Таблица 3. Структура программы подготовки специалистов среднего звена базовой подготовки

Таблица 3

Структура программы подготовки специалистов среднего звена

базовой подготовки

(в ред. Приказа Минпросвещения России от 17.05.2021 N 253)

(см. текст в предыдущей редакции)

Индекс

Наименование учебных циклов, разделов, модулей, требования к знаниям, умениям, практическому опыту

Всего максимальной учебной нагрузки обучающегося

(час./нед.)

В том числе часов обязательных учебных занятий

Индекс и наименование дисциплин, междисциплинарных курсов (МДК)

Коды формируемых компетенций

Обязательная часть учебных циклов ППСЗ

3510

2340

ОГСЭ.00

Общий гуманитарный и социально-экономический учебный цикл

702

468

В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся должен:

уметь:

ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основах формирования культуры гражданина и будущего специалиста;

знать:

основные категории и понятия философии;

роль философии в жизни человека и общества;

основы философского учения о бытии;

сущность процесса познания;

основы научной, философской и религиозной картин мира;

об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;

о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий;

48

ОГСЭ.01. Основы философии

ОК 1 - 12

ПК 1.4, 2.6, 4.3

уметь:

ориентироваться в современной экономической, политической и культурной ситуации в России и мире;

выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем;

демонстрировать гражданско-патриотическую позицию;

знать:

основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже веков (XX и XXI вв.);

сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX - начале XXI вв.;

основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира;

назначение ООН, НАТО, ЕС и других организаций и основные направления их деятельности;

о роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций;

содержание и назначение важнейших законодательных и иных нормативных правовых актов мирового и регионального значения;

48

ОГСЭ.02.

История

ОК 1 - 12

ПК 1.1 - 1.3, 2.1 - 2.3, 2.5, 4.2, 4.3

уметь:

общаться (устно и письменно) на иностранном языке на профессиональные и повседневные темы;

переводить (со словарем) иностранные тексты профессиональной направленности;

самостоятельно совершенствовать устную и письменную речь, пополнять словарный запас;

знать:

лексический (1200 - 1400 лексических единиц) и грамматический минимум, необходимый для чтения и перевода (со словарем) иностранных текстов профессиональной направленности;

186

ОГСЭ.03. Иностранный язык

ОК 1 - 11

ПК 1.1, 1.2, 2.1 - 2.3, 3.1, 4.2, 4.3

уметь:

использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей;

знать:

о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека;

основы здорового образа жизни.

372

186

ОГСЭ.04. Физическая культура

ОК 1 - 11

ЕН.00

Математический и общий естественно-научный учебный цикл

114

76

В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся должен:

уметь:

соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств информационно-коммуникационные технологии (далее - ИКТ) в профессиональной деятельности;

создавать, редактировать, оформлять, сохранять, передавать информационные объекты различного типа с помощью современных информационных технологий для обеспечения образовательного процесса;

использовать в процессе музыкального образования обучающие компьютерные программы и игры;

использовать сервисы и информационные ресурсы информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть Интернет) в музыкально-педагогической деятельности;

знать:

правила техники безопасности и гигиенические требования при использовании средств ИКТ в образовательном процессе;

основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи и поиска информационных объектов различного типа (в том числе текстовых, графических, числовых) с помощью современных программных средств;

ЕН.01. Информатика и информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности

ОК 1 - 9

ПК 1.2, 1.5, 2.2, 2.3, 2.7, 3.4, 4.1 - 4.3

возможности использования ресурсов сети Интернет для совершенствования профессиональной деятельности, профессионального и личностного развития назначение и технологию эксплуатации аппаратного и программного обеспечения, применяемого в профессиональной деятельности.

