Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

6.2.1. Формирование структуры потребительских расходов населения, используемой в качестве весов для расчета индексов потребительских цен и средних цен на товары и услуги по субъекту Российской Федерации

6.2.1. Формирование структуры потребительских расходов

населения, используемой в качестве весов для расчета

индексов потребительских цен и средних цен на товары

и услуги по субъекту Российской Федерации

Основными этапами подготовки структуры потребительских расходов населения по субъекту Российской Федерации являются:

а) формирование среднегодовых расходов домашних хозяйств на приобретение продовольственных и непродовольственных товаров, а также оплату услуг за два смещенных года, предшествующих году, в котором осуществляется расчет ИПЦ.

Среднегодовые расходы определяются как средняя арифметическая величина расходов за два смещенных года.

б) обеспечение увязки отдельных статей расходов домашних хозяйств (представленных в разрезе агрегированных данных по группам товаров и услуг) с набором товаров (услуг)-представителей, разработанным для наблюдения за уровнем и динамикой потребительских цен (тарифов) посредством разработки алгоритмов распределения.

Распределение статей расходов домашних хозяйств по всем позициям набора товаров (услуг)-представителей осуществляется на основании КИПЦ.

Методы формирования алгоритмов, в зависимости от способа распределения расходов домашних хозяйств по отдельным видам товаров (услуг)-представителей можно условно представить в виде трех групп:

прямого отнесения расходов домашних хозяйств по статьям, имеющим идентичные позиции в наборе товаров (услуг)-представителей.

Например, расходы домашних хозяйств, учтенные по статье "Хлеб ржаной и прочий", целиком включаются в структуру потребительских расходов населения по позиции "Хлеб из ржаной муки и из смеси муки ржаной и пшеничной".

долевого отнесения статьи расходов домашних хозяйств по двум или нескольким однородным позициям набора товаров (услуг)-представителей с использованием коэффициентов распределения.

Например, расходы домашних хозяйств, учтенные по статье "Автомобили новые", при помощи коэффициентов распределяются в определенных долях по позициям набора товаров (услуг)-представителей "Легковой автомобиль отечественный новый", "Легковой автомобиль импортный новый", "Легковой автомобиль иностранной марки, собранный на автомобильном заводе на территории России".

условного отнесения (долевого распределения) расходов домашних хозяйств, учтенных по отдельным статьям, не имеющим идентичных позиций в наборе товаров (услуг)-представителей, с использованием коэффициентов распределения.

Например, расходы домашних хозяйств, учтенные по статье "Предметы домашнего инвентаря", не имеющей в наборе товаров (услуг)-представителей идентичных позиций, могут быть включены в вес одного из следующих товаров домашнего обихода: "Комплект столовых приборов из нержавеющей стали", "Кастрюля из эмалированной или нержавеющей стали", "Чайник стальной эмалированный", "Сковорода с антипригарным покрытием" или распределены на веса нескольких товаров (так как все эти товары входят в один раздел КИПЦ).

Применение методов долевого отнесения, а также условного отнесения (долевого распределения) требует разработки специальных коэффициентов, определяющих пропорцию распределения отдельных статей расходов домашних хозяйств по видам товаров (услуг)-представителей.

Определение коэффициентов распределения осуществляется с использованием дополнительных источников информации:

статистических данных о производстве отдельных видов продукции; о структуре розничного товарооборота; о деятельности организаций жилищно-коммунального хозяйства; других отраслей статистики;

внешних источников информации, в частности, данных налоговых органов, органов ГИБДД;

показателей, исчисленных в результате применения метода экспертных расчетов и оценок на основе информации, полученной от специалистов организаций торговли (сферы услуг).

Распределение расходов домашних хозяйств при формировании структуры потребительских расходов населения при помощи алгоритмов и коэффициентов распределения проводится, в основном, внутри соответствующих классов, категорий КИПЦ.

В КИПЦ внутри многих категорий имеются статьи расходов домашних хозяйств, под названием "Другие...", которые не имеют идентичных позиций в наборе товаров (услуг)-представителей, принятом для расчета ИПЦ.

Распределение этих расходов домашних хозяйств по соответствующим позициям набора товаров (услуг)-представителей осуществляется на основании описания состава указанных статей расходов в КИПЦ.

в) корректировка расходов домашних хозяйств на алкоголь, с целью определения доли алкогольных напитков, соответствующей реальным объемам их потребления. Необходимость корректировки связана с имеющим место как в международной практике, так и в отечественной статистике традиционным недоучетом расходов домашних хозяйств на алкогольные напитки, так как домашние хозяйства часто необъективно отражают свои реальные расходы на их приобретение.

Для определения реального удельного веса алкогольных напитков в потребительских расходах населения используются данные статистики торговли об удельном весе объема продаж алкогольных напитков в обороте розничной торговли.

Проведение корректировки потребительских расходов населения осуществляется путем увеличения в общих расходах домашних хозяйств доли расходов на алкогольные напитки.

Корректировка осуществляется в следующей последовательности:

определение удельного веса алкогольных напитков в розничном товарообороте (на основе данных статистики торговли за предыдущий год);

осуществление расчета коэффициента корректировки расходов домашних хозяйств на алкогольные напитки (как отношение удельного веса алкогольных напитков в розничном товарообороте к удельному весу алкогольных напитков в расходах домашних хозяйств на товары);

расчет удельного веса отдельных видов алкогольных напитков с учетом реального уровня их потребления в структуре потребительских расходов населения;

формирование структуры потребительских расходов населения для расчета ИПЦ на основе скорректированных данных о расходах домашних хозяйств на потребление алкогольных напитков.

г) приведение среднегодовых расходов к условиям базисного периода (декабря предыдущего года). Поскольку в качестве цен базисного периода при расчете индекса потребительских цен на товары и услуги выступают цены декабря предыдущего года, а в качестве весов - среднегодовая структура потребительских расходов населения за два смещенных года, необходимо обеспечение сопоставимости этих показателей. Для этой цели используются коэффициенты актуализации.

Коэффициенты актуализации среднегодовых расходов определяются путем отнесения цены товара (услуги)-представителя за декабрь предыдущего года к средней цене на него, рассчитанной за два смещенных года.

00000023.wmz, (6)

где:

Krj - коэффициент актуализации среднегодовых расходов на j-й товар (услугу)-представитель в r-м субъекте Российской Федерации;

prjd,(T-1) - средняя цена на j-й товар (услугу)-представитель в r-м субъекте Российской Федерации в декабре предыдущего года (d(T-1));

00000024.wmz - средняя цена на j-й товар (услугу)-представитель в r-м субъекте Российской Федерации в среднем за два смещенных года (24 месяца);

r - субъект Российской Федерации;

j - товар (услуга)-представитель.

При этом, расчет средней цены на товар (услугу)-представитель за два смещенных года, производится по формуле средней арифметической простой.

00000025.wmz, (7)

где:

prj,t - средняя цена на j-й товар (услугу)-представитель в r-м субъекте Российской Федерации за месяц (t).

Для определения коэффициентов актуализации по вновь введенным в наблюдение позициям используются разработанные коэффициенты актуализации по родственным позициям за предыдущий год.

д) определение весов потребительских расходов населения для расчета ИПЦ по субъекту Российской Федерации осуществляется на основе потребительских расходов населения, приведенных к условиям базисного периода, путем отнесения потребительских расходов по каждой позиции набора товаров (услуг) к общей сумме потребительских расходов по субъекту Российской Федерации.