Таблица 5. Структура программы подготовки специалистов среднего звена углубленной подготовки

Таблица 5

Структура программы подготовки специалистов среднего звена

углубленной подготовки

(в ред. Приказа Минпросвещения России от 17.05.2021 N 253)

(см. текст в предыдущей редакции)

Индекс

Наименование учебных циклов, разделов, модулей, требования к знаниям, умениям, практическому опыту

Всего максимальной учебной нагрузки обучающегося

(час./нед.)

В том числе часов обязательных учебных занятий

Индекс и наименование дисциплин, междисциплинарных курсов (МДК)

Коды формируемых компетенций

Обязательная часть учебных циклов ППССЗ

4968

3312

ОГСЭ.00

Общий гуманитарный и социально-экономический учебный цикл

1008

672

В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся должен:

уметь:

ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основах формирования культуры гражданина и будущего специалиста;

знать:

основные категории и понятия философии;

роль философии в жизни человека и общества;

основы философского учения о бытии;

сущность процесса познания;

основы научной, философской и религиозной картин мира;

об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;

о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий;

48

ОГСЭ.01. Основы философии

ОК 1 - 11

ПК 1.4, 2.6, 4.3, 4.5

уметь:

применять техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности;

использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения;

знать:

взаимосвязь общения и деятельности;

цели, функции, виды и уровни общения;

роли и ролевые ожидания в общении;

виды социальных взаимодействий;

механизмы взаимопонимания в общении;

техники и приемы общения, правила слушания, ведения беседы, убеждения;

этические принципы общения;

источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов;

48

ОГСЭ.02. Психология общения

ОК 1 - 11

ПК 1.1 - 1.4, 2.1 - 2.3, 2.5, 3.2, 3.3

уметь:

ориентироваться в современной экономической, политической и культурной ситуации в России и мире;

выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем;

демонстрировать гражданско-патриотическую позицию;

знать:

основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже веков (XX и XXI вв.);

сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX - начале XXI вв.;

основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира;

назначение ООН, НАТО, ЕС и других организаций и основные направления их деятельности;

о роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций;

содержание и назначение важнейших законодательных и иных нормативных правовых актов мирового и регионального значения;

48

ОГСЭ.03. История

ОК 1 - 12

ПК 1.1 - 1.3, 2.1 - 2.3, 2.5, 4.2, 4.3

уметь:

общаться (устно и письменно) на иностранном языке на профессиональные и повседневные темы;

переводить (со словарем) иностранные тексты профессиональной направленности;

самостоятельно совершенствовать устную и письменную речь, пополнять словарный запас;

знать:

лексический (1200 - 1400 лексических единиц) и грамматический минимум, необходимый для чтения и перевода (со словарем) иностранных текстов профессиональной направленности;

264

ОГСЭ.04. Иностранный язык

ОК 1 - 11

ПК 1.1, 1.2, 2.1 - 2.3, 3.1, 4.2, 4.3

уметь:

использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей;

знать:

о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека;

основы здорового образа жизни

528

264

ОГСЭ.05. Физическая культура

ОК 1 - 11

ЕН.00

Математический и общий естественно-научный учебный цикл

186

124

В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся должен:

уметь:

соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ в профессиональной деятельности;

создавать, редактировать, оформлять, сохранять, передавать информационные объекты различного типа с помощью современных информационных технологий для обеспечения образовательного процесса;

использовать в процессе музыкального образования обучающие компьютерные программы и игры;

использовать сервисы и информационные ресурсы сети Интернет в музыкально-педагогической деятельности;

ЕН.01. Информатика и информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности

ОК 1 - 9

ПК 1.2, 1.5, 2.2, 2.3, 2.7, 3.4, 4.1 - 4.5

знать:

правила техники безопасности и гигиенические требования при использовании средств ИКТ в образовательном процессе;

основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи и поиска информационных объектов различного типа (в том числе текстовых, графических, числовых) с помощью современных программных средств;

возможности использования ресурсов сети Интернет для совершенствования профессиональной деятельности, профессионального и личностного развития;

назначение и технологию эксплуатации аппаратного и программного обеспечения, применяемого в профессиональной деятельности;

уметь

производить запись и воспроизведение звуковых файлов;

использовать в профессиональной деятельности простые нотные редакторы;

работать с программами звукозаписи:

выбирать тональность, записывать мелодию, аккомпанемент, сопровождение ритм-секции, подбирать для каждой партии соответствующий MIDI-инструмент, редактировать темп и уровень звучания;

знать:

основы преобразования звука в цифровой формат;

основные форматы записи и воспроизведения музыки;

современные нотные редакторы и профессиональные музыкальные программы, использующиеся в звукозаписи и композиции;

основы работы со звуковыми файлами и MIDI-файлами.

ЕН.02. Компьютерные технологии в музыке

ОК 4, 5, 8, 9

ПК 1.1 - 1.5, 2.1 - 2.7, 3.4, 3.5

П.00

Профессиональный учебный цикл

3774

2516

ОП.00

Общепрофессиональные дисциплины

1494

996

В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся по общепрофессиональным дисциплинам должен:

уметь:

оценивать постановку цели и задач уроков, внеурочных мероприятий и занятий, определять педагогические возможности и эффективность применения различных методов, приемов, методик, форм организации обучения и воспитания;

анализировать педагогическую деятельность, педагогические факты и явления;

находить и анализировать информацию, необходимую для решения профессиональных педагогических проблем, повышения эффективности педагогической деятельности, профессионального самообразования и саморазвития;

ориентироваться в современных проблемах образования, тенденциях его развития и направлениях реформирования;

знать:

взаимосвязь педагогической науки и практики, тенденции их развития;

значение и логику целеполагания в обучении и педагогической деятельности;

принципы обучения и воспитания;

особенности содержания и организации педагогического процесса в условиях разных типов образовательных организаций на различных уровнях общего образования;

формы, методы и средства обучения и воспитания, их педагогические возможности и условия применения;

ОП.01. Педагогика

ОК 1 - 11

ПК 1.1 - 1.5, 2.1 - 2.7, 3.2, 3.3, 4.1 - 4.5

психолого-педагогические условия развития мотивации и способностей в процессе обучения, основы развивающего обучения, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания;

педагогические условия предупреждения и коррекции социальной и школьной дезадаптации;

понятия нормы и отклонения, нарушения в соматическом, психическом, интеллектуальном, речевом, сенсорном развитии человека (ребенка), их систематику и статистику;

особенности работы с одаренными детьми, детьми с особыми образовательными потребностями, девиантным поведением;

приемы привлечения учащихся к целеполаганию, организации и анализу процесса и результатов обучения;

средства контроля и оценки качества образования, психолого-педагогические основы оценочной деятельности педагога;

основы деятельности классного руководителя;

уметь:

применять знания по психологии при решении педагогических задач;

выявлять индивидуальные и типологические особенности обучающихся;

знать:

особенности психологии как науки, ее связь с педагогической наукой и практикой;

основы психологии личности;

закономерности психического развития человека как субъекта образовательного процесса, личности и индивидуальности;

возрастную периодизацию;

возрастные, половые, типологические и индивидуальные особенности обучающихся, их учет в обучении и воспитании;

особенности общения и группового поведения в школьном и дошкольном возрасте;

групповую динамику;

понятия, причины, психологические основы предупреждения и коррекции школьной и социальной дезадаптации, девиантного поведения;

основы психологии творчества;

ОП.02. Психология

ОК 1 - 11

ПК 1.1 - 1.4, 2.1 - 2.6, 3.2, 3.3, 4.2 - 4.5

уметь;

определять топографическое расположение и строение органов и частей тела;