П.00

Профессиональный учебный цикл

2694

1796

ОП.00

Общепрофессиональные дисциплины

1170

780

В результате изучения обязательной части профессионального учебного цикла обучающийся по общепрофессиональным дисциплинам должен:

уметь:

оценивать постановку цели и задач уроков, внеурочных мероприятий и занятий, определять педагогические возможности и эффективность применения различных методов, приемов, методик, форм организации обучения и воспитания;

анализировать педагогическую деятельность, педагогические факты и явления;

находить и анализировать информацию, необходимую для решения профессиональных педагогических проблем, повышения эффективности педагогической деятельности, профессионального самообразования и саморазвития;

ориентироваться в современных проблемах образования, тенденциях его развития и направлениях реформирования;

знать:

взаимосвязь педагогической науки и практики, тенденции их развития;

значение и логику целеполагания в обучении и педагогической деятельности;

принципы обучения и воспитания;

ОП.01. Педагогика

ОК 1 - 11

ПК 1.1 - 1.5, 2.1 - 2.7, 4.1 - 4.3

особенности содержания и организации педагогического процесса в условиях разных типов образовательных организаций на различных уровнях общего образования;

формы, методы и средства обучения и воспитания, их педагогические возможности и условия применения;

психолого-педагогические условия развития мотивации и способностей в процессе обучения, основы развивающего обучения, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания;

педагогические условия предупреждения и коррекции социальной и школьной дезадаптации;

понятие нормы и отклонения, нарушения в соматическом, психическом, интеллектуальном, речевом, сенсорном развитии человека (ребенка), их систематику и статистику;

особенности работы с одаренными детьми" детьми с особыми образовательными потребностями, девиантным поведением;

приемы привлечения учащихся к целеполаганию, организации и анализу процесса и результатов обучения;

средства контроля и оценки качества образования, психолого-педагогические основы оценочной деятельности педагога;

основы деятельности классного руководителя;

уметь:

применять знания по психологии при решении педагогических задач;

выявлять индивидуальные и типологические особенности обучающихся;

знать:

особенности психологии как науки, ее связь с педагогической наукой и практикой;

основы психологии личности;

закономерности психического развития человека как субъекта образовательного процесса, личности и индивидуальности;

возрастную периодизацию;

возрастные, половые, типологические и индивидуальные особенности обучающихся, их учет в обучении и воспитании;

особенности общения и группового поведения в школьном и дошкольном возрасте;

групповую динамику;

понятия, причины, психологические основы предупреждения и коррекции школьной и социальной дезадаптации, девиантного поведения;

основы психологии творчества;

ОП.02. Психология

ОК 1 - 11

ПК 1.1 - 1.4, 2.1 - 2.6, 4.2, 4.3

уметь:

определять возрастные особенности строения организма детей, подростков и молодежи;

оценивать факторы внешней среды с точки зрения их влияния на функционирование и развитие организма человека в детском, подростковом и юношеском возрасте;

проводить под руководством медицинского работника мероприятия по профилактике заболеваний детей;

обеспечивать соблюдение гигиенических требований в образовательном процессе;

применять знания по анатомии, физиологии и гигиене при изучении профессиональных модулей и в профессиональной деятельности;

обеспечивать соблюдение гигиенических требований в кабинете при организации музыкального образования;

учитывать особенности физической работоспособности и закономерности ее изменения в течение различных интервалов времени (учебный год, четверть, месяц, неделя, день, занятие) при проектировании и реализации образовательного процесса;

знать:

основные положения и терминологию анатомии, физиологии и гигиены человека;

основные закономерности роста и развития организма человека;

физиологические характеристики основных процессов жизнедеятельности организма человека;

регулирующие функции нервной и эндокринной систем;

ОП.03. Возрастная анатомия, физиология, гигиена

ОК 3, 10

ПК 1.1 - 1.3, 2.1 - 2.3, 2.5, 4.1 - 4.3

возрастные анатомо-физиологические особенности детей;

анатомо-физиологические особенности детского голосового аппарата и его развития;

влияние процессов физиологического созревания и развития ребенка, подростка, старшего школьника на его физическую и психическую работоспособность, поведение;

основные факторы риска и основные способы профилактики заболеваний детей;

основы гигиены детей и подростков;

гигиенические нормы, требования и правила сохранения и укрепления здоровья на различных этапах онтогенеза;

