Глава 2. Порядок идентификации клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев

2.1. В целях идентификации клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя, бенефициарного владельца некредитной финансовой организацией самостоятельно либо с привлечением третьих лиц осуществляется сбор сведений и документов, предусмотренных приложениями 1 и 2 к настоящему Положению, документов, являющихся основанием совершения операций. Некредитная финансовая организация использует в том числе иные сведения (документы), самостоятельно определяемые некредитной финансовой организацией в правилах внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ.

(в ред. Указания Банка России от 18.08.2016 N 4105-У)

(см. текст в предыдущей редакции)

Некредитная финансовая организация самостоятельно определяет в правилах внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ требования к документам клиента, являющегося юридическим лицом, иностранной структурой без образования юридического лица, индивидуальным предпринимателем, физическим лицом, занимающимся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, период деятельности которого не превышает трех месяцев со дня его регистрации (инкорпорации) и не позволяет представить в некредитную финансовую организацию сведения (документы), указанные в подпункте 2.5 пункта 2 приложения 2 к настоящему Положению, а также требования к документам юридического лица - нерезидента, иностранной структуры без образования юридического лица, представляемым в соответствии с подпунктом 2.5 пункта 2 приложения 2 к настоящему Положению.

(в ред. Указания Банка России от 18.08.2016 N 4105-У)

(см. текст в предыдущей редакции)

В случае привлечения некредитной финансовой организацией к сбору сведений и документов, указанных в настоящем пункте, третьих лиц идентификация клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя, бенефициарного владельца осуществляется непосредственно некредитной финансовой организацией либо лицом, которому в случаях, установленных Федеральным законом, поручено проведение идентификации (упрощенной идентификации).

(абзац введен Указанием Банка России от 18.08.2016 N 4105-У)

2.2. При идентификации (упрощенной идентификации) клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя, бенефициарного владельца, а также при обновлении сведений, полученных в результате идентификации (упрощенной идентификации), некредитная финансовая организация использует информацию из открытых информационных систем органов государственной власти Российской Федерации, Пенсионного фонда Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, размещенных в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет") либо единой системе межведомственного электронного взаимодействия, в том числе:

сведения, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, государственном реестре аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц;

сведения об утерянных, недействительных паспортах, о паспортах умерших физических лиц, об утерянных бланках паспортов;

информацию о наличии в отношении клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя и бенефициарного владельца сведений об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму.

Абзац утратил силу. - Указание Банка России от 04.04.2023 N 6397-У.

(см. текст в предыдущей редакции)

Некредитная финансовая организация также может использовать иные источники информации, доступные ей на законных основаниях.

(п. 2.2 в ред. Указания Банка России от 18.08.2016 N 4105-У)

(см. текст в предыдущей редакции)

2.3. Обновление сведений, полученных в результате идентификации клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя, бенефициарного владельца, осуществляется некредитной финансовой организацией в соответствии с порядком, установленным в правилах внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ, путем получения документов и сведений непосредственно от клиента (представителя клиента) и (или) путем обращения к источникам информации, указанным в пункте 2.2 настоящего Положения.

(п. 2.3 в ред. Указания Банка России от 18.08.2016 N 4105-У)

(см. текст в предыдущей редакции)

2.4. Все документы, позволяющие идентифицировать клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя, бенефициарного владельца, должны быть действительными на дату их предъявления.

Документы, составленные полностью или в какой-либо их части на иностранном языке (за исключением документов, удостоверяющих личность физического лица, выданных компетентными органами иностранных государств, составленных на нескольких языках, включая русский язык), представляются некредитной финансовой организации с надлежащим образом заверенным переводом на русский язык. Некредитные финансовые организации принимают документы, выданные компетентными органами иностранных государств, подтверждающие статус банков-нерезидентов, без их легализации. Некредитные финансовые организации принимают документы, выданные компетентными органами иностранных государств, подтверждающие статус юридических лиц - нерезидентов, не являющихся банками-нерезидентами, иностранных структур без образования юридического лица без их легализации, за исключением случаев наличия у работников некредитной финансовой организации сомнений в достоверности или точности представленных указанными лицами документов и (или) сведений либо подозрений в том, что целью заключения договора указанными лицами с некредитной финансовой организацией является совершение операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

(в ред. Указания Банка России от 04.04.2023 N 6397-У)

(см. текст в предыдущей редакции)

Требование о представлении некредитной финансовой организации документов с надлежащим образом заверенным переводом на русский язык не распространяется на документы, выданные компетентными органами иностранных государств, удостоверяющие личности физических лиц, при условии наличия у физического лица документа, подтверждающего право законного пребывания на территории Российской Федерации (например, въездная виза, миграционная карта).

В случаях и в порядке, предусмотренных некредитной финансовой организацией во внутренних документах, перевод документа (его части) на русский язык вправе выполнить сотрудник некредитной финансовой организации, либо сотрудник лица, которому на основании Федерального закона предоставлены полномочия по проведению идентификации, либо сотрудник специализированной организации, предоставляющей услуги перевода. Перевод должен быть подписан лицом, его осуществившим, с указанием фамилии, имени, отчества (при наличии последнего), должности или реквизитов документа, удостоверяющего личность лица, осуществившего перевод.