применять знания по анатомии, физиологии и гигиене при изучении профессиональных модулей и в профессиональной деятельности;

оценивать факторы внешней среды с точки зрения их влияния на функционирование и развитие организма человека в детском, подростковом и юношеском возрасте;

проводить под руководством медицинского работника мероприятия по профилактике заболеваний детей;

обеспечивать соблюдение гигиенических требований в кабинете при организации занятий музыкой;

учитывать особенности физической работоспособности и закономерности ее изменения в течение различных интервалов времени (учебный год, четверть, месяц, неделя, день, занятие) при проектировании и реализации образовательного процесса;

знать:

основные положения и терминологию анатомии, физиологии и гигиены человека;

основные закономерности роста и развития организма человека;

строение и функции систем органов здорового человека;

физиологические характеристики основных процессов жизнедеятельности организма человека;

ОП.03. Возрастная анатомия, физиология, гигиена

ОК 3, 10

ПК 1.1 - 1.3, 2.1 - 2.3, 2.5, 4.1 - 4.3

возрастные анатомо-физиологические особенности детей;

влияние процессов физиологического созревания и развития ребенка, подростка, старшего школьника на его физическую и психическую работоспособность, поведение;

основы гигиены детей и подростков;

гигиенические нормы, требования и правила сохранения и укрепления здоровья на различных этапах онтогенеза;

основы профилактики инфекционных заболеваний;

гигиенические требования к учебно-воспитательному процессу, зданию и помещениям школы;

уметь:

использовать нормативные правовые документы, регламентирующие профессиональную деятельность в области образования;

защищать свои права в соответствии с гражданским, гражданским процессуальным и трудовым законодательством;

анализировать и оценивать результаты и последствия действий (бездействия) с правовой точки зрения;

применять на практике нормы антикоррупционного законодательства;

знать:

основные положения Конституции Российской Федерации;

права и свободы человека и гражданина, механизмы их реализации;

понятие и основы правового регулирования в области образования;

нормы права, регулирующие правоотношения в области образования;

социально-правовой статус учителя;

порядок заключения трудового договора и основания для его прекращения;

правила оплаты труда педагогических работников;

понятие дисциплинарной и материальной ответственности работника;

виды административных правонарушений и административной ответственности;

нормативно-правовые основы защиты нарушенных прав и судебный порядок разрешения споров;

основы предпринимательской деятельности;

основы финансовой грамотности;

правила разработки бизнес-планов;

ОП.04. Правовое обеспечение профессиональной деятельности

ОК 1 - 4, 6, 7, 9, 11

ПК 1.1 - 1.3, 1.5, 2.1 - 2.5, 2.7

уметь:

анализировать музыкальное произведение, его стилевые и жанровые особенности в контексте особенностей художественной эпохи;

работать с нотным материалом и учебно-методической литературой;

отбирать материал по истории музыки для использования на занятиях и внеурочных мероприятиях;

рассказывать о музыкальных произведениях, композиторах с использованием музыкальных иллюстраций;

проводить аналогии, сравнительно-сопоставительный анализ и делать обобщения на основе пройденного материала;

знать:

основные этапы истории зарубежной и отечественной музыкальной культуры, характерные признаки стилей и направлений;

основные музыкальные жанры и их историческое развитие;

закономерности исторического развития музыкальной культуры;

биографические сведения о композиторах - наиболее ярких представителях изучаемых направлений истории музыки;

жанровые и стилевые особенности пройденных музыкальных произведений, их основные темы на слух;

ОП.05. История музыки и музыкальная литература

ОК 1 - 8

ПК 1.1 - 1.3, 2.1 - 2.3, 2.5, 3.1 - 3.5

уметь:

строить лады, интервалы, аккорды;

анализировать строение мелодии в форме периода;

определять характер музыки, тип и вид музыкальной фактуры;

определять средства музыкальной выразительности;

строить и разрешать аккорды и их последования в четырехголосном гармоническом изложении;

подбирать аккомпанемент к песенной мелодии;

