Документ не применяется. Подробнее см. Справку

IX. Предварительная оценка ожидаемой эффективности и результативности предлагаемого варианта решения проблемы

IX. Предварительная оценка ожидаемой эффективности

и результативности предлагаемого варианта решения проблемы

Решение задач Программы обеспечивается путем проведения соответствующих мероприятий.

В рамках задачи создания и распространения структурных и технологических инноваций в профессиональном образовании, обеспечивающих высокую мобильность современной экономики, предусматривается реализовать следующие мероприятия:

формирование новой структуры организаций высшего образования путем выполнения пилотных проектов по разработке и реализации новых моделей вузов и новых образовательных программ, поддержка распространения результатов этих пилотных проектов;

разработка и распространение в системе профессионального образования новых технологий и форм организации учебного процесса путем создания нормативно-методической базы, повышения квалификации руководителей и научно-педагогических работников, аналитического сопровождения и поддержки данных процессов;

модернизация системы непрерывного образования (дополнительного профессионального образования и неформального образования взрослых) путем реализации пилотных проектов регионов и вузов, разработки моделей и открытых образовательных ресурсов, распространения результатов пилотных проектов и ресурсов;

создание условий для получения среднего профессионального и высшего образования людьми с ограниченными возможностями здоровья путем реализации разработки нормативно-методической базы и поддержки инициативных проектов;

повышение качества управления в системе высшего образования и среднего профессионального образования путем разработки и распространения новых моделей и технологий управления;

модернизация региональных систем профессионального образования и формирования прикладных квалификаций путем реализации экспертно-аналитического сопровождения региональных программ и их конкурсной поддержки.

В рамках мероприятия по формированию новой структуры организаций высшего образования путем выполнения пилотных проектов по разработке и реализации новых моделей вузов и новых образовательных программ, поддержки распространения результатов этих пилотных проектов предусматривается:

разработка и реализация в системе высшего образования новых моделей вузов (опорных вузов региональных экономических систем, вузов массовой подготовки для социальной сферы и сферы сервиса и вузов прикладного и технического бакалавриата);

разработка и реализация в системе высшего образования новых программ инженерного образования, новых моделей аспирантуры и магистратуры, новых моделей и технологий очно-заочного и заочного обучения;

модернизация региональных сетей подготовки кадров через поддержку программ развития образовательных организаций высшего образования, являющихся опорными для региональных экономических систем (в том числе технических вузов);

оказание поддержки процессам модернизации программ развития образовательных организаций профессионального образования.

В рамках мероприятия по разработке и распространению в системе профессионального образования новых технологий и форм организации учебного процесса путем создания нормативно-методической базы, повышения квалификации руководителей и научно-педагогических работников, аналитического сопровождения и поддержки данных процессов предусматривается:

разработка и внедрение в системе высшего образования и среднего профессионального образования технологии проектного обучения;

разработка и внедрение в системах высшего образования и среднего профессионального образования новых образовательных технологий;

разработка и распространение в практике профессионального образования модели вариативных образовательных траекторий;

реализация основных требований Болонского и Туринского процессов во всех организациях высшего образования и среднего профессионального образования.

В рамках мероприятия по модернизации системы непрерывного образования (дополнительного профессионального образования и неформального образования взрослых) путем реализации пилотных проектов регионов и вузов, разработки моделей и открытых образовательных ресурсов, распространения результатов пилотных проектов и ресурсов предусматривается:

реализация пилотных проектов по развитию дополнительного профессионального образования и неформального образования взрослых и их распространение;

создание открытых образовательных ресурсов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для обучения по программам дополнительного профессионального образования и неформального образования взрослых (образования в течение жизни).

В рамках мероприятия по созданию условий для получения среднего профессионального и высшего образования людьми с ограниченными возможностями здоровья путем разработки нормативно-методической базы и поддержки инициативных проектов предусматривается:

обеспечение повышения доступности среднего профессионального и высшего образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья путем модернизации технологий и инфраструктуры;

обеспечение реализации дистанционных программ высшего образования и среднего профессионального образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья (не менее чем по 50 специальностям (направлениям подготовки).

