<Информационное сообщение> Росфинмониторинга "О повышении внимания медиаторов к заключению фиктивных сделок"

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ФИНАНСОВОМУ МОНИТОРИНГУ

ИНФОРМАЦИОННОЕ СООБЩЕНИЕ

О ПОВЫШЕНИИ

ВНИМАНИЯ МЕДИАТОРОВ К ЗАКЛЮЧЕНИЮ ФИКТИВНЫХ СДЕЛОК

Федеральным законом от 26.07.2019 N 197-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" внесены поправки в Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", а также в Федеральный закон от 27.07.2010 N 193-ФЗ "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)", в соответствии с которыми медиативные соглашения (далее - соглашения) стали одним из видов исполнительных документов, предъявляемых к принудительному взысканию.

Появилась практика недобросовестного использования участниками хозяйственного оборота нотариально-удостоверенных медиативных соглашений в целях обеспечения транзитного движения и обналичивания денежных средств.

В последнее время Федеральная служба по финансовому мониторингу фиксирует рост объемов сомнительных операций на основании соглашений, и, соответственно, вовлеченности медиаторов в проведение такого рода сомнительных операций, что, безусловно, дискредитирует формирующийся в России институт альтернативного урегулирования споров.

С учетом выявленной практики Центр медиации при РСПП совместно с Федеральной службой по финансовому мониторингу рекомендуют медиаторам при проведении процедур медиации:

1. Оценивать характер спора, возникшего из правоотношений, и наличие признаков его фиктивности;

2. Оценивать деятельность сторон соглашения на предмет наличия у них признаков технических компаний (фирм-однодневок), а именно:

- непродолжительный период фактической деятельности (менее года),

- наличие записи о недостоверности сведений в ЕГРЮЛ,

- наличие сведений о том, что руководитель, а также участники/учредители стороны спора - юридического лица являются таковыми в значительном количестве иных юридических лиц,

- необъяснимые изменения в структуре корпоративной собственности юридического лица стороны спора,

- неоднократные изменения организационно-правовой структуры юридического лица стороны спора,

- регистрация стороны спора осуществлена по адресу массовой регистрации юридических лиц либо по адресу нахождения здания (помещения), не пригодного для ведения декларируемой юридическим лицом финансово-хозяйственной деятельности,

- отсутствие сведений о деятельности сторон спора в общедоступных источниках информации,

- несоответствие масштабов бизнеса и суммы, а также характера, возникшего из правоотношений спора.

При выявлении такого рода признаков рекомендуется запросить у сторон дополнительные сведения, для более комплексной оценки сути правоотношений, а также отказать в процедуре медиации в случае подтверждения на основе перечисленных признаков противоправности действий сторон.

Причастность к совершению подозрительных операций, имеющих целью выведение денежных средств в теневой оборот, является основанием для привлечения всех сторон соглашения, в том числе медиаторов, к уголовной ответственности.