основы профилактики инфекционных заболеваний;

гигиенические требования к учебно-воспитательному процессу, зданию и помещениям школы;

уметь:

использовать нормативные правовые документы, регламентирующие профессиональную деятельность в области образования;

защищать свои права в соответствии с гражданским, гражданским процессуальным и трудовым законодательством;

анализировать и оценивать результаты и последствия действий (бездействия) с правовой точки зрения;

применять на практике нормы антикоррупционного законодательства;

знать:

основные положения Конституции Российской Федерации;

права и свободы человека и гражданина, механизмы их реализации;

понятие и основы правового регулирования в области образования;

нормы права, регулирующие правоотношения в области образования;

социально-правовой статус учителя;

порядок заключения трудового договора и основания для его прекращения;

правила оплаты труда педагогических работников;

понятие дисциплинарной и материальной ответственности работника;

виды административных правонарушений и административной ответственности;

нормативно-правовые основы защиты нарушенных прав и судебный порядок разрешения споров;

основы предпринимательской деятельности;

основы финансовой грамотности;

ОП.04. Правовое обеспечение профессиональной деятельности

ОК 1 - 4, 6, 7, 9, 11 - 13,

ПК 1.1 - 1.3, 1.5, 2.1 - 2.5, 2.7

уметь:

анализировать музыкальное произведение, его стилевые и жанровые особенности в контексте особенностей художественной эпохи;

работать с нотным материалом и учебно-методической литературой;

рассказывать о музыкальных произведениях, композиторах с использованием музыкальных иллюстраций;

знать:

основные этапы истории зарубежной и отечественной музыкальной культуры;

основные стилевые особенности пройденных музыкальных произведений (форма, музыкальные образы, выразительные средства, жанровые признаки и элементы стилей), их основные темы на слух;

музыкально-исторические и биографические сведения о композиторах - наиболее ярких представителях изучаемых направлений истории музыки;

ОП.05. История музыки и музыкальная литература

ОК 1 - 8

ПК 1.1 - 1.3, 2.1 - 2.3, 2.5, 3.1 - 3.4

уметь:

строить основные лады, интервалы, аккорды;

анализировать строение мелодии в форме периода;

определять характер музыки, тип и вид музыкальной фактуры;

определять средства музыкальной выразительности;

строить и разрешать аккорды в четырехголосном гармоническом изложении;

подбирать аккомпанемент к песенной мелодии;

играть секвенции для распевания;

осуществлять гармонический анализ музыкальных произведений;

знать:

основные элементы музыкального языка, систему музыкальных жанров, средств музыкальной выразительности, основные гармонические закономерности;

ОП.06. Элементарная теория музыки, гармония

ОК 1, 4, 8,

ПК 1.1 - 1.4, 2.1 - 2.3, 2.5, 3.1 - 3.5

уметь:

анализировать строение, стилевые и жанровые черты музыкальных произведений в контексте особенностей художественной эпохи;

использовать данные музыкального анализа в самостоятельной профессиональной работе;

анализировать ладотональные и гармонические связи музыкальных произведений;

знать:

теоретические основы анализа музыкальных произведений; особенности строения важнейших музыкальных форм;

методы анализа музыкального произведения;

ОП.07. Анализ музыкальных произведений

ОК 1, 4, 8

ПК 1.1 - 1.4, 2.1 - 2.3, 2.5, 3.1 - 3.4

уметь:

точно интонировать полные звукоряды гамм и их фрагменты, ступени лада, мелодию;

анализировать на слух, воспроизводить на фортепиано, грамотно записывать фрагменты музыкальных произведений;

анализировать и корректировать интонационные и ритмические ошибки;

сольфеджировать с листа "a capella" и с аккомпанементом;

транспонировать, подбирать аккомпанемент по слуху;

знать:

приемы настройки по камертону, закономерности музыкального синтаксиса;

дирижерские схемы тактирования в простых и сложных размерах;

ОП.08. Сольфеджио

ОК 1, 4, 8

ПК 1.1 - 1.4, 2.1 - 2.3, 2.5, 3.1 - 3.4

уметь:

создавать условия для развития музыкально-ритмических умений у детей;

создавать несложные танцевальные композиции;

инсценировать песни, составлять варианты музыкально-ритмических игр и упражнений;

знать:

роль ритмики в эстетическом развитии детей;

задачи, содержание, формы и методы организации деятельности детей на занятиях ритмикой и танцами;

детский репертуар танцев, музыкальных игр, хороводов, упражнений для детей дошкольного возраста;

ОП.09. Ритмика и основы хореографии

ОК 1, 4, 8

ПК 1.1 - 1.4, 2.1 - 2.3, 2.5

уметь:

организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;

предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;

использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения;

применять первичные средства пожаротушения;

ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной специальности;

применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной специальностью;

владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;

оказывать первую помощь пострадавшим;

знать:

принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;

68

ОП.10. Безопасность жизнедеятельности

ОК 1 - 11

ПК 1.2, 2.2, 2.3, 3.1 - 3.4, 4.1 - 4.3

основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;

основы военной службы и обороны государства;

задачи и основные мероприятия гражданской обороны;

способы защиты населения от оружия массового поражения;

меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;

организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке;

основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящие на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные специальностям СПО;

область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;

порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим.

ПМ.00

Профессиональные модули

1524

1016

ПМ.01

Организация музыкальных занятий и музыкального досуга в дошкольной образовательной организации

В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:

иметь практический опыт:

анализа планов проведения музыкальных занятий и музыкальных досуговых мероприятий в дошкольной образовательной организации;

составления сценариев и проведения музыкальных занятий и музыкального досуга, участия в подготовке и проведении праздников в дошкольной образовательной организации;

исполнения на занятиях/досуговых мероприятиях произведений педагогического репертуара хорового, инструментального и вокального жанров;

освоения и применения психолого-педагогических технологий (в том числе инклюзивных), необходимых для адресной работы с различными контингентами детей: одаренные дети, социально уязвимые дети, дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети-мигранты, дети-сироты, дети с особыми образовательными потребностями (аутисты, дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью и др.), дети с ограниченными возможностями здоровья, дети с девиациями поведения, дети с зависимостью;

реализации педагогических рекомендаций специалистов (психолога, логопеда, дефектолога) в работе с детьми раннего и дошкольного возраста, испытывающими трудности в освоении программы, а также с детьми, имеющими особые образовательные потребности;

МДК.01.01. Теоретические и методические основы музыкального образования детей в дошкольной образовательной организации

ОК 1, 11

ПК 1.1 - 1.5

организации музыкальных занятий и музыкального досуга в условиях инклюзивного образования;

наблюдения, анализа и самоанализа музыкальных занятий и досуговых мероприятий, обсуждения их в диалоге с сокурсниками, руководителем педагогической практики, учителями, разработки предложений по совершенствованию и коррекции;

ведения учебной документации;

уметь:

находить и использовать методическую и музыкальную литературу и др. источники информации, необходимой для подготовки к занятиям и разработки сценариев музыкальных мероприятий;

отбирать содержание и организовывать музыкально-слушательскую и музыкально-исполнительскую деятельность детей дошкольного возраста;

использовать различные методы, средства, формы организации деятельности детей на занятиях и досуговых мероприятиях, строить их с учетом возрастных особенностей воспитанников;

организовывать и проводить репетиции при подготовке к праздникам;

проводить педагогическое наблюдение за детьми на музыкальных занятиях и досуговых мероприятиях;

устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с детьми и родителями (законными представителями);

взаимодействовать с участниками образовательного процесса и родителями (законными представителями) по вопросам проведения музыкальных занятий и музыкального досуга в дошкольной образовательной организации;

использовать информационно-коммуникационные технологии и технические средства обучения в образовательном процессе;

владеть профессиональной установкой на оказание помощи любому ребенку вне зависимости от его учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья;