(в ред. Указания Банка России от 18.08.2016 N 4105-У)

(см. текст в предыдущей редакции)

Все документы, необходимые для идентификации клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя, бенефициарного владельца, обновления информации о них, представляются в подлиннике или надлежащим образом заверенной копии. Если к идентификации клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя, бенефициарного владельца имеет отношение только часть документа, может быть представлена заверенная выписка из него. В случае представления копии документов (выписок из документов) некредитная финансовая организация вправе потребовать от клиента, представителя клиента представления оригиналов соответствующих документов для ознакомления.

(абзац введен Указанием Банка России от 18.08.2016 N 4105-У)

Отдельные сведения, подтверждение которых не связано с необходимостью изучения некредитной финансовой организацией правоустанавливающих документов, финансовых (бухгалтерских) документов клиента либо документов, удостоверяющих личность физического лица (например, номер телефона, факса, адрес электронной почты, иная контактная информация), могут представляться клиентом (представителем клиента) без их документального подтверждения, в том числе со слов (устно).

(абзац введен Указанием Банка России от 18.08.2016 N 4105-У)

Достоверность таких сведений подтверждается клиентом в порядке, установленном некредитной финансовой организацией в правилах внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ.

(абзац введен Указанием Банка России от 18.08.2016 N 4105-У)

Некредитная финансовая организация самостоятельно определяет в правилах внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ способ заверения копий документов (в том числе выписок из документов), представленных для целей идентификации клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя, бенефициарного владельца, обновления сведений о них.

(абзац введен Указанием Банка России от 06.07.2020 N 5495-У)

КонсультантПлюс: примечание.

Анкеты (досье) клиентов, принятых на обслуживание до дня вступления в силу Указания Банка России от 18.08.2016 N 4105-У, должны быть приведены в соответствие с его требованиями при очередном обновлении сведений о клиентах, представителях клиентов, выгодоприобретателях, бенефициарных владельцах (пункт 3 Указания Банка России от 18.08.2016 N 4105-У).

2.5. Сведения о клиенте, представителе клиента, выгодоприобретателе, бенефициарном владельце, приведенные в приложении 3 к настоящему Положению, фиксируются в анкете (досье) клиента, представляющей собой отдельный документ или комплект документов, оформленные на бумажном и (или) электронном носителе.

(в ред. Указания Банка России от 18.08.2016 N 4105-У)

(см. текст в предыдущей редакции)

По усмотрению некредитной финансовой организации в анкету (досье) клиента также могут быть включены иные сведения.

Анкета (досье) клиента, сформированная (сформированное) в электронном виде, при переносе на бумажный носитель заверяется подписью сотрудника некредитной финансовой организации, уполномоченного заверять анкету (досье).

(в ред. Указания Банка России от 18.08.2016 N 4105-У)

(см. текст в предыдущей редакции)

В анкете (досье) клиента помимо сведений могут храниться надлежащим образом заверенные копии документов на бумажном носителе и (или) документы (копии документов) в электронном виде.

Форма анкеты (досье) клиента и (или) порядок ведения анкеты (досье) клиента определяется некредитной финансовой организацией в правилах внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ.

(в ред. Указания Банка России от 18.08.2016 N 4105-У)

(см. текст в предыдущей редакции)

Анкета (досье) клиента подлежит хранению в некредитной финансовой организации не менее пяти лет со дня прекращения отношений с клиентом.

Абзац утратил силу. - Указание Банка России от 18.08.2016 N 4105-У.

(см. текст в предыдущей редакции)

2.6. Сведения, включаемые в анкету (досье) клиента, могут фиксироваться и храниться некредитной финансовой организацией в электронной базе данных, к которой сотрудникам некредитной финансовой организации, осуществляющим идентификацию клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя, бенефициарного владельца, может быть обеспечен оперативный доступ в постоянном режиме для проверки информации о клиенте, представителе клиента, выгодоприобретателе, бенефициарном владельце.

2.7. Некредитная финансовая организация вправе не проводить повторную идентификацию клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя, бенефициарного владельца, повторную упрощенную идентификацию клиента - физического лица при наличии в совокупности следующих условий:

идентификация клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя, бенефициарного владельца, упрощенная идентификация клиента - физического лица ранее проведена, и клиент находится на обслуживании;

у некредитной финансовой организации отсутствуют сомнения в достоверности и точности ранее полученной информации, а также ее достаточности для исполнения требований Федерального закона;

к сведениям об этом клиенте, представителе клиента, выгодоприобретателе, бенефициарном владельце обеспечен оперативный доступ в постоянном режиме в порядке, установленном некредитной финансовой организацией в правилах внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ.

(п. 2.7 в ред. Указания Банка России от 18.08.2016 N 4105-У)

(см. текст в предыдущей редакции)