В рамках мероприятия по повышению качества управления в системе высшего образования и среднего профессионального образования путем разработки и распространения новых моделей и технологий управления предусматривается:

создание и обеспечение во всех образовательных организациях профессионального образования эффективной работы органов государственно-общественного управления с участием работодателей;

проведение переподготовки управленческих команд не менее чем в 100 профессиональных образовательных организациях;

обеспечение внедрения эффективного контракта с руководителями и профессорско-преподавательским составом организаций высшего образования и среднего профессионального образования;

завершение модернизации систем управления в профессиональных образовательных организациях и вузах;

внедрение в каждой образовательной организации профессионального образования системы мониторинга образовательных траекторий студентов, а также трудоустройства и карьеры выпускников.

В рамках мероприятия по модернизации региональных систем профессионального образования и формирования прикладных квалификаций путем экспертно-аналитического сопровождения региональных программ и их конкурсной поддержки предусматривается:

реализация положения Стратегии развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в Российской Федерации на период до 2020 года с учетом актуальных прогнозов баланса трудовых ресурсов, кадровой потребности, демографической ситуации;

обеспечение внедрения эффективного контракта с руководителями и педагогическими работниками организаций среднего профессионального образования;

реализация пилотных проектов модернизации региональных систем профессионального образования и формирования прикладных квалификаций.

В рамках задачи развития современных механизмов, содержания и технологий общего и дополнительного образования предусматривается реализация следующих мероприятий:

реализация новых организационно-экономических моделей и стандартов в дошкольном образовании путем разработки нормативно-методической базы и экспертно-аналитического сопровождения ее распространения;

повышение качества образования в школах с низкими результатами и в школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, путем реализации пилотных региональных проектов и распространения их результатов;

создание сети школ, реализующих экспериментальные и инновационные программы для отработки новых технологий и содержания обучения и воспитания, путем конкурсной поддержки школьных инициатив и сетевых проектов;

модернизация технологий и содержания обучения в соответствии с новым федеральным государственным образовательным стандартом путем разработки концепций модернизации конкретных областей, поддержки региональных программ развития образования и поддержки сетевых методических объединений;

обеспечение роста качества педагогических кадров в школах путем конкурсной поддержки региональных программ и экспертно-аналитического сопровождения таких программ;

реализация концепции развития дополнительного образования детей на региональном уровне путем конкурсной поддержки регионов и распространения лучшей практики;

привлечение организаций высшего и профессионального образования к работе с талантливыми детьми путем конкурсной поддержки проектов сезонных и заочных школ, конкурсов и олимпиад.

В рамках мероприятия по реализации новых организационно-экономических моделей и стандартов в дошкольном образовании путем разработки нормативно-методической базы и экспертно-аналитического сопровождения ее распространения предусматривается:

обеспечение поддержки региональных программ развития дошкольного образования, внедрение новых федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования;

создание в каждом регионе условий для государственно-частного партнерства в сфере дошкольного образования;

обеспечение реализации в каждом регионе программ поддержки родительского просвещения для семей с маленькими детьми;

повышение 95 процентов педагогических работников и управленцев системы дошкольного образования квалификации по новым образовательным программам.

В рамках мероприятия по повышению качества образования в школах с низкими результатами и в школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, путем реализации пилотных региональных проектов и распространения их результатов предусматривается:

реализация пилотных проектов по повышению качества образования в школах с низкими результатами и в школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях;

модернизация нормативно-методической базы работы в школах с низкими результатами и в школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях;

распространение на все регионы лучших практик работы в школах с низкими результатами и в школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях.

В рамках мероприятия по созданию сети школ, реализующих экспериментальные и инновационные программы для отработки новых технологий и содержания обучения и воспитания, путем конкурсной поддержки школьных инициатив и сетевых проектов предусматривается:

создание сети инновационных школ (не менее 200);

отработка и готовность к распространению модели использования в школах новых технологий обучения и воспитания;

поддержка региональных программ модернизации сети (формирования эффективных сетей) общеобразовательных организаций;

создание национальных методических сетей по распространению конкретных образовательных технологий (не менее 30).

В рамках мероприятия по модернизации технологий и содержания обучения в соответствии с новым федеральным государственным образовательным стандартом путем разработки концепций модернизации конкретных областей, поддержки региональных программ развития образования и поддержки сетевых методических объединений предусматривается:

реализация положений, предусмотренных Концепцией развития математического образования в Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2013 г. N 2506-р;

создание и реализация концепции модернизации образования, обновление содержания образования в сфере русского языка, иностранного языка, истории, литературы и технологии;

создание сетевых методических объединений учителей по предметным областям математики, русского языка, иностранного языка, истории, литературы и технологии.