разрабатывать и реализовывать индивидуальные образовательные маршруты, индивидуальные программы развития и индивидуально-ориентированные образовательные программы с учетом личностных и возрастных особенностей, в том числе в условиях инклюзивного образования;

анализировать образовательные потребности детей в условиях инклюзивного образования;

создавать инклюзивную образовательную среду;

определять способы коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими трудности в обучении;

использовать и апробировать специальные подходы к обучению в целях включения в образовательный процесс всех воспитанников, в том числе с особыми потребностями в образовании: детей, проявивших выдающиеся способности; детей, для которых русский язык не является родным; детей с ограниченными возможностями здоровья;

выявлять музыкально одаренных детей;

осуществлять самоанализ и самоконтроль при проведении музыкальных занятий и музыкального досуга;

анализировать подготовку и проведение занятий, праздников и развлечений;

знать:

психолого-педагогические основы музыкального образования дошкольников: педагогические условия формирования музыкальной культуры, характеристику музыкальных способностей ребенка-дошкольника и условия их развития;

содержание современных программ музыкального образования детей дошкольного возраста; детский музыкальный репертуар;

эстетические, психологические, педагогические основания отбора и систематизации музыкального репертуара;

требования к охране и гигиене исполнительского аппарата;

характеристику форм организации музыкальной деятельности детей (музыкальные занятия, музыку в повседневной жизни детского сада, музыкальный досуг (развлечения), музыку как компонент праздника);

методику организации и проведения музыкальных занятий и музыкального досуга, методы и приемы организации музыкально-исполнительской (певческой, музыкально-ритмической, музыкально-инструментальной) и музыкально-слушательской деятельности дошкольников;

формы и методы взаимодействия с родителями (законными представителями), как субъектами образовательного процесса;

особенности воспитания музыкальной культуры и развития музыкальных способностей дошкольников в семье;

понятие и сущность инклюзивной образовательной среды, основные принципы инклюзивного образования;

нормативно-правовую базу инклюзивного образования;

понятие нормы и отклонения, нарушения в соматическом, психическом, интеллектуальном, речевом, сенсорном развитии человека (ребенка), их систематику и статистику;

теоретические основы и практические механизмы построения инклюзивной образовательной среды;

особенности организации инклюзивного образовательного процесса в различных видах музыкальной деятельности дошкольников;

специальные технологии и методы, позволяющие проводить коррекционно-развивающую работу в условиях инклюзивного образования.

ПМ.02

Преподавание музыки и организация внеурочных музыкальных мероприятий в общеобразовательных организациях

В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:

иметь практический опыт:

анализа планов проведения уроков музыки и внеурочных музыкальных мероприятий в общеобразовательных организациях;

планирования уроков музыки и составления сценариев внеурочных мероприятий;

организации и проведения уроков музыки и внеурочных музыкальных мероприятий;

исполнения на уроках и внеурочных мероприятиях произведений педагогического репертуара хорового, инструментального и вокального жанров;

организации образовательного процесса на основе непосредственного общения с каждым обучающимся с учетом его особых образовательных потребностей;

организации уроков музыки и досуговых мероприятий в условиях инклюзивного образования;

освоения и применения психолого-педагогических технологий (в том числе инклюзивных), необходимых для адресной работы с различными контингентами обучающихся: одаренные дети, социально уязвимые дети, дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети-мигранты, дети-сироты, дети с особыми образовательными потребностями (аутисты, дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью и др.), дети с ограниченными возможностями здоровья, дети с девиациями поведения, дети с зависимостью;

МДК.02.01. Теоретические и методические основы музыкального образования детей в общеобразовательных организациях

ОК 1, 11

ПК 2.1 - 2.7

наблюдения, анализа и самоанализа уроков музыки и досуговых мероприятий, обсуждения их в диалоге с сокурсниками, руководителем педагогической практики, учителями, разработки предложений по совершенствованию и коррекции;

ведения учебной документации;

уметь:

находить и использовать методическую и музыкальную литературу и иные источники информации, необходимой для подготовки к занятиям и разработки сценариев музыкальных мероприятий;