играть секвенции для распевания;

осуществлять гармонический анализ музыкальных произведений в связи с их стилевыми и жанровыми особенностями;

знать;

основные элементы музыкального языка, основы голосоведения, разновидности фактур, основные гармонические закономерности и приемы;

ОП.06 Элементарная теория музыки, гармония

ОК 1, 4, 8

ПК 1.1 - 1.4, 2.1 - 2.3, 2.5, 3.4, 3.5

уметь;

анализировать тематические, ладотональные и гармонические связи музыкальных произведений с учетом их жанровых и стилистических черт;

анализировать средства музыкальной выразительности произведений гомофонного склада, полифонические произведения для хора и фортепиано;

проводить анализ строения, стилевых и жанровых черт музыкальных произведений в контексте особенностей художественной эпохи;

использовать данные музыкального анализа в профессиональной деятельности;

знать:

теоретические основы анализа музыкальных произведений;

особенности строения важнейших музыкальных форм;

методы анализа музыкального произведения;

основные виды музыкальной фактуры:

гомофонию, полифонию, виды полифонии (подголосочную, контрастную, имитационную);

виды контрапункта (простой и сложный);

двойной контрапункт;

имитационные формы (канон, инвенцию, фугу, фугетту, фугато);

особенности полифонии в современной музыке;

ОП.07. Анализ музыкальных произведений

ОК 1, 4, 8

ПК 1.1 - 1.4, 2.1 - 2.3, 2.5, 3.1 - 3.5

уметь:

точно интонировать звукоряды гаммы, ступени лада, аккорды, мелодию;

анализировать на слух одно -, двух-, трехголосие, гармоническую вертикаль, воспроизводить их на фортепиано, грамотно записывать фрагменты музыкальных произведений;

анализировать и корректировать интонационные и ритмические ошибки;

сольфеджировать с листа "a capella" и с аккомпанементом: транспонировать, подбирать аккомпанемент по слуху;

знать:

приемы настройки по камертону, закономерности музыкального синтаксиса;

дирижерские схемы тактирования во всех употребительных размерах

ОП.08. Сольфеджио

ОК 1, 4, 8

ПК 1.1 - 1.4, 2.1 - 2.3, 2.5, 3.1 - 3.5

уметь:

создавать условия для развития музыкально-ритмических умений у детей;

создавать несложные танцевальные композиции;

инсценировать песни, составлять варианты музыкально-ритмических игр и упражнений;

знать:

роль ритмики в эстетическом развитии детей;

задачи, содержание, формы и методы организации деятельности детей на занятиях ритмикой и танцами;

детский репертуар танцев, музыкальных игр, хороводов, упражнений для детей дошкольного возраста;

ОП.09. Ритмика и основы хореографии

ОК 1, 4, 8

ПК 1.1 - 1.4, 2.1 - 2.3, 2.5

уметь:

организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;

предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;

использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения;

применять первичные средства пожаротушения;

ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной специальности;

применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной специальностью;

владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;

оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим;

знать:

принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;

68

ОП.10. Безопасность жизнедеятельности

ОК 1 - 11

ПК 1.2, 2.2, 2.3, 3.1 - 3.4, 4.1 - 4.3

основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;

основы военной службы и обороны государства;

задачи и основные мероприятия гражданской обороны;

способы защиты населения от оружия массового поражения;

меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;

организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке;

основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящие на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные специальностям СПО;

область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;

порядок и правила оказания первой медицинской помощи пострадавшим.