В рамках мероприятия по обеспечению роста качества педагогических кадров в школах путем конкурсной поддержки региональных программ и экспертно-аналитического сопровождения таких программ предусматривается:

внедрение во всех регионах оптимальных подходов к эффективному контракту с руководителями и педагогическими работниками организаций дошкольного, общего и дополнительного образования детей;

реализация во всех регионах нового стандарта профессиональной деятельности, включая механизмы аттестации и профессионального развития учителей;

реализация пилотных проектов привлечения и закрепления в школах лучших выпускников вузов и талантливых педагогов, выделение и распространение лучших практик.

В рамках мероприятия по реализации концепции развития дополнительного образования детей на региональном уровне путем конкурсной поддержки регионов и распространения лучших практик предусматривается:

создание условий для реализации концепции дополнительного образования детей;

разработка и реализация региональных программ модернизации дополнительного образования детей;

выделение и распространение лучших практик реализации региональных программ дополнительного образования детей;

выделение и распространение лучших практик организации образовательного процесса в системе общего образования, моделей реализации программ дополнительного образования на базе организаций общего образования (включая практики и модели для детей с ограниченными возможностями здоровья);

обеспечение функционирования системы мониторинга дополнительного образования.

В рамках мероприятия по привлечению организаций высшего и профессионального образования к работе с талантливыми детьми путем конкурсной поддержки проектов сезонных и заочных школ, конкурсов и олимпиад предусматривается:

обеспечение ежегодного проведения сезонных школ для талантливых детей и молодежи вузами и организациями среднего профессионального образования;

обеспечение ежегодного проведения всероссийских конкурсов для талантливых детей вузами и организациями среднего профессионального образования;

обеспечение функционирования национальных заочных школ для мотивированных школьников.

В рамках задачи реализации мер популяризации среди детей и молодежи научно-образовательной и творческой деятельности, выявления талантливой молодежи предусматривается реализовать следующие мероприятия:

развитие научно-технического и инновационного творчества детей и молодежи путем конкурсной поддержки центров научно-технического творчества молодежи и распространения их опыта;

реализация механизмов вовлечения молодежи в активную социальную практику;

совершенствование моделей и механизмов организации отдыха и оздоровления детей;

разработка и реализация комплекса мер по формированию здорового образа жизни среди обучающихся.

В рамках мероприятия по развитию научно-технического и инновационного творчества детей и молодежи путем конкурсной поддержки центров научно-технического творчества молодежи и распространения их опыта предусматривается:

создание механизмов стимулирования молодежного творчества, профессионального и личностного развития;

разработка во всех регионах региональных программ поддержки научно-технического творчества молодежи;

создание и обеспечение деятельности модельных центров научно-технического и инновационного творчества молодежи.

В рамках мероприятия по реализации механизмов вовлечения молодежи в активную социальную практику предусматривается:

обеспечение разработки и реализации моделей творческих конкурсов для молодежи по профессиональным, социальным и творческим направлениям с численностью участников не менее 500 тысяч;

организация проведения не менее 50 сезонных школ (конференций, семинаров) для победителей молодежных конкурсов по профессиональным, социальным и творческим направлениям;

реализация поддержки не менее 100 сетей профессионального мастерства для участников и победителей молодежных конкурсов по профессиональным, социальным и творческим направлениям.

В рамках мероприятия по совершенствованию моделей и механизмов организации отдыха и оздоровления детей предусматривается:

обеспечение экспертно-методической и информационной поддержки органам управления образованием, организациям отдыха и оздоровления детей и педагогам по вопросам функционирования и развития системы отдыха и оздоровления детей, социализации детей с использованием мероприятий летнего, каникулярного и круглогодичного отдыха и оздоровления;

внедрение новых моделей и методик организации отдыха и оздоровления для всех категорий детей, в том числе для детей с особыми потребностями (одаренные дети, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья);

создание и успешная реализация новых программ дополнительного образования детей в организациях отдыха и оздоровления детей, а также новых программ повышения квалификации специалистов и руководителей организаций отдыха и оздоровления детей.