отбирать содержание и организовывать музыкально-слушательскую и музыкально-исполнительскую деятельность обучающихся;

использовать различные методы, средства, формы организации деятельности обучающихся при проведении уроков и досуговых мероприятий, строить их с учетом возрастных особенностей обучающихся;

использовать и апробировать специальные подходы к обучению в целях включения в образовательный процесс всех обучающихся, в том числе с особыми потребностями в образовании: обучающихся, проявивших выдающиеся способности;

обучающихся, для которых русский язык не является родным;

обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;

организовывать и проводить репетиции при подготовке к праздникам;

проводить педагогическое наблюдение за обучающимися на уроках и досуговых мероприятиях;

устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с детьми и родителями (законными представителями);

взаимодействовать с участниками образовательного процесса и родителями (законными представителями) по вопросам музыкального образования в образовательных организациях;

использовать ИКТ и технические средства обучения в образовательном процессе;

выявлять музыкально одаренных детей;

анализировать образовательные потребности обучающихся в условиях инклюзивного образования;

осваивать и адекватно применять специальные технологии и методы, позволяющие проводить коррекционно-развивающую работу в условиях инклюзивного образования;

оценивать процесс и результаты музыкальной деятельности обучающихся;

осуществлять самоанализ и самоконтроль при проведении уроков и мероприятий;

анализировать подготовку и проведение уроков, досуговых мероприятий, корректировать и совершенствовать их;

знать:

психолого-педагогические основы музыкального образования школьников: педагогические условия формирования музыкальной культуры школьника, характеристику музыкальных способностей школьника и условия их развития, психологические основы развития индивидуальности и личности в процессе музыкального образования, механизмы развития мотивации музыкальной деятельности;

содержание современных программ музыкального образования детей в общеобразовательных организациях;

школьный музыкальный репертуар, эстетические, психологические, педагогические основания отбора и систематизации музыкального репертуара;

требования к охране и гигиене исполнительского аппарата;

характеристику форм организации музыкальной деятельности школьников;

методику организации и проведения уроков музыки и музыкального досуга, методы и приемы организации музыкально-исполнительской деятельности школьников (певческой, музыкально-ритмической, музыкально-инструментальной);

специальные технологии и методы, позволяющие проводить коррекционно-развивающую работу в условиях инклюзивного образования;

формы и методы взаимодействия с родителями или законными представителями, как субъектами образовательного процесса;

особенности воспитания музыкальной культуры и развития музыкальных способностей школьников в семье;

методические основы диагностики музыкального развития обучающихся;

ПМ.03

Педагогическая музыкально-исполнительская деятельность

В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:

иметь практический опыт:

исполнения произведений педагогического репертуара инструментального, хорового и вокального жанров на уроках, занятиях, досуговых мероприятиях;

управления с использованием дирижерских навыков детским хоровым коллективом;

аккомпанирования различным детским составам исполнителей (солисту (певцу, инструменталисту) или группе исполнителей (ансамблю, хору), ансамблю (оркестру) детских музыкальных инструментов, различным видам ритмических движений и танцам);

аранжировки произведений педагогического репертуара разных жанров для детских хоровых коллективов разного состава;

уметь:

исполнять произведения сольного и хорового жанра для детской аудитории с сопровождением и без сопровождения, под собственный аккомпанемент;

читать с листа разнообразный вокально-хоровой репертуар и точно интонировать хоровую партию;

определять и грамотно объяснять задачи исполнения;

использовать различные технические и художественные приемы хорового дирижирования, дирижерские навыки при управлении детским вокально-хоровым коллективом;

МДК.03.01. Вокальный класс

ОК 1 - 9

ПК 3.1 - 3.4

МДК.03.02. Хоровой класс и управление хором

МДК.03.03. Музыкально-инструментальный класс

проводить анализ и самоанализ дирижерско-хоровой деятельности;

применять методические приемы вокально-хоровой работы;

анализировать звучание песенно-хоровой партитуры;

анализировать музыкальный материал и работать с песенным репертуаром дошкольного и школьного возраста;