ПМ.00

Профессиональные модули

2280

1520

ПМ.01

Организация музыкальных занятий и музыкального досуга в дошкольной образовательной организации

В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:

иметь практический опыт:

анализа планов проведения музыкальных занятий и музыкальных досуговых мероприятий в дошкольной образовательной организации;

составления сценариев и проведения музыкальных занятий и музыкального досуга, участия в подготовке и проведении праздников в дошкольной образовательной организации;

исполнения на занятиях/досуговых мероприятиях произведений педагогического репертуара хорового, инструментального и вокального жанров;

освоения и применения психолого-педагогических технологий (в том числе инклюзивных), необходимых для адресной работы с различными контингентами детей: одаренные дети, социально уязвимые дети, дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети-мигранты, дети-сироты, дети с особыми образовательными потребностями (аутисты, дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью и др.), дети с ограниченными возможностями здоровья, дети с девиациями поведения, дети с зависимостью;

реализации педагогических рекомендаций специалистов (психолога, логопеда, дефектолога) в работе с детьми раннего и дошкольного возраста, испытывающими трудности в освоении программы, а также с детьми, имеющими особые образовательные потребности;

МДК.01.01. Теоретические и методические основы музыкального образования детей в дошкольных образовательных организациях

ОК 1 - 11

ПК 1.1 - 1.5

организации музыкальных занятий и музыкального досуга в условиях инклюзивного образования;

наблюдения, анализа и самоанализа музыкальных занятий и досуговых мероприятий, обсуждения их в диалоге с сокурсниками, руководителем педагогической практики, учителями, разработки предложений по совершенствованию и коррекции;

ведения учебной документации;

уметь:

находить и использовать методическую и музыкальную литературу и др. источники информации, необходимой для подготовки к занятиям и разработки сценариев музыкальных мероприятий;

отбирать содержание и организовывать музыкально-слушательскую и музыкально-исполнительскую деятельность детей дошкольного возраста;

использовать различные методы, средства, формы организации деятельности детей на занятиях и досуговых мероприятиях, строить их с учетом возрастных особенностей воспитанников;

организовывать и проводить репетиции при подготовке к праздникам;

проводить педагогическое наблюдение за детьми на музыкальных занятиях и досуговых мероприятиях;

устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с детьми и родителями (законными представителями);

взаимодействовать с участниками образовательного процесса и родителями (законными представителями) по вопросам проведения музыкальных занятий и музыкального досуга в дошкольной образовательной организации;

использовать информационно-коммуникационные технологии и технические средства обучения в образовательном процессе;

владеть профессиональной установкой на оказание помощи любому ребенку вне зависимости от его учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья;

разрабатывать и реализовывать индивидуальные образовательные маршруты, индивидуальные программы развития и индивидуально-ориентированные образовательные программы с учетом личностных и возрастных особенностей, в том числе в условиях инклюзивного образования;

анализировать образовательные потребности детей в условиях инклюзивного образования;

создавать инклюзивную образовательную среду;

определять способы коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими трудности в обучении;

использовать и апробировать специальные подходы к обучению в целях включения в образовательный процесс всех воспитанников, в том числе с особыми потребностями в образовании: детей, проявивших выдающиеся способности; детей, для которых русский язык не является родным; детей с ограниченными возможностями здоровья;

выявлять музыкально одаренных детей;

осуществлять самоанализ и самоконтроль при проведении музыкальных занятий и музыкального досуга;

анализировать подготовку и проведение занятий, праздников и развлечений;

знать:

психолого-педагогические основы музыкального образования дошкольников: педагогические условия формирования музыкальной культуры, характеристику музыкальных способностей ребенка-дошкольника и условия их развития;

содержание современных программ музыкального образования детей дошкольного возраста;

детский музыкальный репертуар;

эстетические, психологические, педагогические основания отбора и систематизации музыкального репертуара;

требования к охране и гигиене исполнительского аппарата;

характеристику форм организации музыкальной деятельности детей (музыкальные занятия, музыку в повседневной жизни детского сада, музыкальный досуг (развлечения), музыку как компонент праздника);

методику организации и проведения музыкальных занятий и музыкального досуга, методы и приемы организации музыкально-исполнительской (певческой, музыкально-ритмической, музыкально-инструментальной) и музыкально-слушательской деятельности дошкольников;

