсидий и иных межбюджетных трансфертов).

Муниципальным районам и городским округам с внутригородским делением также следует учитывать необходимость обеспечения вертикальной и горизонтальной сбалансированности при формировании межбюджетных отношений с поселениями и внутригородскими районами соответственно.