В рамках мероприятия по разработке и реализации комплекса мер по формированию здорового образа жизни среди обучающихся предусматривается:

разработка и внедрение моделей и механизмов развития инфраструктуры физической подготовки и физической культуры в образовательных организациях;

усовершенствование методического и информационного обеспечения системы физкультурных мероприятий для обучающихся и работников образовательных организаций;

достижение повсеместного обеспечения образовательных организаций квалифицированными педагогическими кадрами в области развития физической культуры и физической подготовки;

формирование методической системы воспитания здорового и безопасного образа жизни среди обучающихся.

В рамках задачи создания инфраструктуры, обеспечивающей условия для обучения и подготовку кадров для современной экономики, предполагается выполнение мероприятия по улучшению материально-технической базы российского образования, в рамках которого будут реализованы инвестиционные проекты по развитию инфраструктуры сферы образования.

На первом этапе реализации Программы (2016 - 2017 годы) планируется завершение строительства объектов, начатого в рамках Программы на 2011 - 2015 годы, которое не завершено до настоящего времени (общий размер средств, необходимых для завершения строительства объектов только в рамках Программы на 2011 - 2015 годы составит к концу 2015 года 10 млрд. рублей).

Одновременно будут проведены проектные и изыскательские работы в отношении объектов, строительство и реконструкция которых будет осуществляться в последующие годы реализации Программы.

На втором этапе реализации Программы (2018 - 2020 годы) планируется продолжение выполнения мероприятия по строительству объектов социальной, учебно-лабораторной, научной, физкультурно-спортивной, административной, хозяйственной и коммунальной инфраструктуры.

Предполагается восполнение дефицита мест в общежитиях для иногородних студентов с учетом объема финансирования строительства новых общежитий не менее чем по 4 млрд. рублей ежегодно.

Конкретный перечень объектов с распределением финансирования будет определен при разработке проекта Программы. При этом в качестве приоритетных рассматриваются объекты ведущих высших учебных заведений различной ведомственной принадлежности (федеральные университеты, национальные исследовательские университеты), системообразующих для экономики отрасли или региона, объекты, находящиеся в аварийном состоянии, объекты, строительство которых не завершено, а также объекты, в отношении которых имеются поручения Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

Общее количество площадей, подлежащих вводу в эксплуатацию, будет определено на этапе разработки Программы с учетом предложений и обоснований, полученных в соответствии с федеральной адресной инвестиционной программой, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 13 сентября 2010 г. N 716 "Об утверждении Правил формирования и реализации федеральной адресной инвестиционной программы".

Развитие инфраструктуры образования в рамках указанного мероприятия Программы создаст предпосылки для повышения качества и международной конкурентоспособности российского образования. Кроме того, развитие социальной инфраструктуры образования (жилья для педагогических работников, общежитий для обучающихся, спортивных объектов и др.) создаст дополнительные стимулы для закрепления в сфере образования и науки талантливых научно-педагогических кадров, способных решать поставленные задачи развития и модернизации.

В рамках задачи формирования востребованной системы оценки качества образования и образовательных результатов будут реализованы следующие мероприятия:

развитие национально-региональной системы оценки качества общего образования путем реализации пилотных региональных проектов и создания национальных механизмов оценки качества;

развитие системы оценки качества в среднем профессиональном и высшем образовании путем поддержки независимой аккредитации и оценки качества образовательных программ;

включение России в международные исследования качества образования;

экспертно-аналитическое, информационное, правовое, методическое и научное сопровождение программных мероприятий в области развития образования;

поддержка инноваций в области развития и модернизации образования.

В рамках мероприятия по развитию национально-региональной системы оценки качества общего образования путем реализации пилотных региональных проектов и создания национальных механизмов оценки качества предусматривается:

реализация пилотных проектов создания региональных систем оценки качества на всех уровнях общего образования (включая дошкольное);

обеспечение подготовки не менее 2000 специалистов по оценке качества общего образования и оценочным материалам;

создание национального мониторинга образовательных достижений, позволяющего оценивать качество образования в региональном и национальном масштабах по основным дисциплинам не менее чем в 3 периодах обучения;

создание национальных фондов сертифицированных оценочных средств;

модернизация процедур и механизмов единого государственного экзамена и государственной итоговой аттестации;

обеспечение функционирования системы мониторинга оценки образовательных результатов на федеральном, региональном и муниципальном уровнях;

формирование механизмов привлечения общественности к оценке качества общего образования на всех его уровнях;

создание открытых систем данных для формирования пользовательских рейтингов.