формы и методы взаимодействия с родителями (законными представителями), как субъектами образовательного процесса;

особенности воспитания музыкальной культуры и развития музыкальных способностей дошкольников в семье;

понятие и сущность инклюзивной образовательной среды, основные принципы инклюзивного образования;

нормативно-правовую базу инклюзивного образования;

понятие нормы и отклонения, нарушения в соматическом, психическом, интеллектуальном, речевом, сенсорном развитии человека (ребенка), их систематику и статистику;

теоретические основы и практические механизмы построения инклюзивной образовательной среды;

особенности организации инклюзивного образовательного процесса в различных видах музыкальной деятельности дошкольников;

специальные технологии и методы, позволяющие проводить коррекционно-развивающую работу в условиях инклюзивного образования.

ПМ.02

Преподавание музыки и организация внеурочных музыкальных мероприятий в общеобразовательных организациях

В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:

иметь практический опыт:

анализа планов проведения уроков музыки и внеурочных музыкальных мероприятий в общеобразовательных организациях;

планирования уроков музыки и составления сценариев внеурочных мероприятий;

организации и проведения уроков музыки и внеурочных музыкальных мероприятий;

исполнения на уроках и внеурочных мероприятиях произведений педагогического репертуара хорового, инструментального и вокального жанров;

организации образовательного процесса на основе непосредственного общения с каждым обучающимся с учетом его особых образовательных потребностей;

организации уроков музыки и досуговых мероприятий в условиях инклюзивного образования;

освоения и применения психолого-педагогических технологий (в том числе инклюзивных), необходимых для адресной работы с различными контингентами обучающихся: одаренные дети, социально уязвимые дети, дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети-мигранты, дети-сироты, дети с особыми образовательными потребностями (аутисты, дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью и др.), дети с ограниченными возможностями здоровья, дети с девиациями поведения, дети с зависимостью;

МДК.02.01 Теоретические и методические основы музыкального образования детей в общеобразовательных организациях

ОК 1 - 11

ПК 2.1 - 2.7

наблюдения, анализа и самоанализа уроков музыки и досуговых мероприятий, обсуждения их в диалоге с сокурсниками, руководителем педагогической практики, учителями, разработки предложений по совершенствованию и коррекции;

ведения учебной документации;

уметь:

находить и использовать методическую и музыкальную литературу и иные источники информации, необходимой для подготовки к занятиям и разработки сценариев музыкальных мероприятий;

отбирать содержание и организовывать музыкально-слушательскую и музыкально-исполнительскую деятельность обучающихся;

использовать различные методы, средства, формы организации деятельности обучающихся при проведении уроков и досуговых мероприятий, строить их с учетом возрастных особенностей обучающихся;

использовать и апробировать специальные подходы к обучению в целях включения в образовательный процесс всех обучающихся, в том числе с особыми потребностями в образовании: обучающихся, проявивших выдающиеся способности;

обучающихся, для которых русский язык не является родным;

обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;

организовывать и проводить репетиции при подготовке к праздникам;

проводить педагогическое наблюдение за обучающимися на уроках и досуговых мероприятиях;

устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с детьми и родителями (законными представителями);

взаимодействовать с участниками образовательного процесса и родителями (законными представителями) по вопросам музыкального образования в образовательных организациях;

использовать ИКТ и технические средства обучения в образовательном процессе;

выявлять музыкально одаренных детей;

анализировать образовательные потребности обучающихся в условиях инклюзивного образования;

осваивать и адекватно применять специальные технологии и методы, позволяющие проводить коррекционно-развивающую работу в условиях инклюзивного образования;

оценивать процесс и результаты музыкальной деятельности обучающихся;

осуществлять самоанализ и самоконтроль при проведении уроков и мероприятий;

анализировать подготовку и проведение уроков, досуговых мероприятий, корректировать и совершенствовать их;

знать:

психолого-педагогические основы музыкального образования школьников;