исполнять инструментальные произведения педагогического репертуара разных жанров, стилей, форм;

использовать средства выразительности и технические приемы, соответствующие разным жанрам, стилям, формам;

читать с листа при исполнении инструментальных произведений, транспонировать, упрощать фактуру сопровождения, соединять ее с голосом, хором;

подбирать аккомпанемент по слуху;

аккомпанировать голосу, хоровым коллективам, различным видам ритмических движений;

исполнять вокальные произведения с сопровождением, под собственный аккомпанемент, без сопровождения;

знать:

основные принципы сольного исполнительства, основные этапы развития певческого голоса;

специфику голосообразования в пении и в речи;

стилистические особенности различных вокальных жанров;

требования к охране и гигиене голоса;

разносторонний по содержанию и стилям вокально-хоровой репертуар;

теоретические основы и методику работы с хором;

классификации певческих голосов и необходимых элементов хоровой звучности;

основы хоровой культуры и дирижерской техники;

методы анализа произведений вокально-хорового жанра;

методические основы работы над детским песенным репертуаром;

технические и художественные приемы хорового дирижирования;

методические приемы работы с хором;

основные виды (переложение, аранжировку, обработку) и принципы аранжировки произведений для различных хоровых исполнительских составов;

основы фортепианного исполнительства: различные приемы звукоизвлечения, основные принципы фразировки, педализации;

средства художественного исполнения инструментальных произведений;

педагогический инструментальный музыкальный репертуар для обеспечения образовательного процесса;

жанровые особенности вокально-хоровой и инструментальной музыки.

ПМ.04

Методическое обеспечение процесса музыкального образования

В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:

иметь практический опыт:

анализа учебно-методических комплектов, составления учебно-тематических планов и рабочих программ на основе образовательных стандартов общего образования и примерных программ общего и дошкольного образования с учетом типа образовательной организации, особенностей класса группы и отдельных обучающихся (воспитанников);

участия в создании предметно-развивающей среды в кабинете музыки;

оформления портфолио педагогических достижений;

выступления по актуальным вопросам музыкального образования;

уметь:

анализировать федеральные государственные образовательные стандарты общего образования и примерные программы общего и дошкольного образования;

определять цели и задачи, планировать музыкальное образование обучающихся в общеобразовательной организации и воспитанников в дошкольной образовательной организации;

осуществлять планирование с учетом возрастных особенностей обучающихся (воспитанников);

адаптировать имеющиеся методические разработки;

оформлять кабинет;

готовить и оформлять рефераты, конспекты;

определять пути самосовершенствования педагогического мастерства;

МДК.04.01. Основы методической работы учителя музыки и музыкального руководителя

ОК 1 - 11

ПК 4.1 - 4.3

знать;

теоретические основы методической деятельности в области музыкального образования детей в дошкольных образовательных и общеобразовательных организациях;

теоретические основы, методику планирования музыкального образования детей в дошкольных образовательных и общеобразовательных организациях, требования к оформлению соответствующей документации;

современные программы музыкального образования для дошкольных образовательных и общеобразовательных организаций;

педагогические, гигиенические, специальные требования к созданию предметно-развивающей среды музыкального образования;

логику подготовки и требования к устному выступлению, реферированию, конспектированию

Вариативная часть учебных циклов ППССЗ (определяется образовательной организацией самостоятельно)

1512

1008

Итого часов обучения по учебным циклам ППССЗ

5022

3348

УП.00

Учебная практика

16 нед.

576

ОК 1 - 11

ПК 1.1 - 1.5, 2.1 - 2.7, 3.1 - 3.4, 4.1 - 4.3

ПП.00

Производственная практика (по профилю специальности)

ПДП.00

Производственная практика (преддипломная)

4 нед.

ПА.00

Промежуточная аттестация

5 нед.

ГИА.00

Государственная итоговая аттестация

6 нед.

ГИА.01

Подготовка выпускной квалификационной работы

4 нед.

ГИА.02

Защита выпускной квалификационной работы

2 нед.