См. Методические рекомендации органам государственной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления в сфере межбюджетных отношений на региональном и муниципальном уровнях (в связи с изменениями бюджетного законодательства в 2020 - 2021 годах).

6.6. Возврат бюджетных кредитов

Возврат бюджетного кредита в бюджет субъекта Российской Федерации (бюджет муниципального района, городского округа с внутригородским делением) осуществляется бюджетом муниципального образования в порядке и сроки, установленные договором (соглашением) о предоставлении бюджетного кредита, а также в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (местной администрацией муниципального района, городского округа с внутригородским делением).

В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации в случае, если предоставленные местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации бюджетные кредиты не погашены в установленные сроки, остаток непогашенного кредита, включая проценты, штрафы и пени, взыскивается за счет дотаций местному бюджету из бюджета субъекта Российской Федерации, а также за счет отчислений от федеральных и региональных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, подлежащих зачислению в местный бюджет.

В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации в случае, если предоставленные бюджетам городских, сельских поселений (городских округов с внутригородским делением) из бюджетов муниципальных районов (городских округов с внутригородским делением) бюджетные кредиты не погашены в установленные сроки, задолженность по бюджетному кредиту, включая проценты, штрафы и пени, взыскивается за счет дотаций бюджетам городских, сельских поселений (внутригородских районов) из бюджета муниципального района (городского округа с внутригородским делением) в случае передачи муниципальному району (городскому округу с внутригородским делением) полномочия субъекта Российской Федерации на выравнивание бюджетной обеспеченности городских, сельских поселений (внутригородских районов), а также за счет доходов от федеральных налогов и сборов, в том числе налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, и (или) региональных налогов, подлежащих зачислению в бюджеты городских, сельских поселений (внутригородских районов).

Порядок взыскания остатков непогашенных кредитов, включая проценты, штрафы и пени, финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных районов (городских округов с внутригородским делением) устанавливают в соответствии с общими требованиями, определяемыми Министерством финансов Российской Федерации.

Следует отметить, что Бюджетный кодекс Российской Федерации предусматривает дополнительные механизмы разрешения проблем с выполнением договоров (соглашений) о предоставлении бюджетных кредитов:

- реструктуризацию муниципального долга;

- реструктуризацию денежных обязательств перед публично-правовым образованием и иные способы урегулирования задолженности по ним.

В первом случае между кредитором и заемщиком заключается соглашение об изменении условий исполнения обязательств. В частности, соглашение может предусматривать предоставление отсрочек или рассрочек, изменение объемов или сроков уплаты процентов (иных платежей), а также частичное списание (сокращение) основной суммы долга.

Во втором случае также заключается соглашение. В случае реструктуризации денежного обязательства такое соглашение предусматривает изменение условий исполнения денежного обязательства (погашения задолженности по нему), связанное с изменением сроков (в том числе с предоставлением отсрочки или рассрочки) исполнения денежного обязательства (погашения задолженности по нему), изменение величины процентов за пользование денежными средствами и (или) иных платежей. В случае новации денежного обязательства такое соглашение предусматривает прекращение первоначального обязательства с заменой его другим обязательством между теми же лицами, предусматривающее иной предмет или способ исполнения. Кроме того, Бюджетный кодекс Российской Федерации предусматривает, что урегулирование денежных обязательств (задолженности по ним) может производиться и иными способами, предусмотренными бюджетным и (или) гражданским законодательством.

Следует отметить, что реструктуризация и новация денежного обязательства (если она влечет возникновение нового денежного обязательства) осуществляются с учетом тех же требований, что предъявляются к привлечению бюджетных кредитов, кроме требования об отсутствии просроченной (неурегулированной) задолженности перед кредитором.

Возможность, способы и основные условия урегулирования денежных обязательств (задолженности по денежным обязательствам) перед публично-правовым образованием должны быть установлены законом (решением) о бюджете. Правила (основания, условия и порядок) реструктуризации денежных обязательств (задолженности по денежным обязательствам) перед публично-правовым образованием устанавливаются актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации или уполномоченных ими финансовых органов. При этом могут быть установлены дополнительные условия реструктуризации, в том числе критерии, которым должны соответствовать должники, имеющие право на реструктуризацию.