педагогические условия формирования музыкальной культуры школьника, характеристику музыкальных способностей школьника и условия их развития, психологические основы развития индивидуальности и личности в процессе музыкального образования, механизмы развития мотивации музыкальной деятельности;

содержание современных программ музыкального образования детей в общеобразовательных организациях;

школьный музыкальный репертуар, эстетические, психологические, педагогические основания отбора и систематизации музыкального репертуара;

требования к охране и гигиене исполнительского аппарата;

характеристику форм организации музыкальной деятельности школьников;

методику организации и проведения уроков музыки и музыкального досуга, методы и приемы организации музыкально-исполнительской деятельности школьников (певческой, музыкально-ритмической, музыкально-инструментальной);

специальные технологии и методы, позволяющие проводить коррекционно-развивающую работу в условиях инклюзивного образования;

формы и методы взаимодействия с родителями или законными представителями, как субъектами образовательного процесса;

особенности воспитания музыкальной культуры и развития музыкальных способностей школьников в семье;

методические основы диагностики музыкального развития обучающихся.

ПМ.03

Педагогическая музыкально-исполнительская деятельность

В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:

иметь практический опыт:

исполнения произведений педагогического репертуара инструментального, хорового и вокального жанров на уроках, занятиях, досуговых мероприятиях;

управления с использованием дирижерских навыков детским хоровым коллективом;

аккомпанирования различным детским составам исполнителей (солисту (певцу, инструменталисту) или группе исполнителей (ансамблю, хору), ансамблю (оркестру) детских музыкальных инструментов, различным видам ритмических движений и танцам);

аранжировки произведений педагогического репертуара для различных составов, в том числе смешанных вокально-инструментальных;

уметь:

исполнять произведения сольного и хорового жанра с сопровождением и без сопровождения, под собственный аккомпанемент;

читать с листа разнообразный вокально-хоровой репертуар и точно интонировать хоровую партию;

определять и грамотно объяснять задачи исполнения;

применять методические приемы работы дирижера над партитурой;

использовать различные технические и художественные приемы хорового дирижирования, дирижерские навыки в передаче художественного образа при управлении детским вокально-хоровым коллективом;

МДК.03.01. Вокальный класс

ОК 1 - 9

ПК 3.1 - 3.5

МДК.03.02. Хоровой класс и управление хором

МДК.03.03. Музыкально-инструментальный класс

МДК.03.04. Аранжировка музыкальных произведений

проводить анализ и самоанализ дирижерско-хоровой деятельности;

применять методические приемы вокально-хоровой работы;

анализировать звучание песенно-хоровой партитуры;

использовать приемы и средства в выработке ансамблевой звучности и убедительных художественных результатов;

анализировать музыкальный материал и работать с песенным репертуаром дошкольного и школьного возраста;

исполнять инструментальные произведения педагогического репертуара, передавая эмоциональный строй и стилевые особенности произведения;

владеть культурой фортепианного исполнительства;

читать с листа при исполнении инструментальных произведений, транспонировать, упрощать фактуру сопровождения, соединять ее с голосом, хором, другим инструментом;

подбирать аккомпанемент по слуху;

аккомпанировать голосу, хоровым коллективам, различным видам ритмических движений;

исполнять вокальные произведения с сопровождением, под собственный аккомпанемент, без сопровождения;

знать:

основные принципы сольного исполнительства, основные этапы развития певческого голоса;

специфику голосообразования в пении и в речи;

стилистические особенности различных вокальных жанров;

требования к охране и гигиене голоса, разносторонний по содержанию и стилям вокально-хоровой репертуар - теоретические основы и методику работы с хором;

классификации певческих голосов и необходимых элементов хоровой звучности;

теоретические и методические основы хоровой культуры и дирижерской техники;

методы анализа произведений вокально-хорового жанра;

методические основы работы над детским песенным репертуаром;

технические и художественные приемы хорового дирижирования;

