Прием на обучение в соответствии со стандартом, утвержденным данным документом, прекращается 31 декабря 2020 года (Приказ Минобрнауки России от 29.07.2020 N 840).

IV. Характеристика профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу бакалавриата

IV. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ВЫПУСКНИКОВ, ОСВОИВШИХ ПРОГРАММУ БАКАЛАВРИАТА

4.1. Область профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу бакалавриата, включает:

конфликтные и мирные способы взаимодействия в различных сферах жизни общества;

основные закономерности зарождения конфликтов, их динамика, структура, состояние субъектов конфликтов и технологий урегулирования;

анализ и экспертиза конфликтного взаимодействия в обществе, социальных группах, между индивидами, общностями и индивидами;

технологии предупреждения, управления, разрешения конфликтов и трудовых споров, сохранения и укрепления социального мира и партнерства;

технологии урегулирования конфликтов посредством переговоров, медиации и фасилитации;

экспертно-консалтинговые способы, методы, техники и приемы урегулирования конфликтов и поддержания мира;

альтернативные социальные способы разрешения конфликтов в различных сферах жизнедеятельности общества, миротворчество и миротворческое волонтерство, стратегии культуры мира.

4.2. Объектами профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу бакалавриата, являются:

система и процесс конфликтного и мирного взаимодействия в обществе;

совокупность систем, процессов, институтов, средств и гуманитарных технологий урегулирования конфликта и сохранения мира;

совокупность альтернативных технологий урегулирования конфликтов и поддержания мира.

4.3. Виды профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники, освоившие программу бакалавриата:

научно-исследовательская;

информационно-аналитическая;

технологическая;

проектная;

педагогическая;

организационно-управленческая.

При разработке и реализации программы бакалавриата организация ориентируется на конкретный вид (виды) профессиональной деятельности, к которому (которым) готовится бакалавр, исходя из потребностей рынка труда, научно-исследовательских и материально-технических ресурсов организации.

Программа бакалавриата формируется организацией в зависимости от видов учебной деятельности и требований к результатам освоения образовательной программы:

ориентированной на научно-исследовательский и (или) педагогический вид (виды) профессиональной деятельности как основной (основные) (далее - программа академического бакалавриата);

ориентированной на практико-ориентированный, прикладной вид (виды) профессиональной деятельности как основной (основные) (далее - программа прикладного бакалавриата).

4.4. Выпускник, освоивший программу бакалавриата, в соответствии с видом (видами) профессиональной деятельности, на который (которые) ориентирована программа бакалавриата, должен быть готов решать следующие профессиональные задачи:

научно-исследовательская деятельность:

анализировать с применением современных теоретических подходов закономерности конфликтного и мирного взаимодействия в различных сферах жизнедеятельности общества и осуществлять поиск возможных альтернативных технологий по предупреждению, разрешению и управлению конфликтов и поддержанию мира;

информационно-аналитическая деятельность:

осуществлять сбор, обработку, анализ и презентацию информации о конфликтах и мире, технологиях урегулирования конфликта и поддержания мира;

технологическая деятельность:

использовать альтернативные технологии урегулирования конфликтов и поддержания мира (переговоры и медиацию), разрабатывать мирные практики межличностного и социального взаимодействия, на основе методов, способов, приемов, техник предупреждения и разрешения конфликтов;

проектная деятельность:

участвовать в создании и внедрении программ по снижению конфликтности и поддержанию мира в практику деятельности индивидов, социальных институтов и объединений, на основе использования способов, методов, приемов неконфликтного (толерантного) взаимодействия;

педагогическая деятельность:

преподавать дисциплины конфликтологического цикла, формировать знания о конфликтах и мире, альтернативных технологиях предупреждения, разрешения и управления конфликтами и поддержания мира, умения диагностировать конфликт, владения первичными навыками предупреждения, разрешения и управления конфликтом и поддержания мира;

организационно-управленческая деятельность:

организовывать мирные социальные взаимодействия, минимизировать конфликтный потенциал решений в управлении.