В рамках мероприятия по развитию системы оценки качества в среднем профессиональном и высшем образовании путем поддержки независимой аккредитации и оценки качества образовательных программ предусматривается:

обеспечение развития системы контроля качества среднего профессионального и высшего образования на основе развития контрольно-надзорных механизмов на всех уровнях системы образования;

усовершенствование процедур и инструментария независимой оценки качества образования и общественной аккредитации организаций, осуществляющих образовательную деятельность на всех уровнях профессионального образования;

обеспечение создания во всех регионах центров признания профессиональных квалификаций;

обеспечение внедрения по всем укрупненным группам специальностей (направлений подготовки) механизмов профессионально-общественной аккредитации образовательных программ;

добровольное использование не менее чем 50 процентами вузов и организаций среднего профессионального образования единых оценочных материалов для итоговой аттестации выпускников;

создание и распространение единых оценочных средств для оценки образовательных достижений выпускников по программам среднего профессионального образования и высшего образования.

В рамках мероприятия по включению России в международные исследования качества образования предусматривается:

обеспечение участия России во всех значимых (не менее 10) международных сравнительных исследованиях качества образования;

разработка и распространение для использования регионами оценочных инструментов (на основе международных) для проведения внутрирегионального и межрегионального анализа и оценки качества образования;

выпуск на основании международных исследований раз в 2 года доклада о сравнительной оценке качества образования в Российской Федерации.

В рамках мероприятия по экспертно-аналитическому, информационному, правовому, методическому и научному сопровождению программных мероприятий в области развития образования предусматривается:

осуществление экспертно-аналитического, экспертно-организационного и мониторингового сопровождения реализации мероприятий Программы;

осуществление информационного и информационно-методического сопровождения хода реализации Программы;

осуществление комплексного научно-практического и научно-методологического сопровождения научно-исследовательской деятельности, осуществляемой в рамках Программы;

оказание методической поддержки субъектам Российской Федерации в части разработки и реализации региональных государственных программ в сфере образования;

обеспечение экспертно-аналитического сопровождения использования субсидий в рамках реализации мероприятий Программы;

модернизация и внедрение информационно-коммуникационных инструментов и технологических механизмов комплексного управления Программой;

обеспечение проведения регулярного анализа зарубежного опыта в разработке и реализации государственных и региональных программ развития образования, разработка механизмов его адаптации и учета в рамках реализации Программы, а также программ развития образования субъектов Российской Федерации, формируемых и реализуемых в 2016 - 2020 годах;

экспертно-аналитическое сопровождение правового обеспечения модернизации системы образования в рамках Программы.

Указанное мероприятие в целом предназначено для обеспечения полноценного сопровождения хода реализации Программы и оценки достижения планируемых результатов как отдельных проектов в рамках Программы, так и мероприятий и задач Программы. Результаты этого мероприятия позволят обеспечить эффективную реализацию всего сложного комплекса элементов Программы.

В рамках мероприятия по поддержке инноваций в области развития и модернизации образования предусматривается:

обеспечение формирования новых стратегических инициатив по вопросам развития и модернизации образования;

оценка перспективности внедрения стратегических инициатив в практику образовательной деятельности на основе мониторинга и оценки российского и зарубежного современного опыта;

обеспечение поддержки инноваций в области развития и модернизации образования.

В результате реализации мероприятий Программы предполагается обеспечить следующие синергетические социально-экономические эффекты:

повышение конкурентоспособности российского образования, качества человеческого капитала, обеспечение потребностей развивающейся экономики в квалифицированных кадрах и повышение эффективности их использования;

повышение эффективности и результативности использования бюджетных средств в сфере образования путем реализации комплексных системных проектов, направленных на всех участников образовательной деятельности;

внедрение и распространение новых моделей образовательных организаций, технологий реализации образовательных программ всех видов и уровней, обновление моделей и механизмов управления образованием;

совершенствование механизмов и инструментов вовлечения молодежи в активную социально значимую деятельность, направленную на становление личности детей и профессиональную самореализацию молодежи;

достижение нового качественного состояния всех элементов системы оценки качества образования и образовательных результатов.