методические приемы работы с хором;

основные виды (переложение, аранжировку, обработку) и принципы аранжировки произведений для различных составов, в том числе, смешанных вокально-инструментальных;

основы фортепианного исполнительства: различные приемы звукоизвлечения, основные принципы фразировки, педализации;

средства художественного исполнения инструментальных произведений;

педагогический инструментальный музыкальный репертуар для обеспечения образовательного процесса;

жанровые особенности вокально-хоровой и инструментальной музыки;

специфику ансамблевой деятельности;

методы и приемы работы над произведениями педагогического репертуара различных стилей и жанров.

ПМ.04

Методическое обеспечение процесса музыкального образования

В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:

иметь практический опыт:

анализа учебно-методических комплектов, разработки учебно-методических материалов (рабочих программ, учебно-тематических планов) на основе федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, примерных программ общего и дошкольного образования с учетом вида образовательной организации, особенностей класса/группы и отдельных обучающихся (воспитанников);

участия в создании предметно развивающей среды в кабинете музыки;

изучения и анализа профессиональной литературы по проблемам музыкального образования, подготовки и презентации отчетов, рефератов, докладов;

оформления портфолио педагогических достижений;

презентации педагогических разработок в виде отчетов, рефератов, выступлений;

участия в исследовательской и проектной деятельности в области музыкального образования;

уметь:

анализировать федеральные государственные образовательные стандарты общего образования и примерные программы общего и дошкольного образования;

определять цели и задачи, планировать музыкальное образование обучающихся в общеобразовательных организациях и воспитанников в дошкольной образовательной организации;

МДК.04.01. Теоретические и прикладные аспекты методической работы учителя музыки и музыкального руководителя

ОК 1 - 11

ПК 4.1 - 4.5

осуществлять планирование с учетом возрастных и индивидуально-психологических особенностей обучающихся (воспитанников);

определять педагогические проблемы методического характера и находить способы их решения;

адаптировать имеющиеся методические разработки;

создавать в кабинете предметно-развивающую среду;

готовить и оформлять отчеты, рефераты, конспекты;

с помощью руководителя определять цели, задачи, планировать исследовательскую и проектную деятельность в области физического воспитания детей, подростков и молодежи;

использовать методы и методики педагогического исследования и проектирования, подобранные совместно с руководителем;

оформлять результаты исследовательской и проектной работы;

определять пути самосовершенствования педагогического мастерства;

знать:

теоретические основы методической деятельности в области музыкального образования детей в дошкольных образовательных и общеобразовательных организациях;

теоретические основы, методику планирования музыкального образования детей в дошкольных образовательных и общеобразовательных организациях и требования к оформлению соответствующей документации;

особенности современных подходов и педагогических технологий музыкального образования;

концептуальные основы и содержание примерных программ музыкального образования для дошкольных образовательных организаций и общеобразовательных организаций;

педагогические, гигиенические, специальные требования к созданию предметно-развивающей среды музыкального образования;

источники, способы обобщения, представления и распространения педагогического опыта;

логику подготовки и требования к устному выступлению, отчету, реферированию, конспектированию;

основы организации опытно-экспериментальной работы в сфере образования.

Вариативная часть учебных циклов ППССЗ (определяется образовательной организацией самостоятельно)

2160

1440

Итого часов обучения по учебным циклам ППССЗ

7128

4752

УП.00

Учебная практика

18 нед.

648

ОК 1 - 11

ПК 1.1 - 1.5, 2.1 - 2.7, 3.1 - 3.5, 4.1 - 4.5

ПП.00

Производственная практика (по профилю специальности)

ПДП.00

Производственная практика (преддипломная)

4 нед.

ПА.00

Промежуточная аттестация

7 нед.

ГИА.00

Государственная итоговая аттестация

6 нед.

ГИА.01

Подготовка выпускной квалификационной работы

4 нед.

ГИА.02

Защита выпускной квалификационной работы

2 нед.