См. Доклад о результатах мониторинга правоприменения в Российской Федерации за 2013 год.

Социальное обеспечение и социальное страхование

В соответствии с пунктом 6 плана мониторинга правоприменения в Российской Федерации на 2012 год Минтрудом России, Рострудом, Фондом социального страхования Российской Федерации, Пенсионным фондом Российской Федерации проведен мониторинг правоприменительной практики по вопросу социального страхования и социального обеспечения в пределах действия федеральных законов от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Федеральный закон N 165-ФЗ), от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон N 212-ФЗ), нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти.

В случаях, установленных федеральными законами N 165-ФЗ и N 212-ФЗ, приняты необходимые нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.

В ходе анализа поступившей информации, проведенного с учетом показателей, предусмотренных Методикой, выявлен пробел в нормативном правовом регулировании.

Согласно пункту 11 части 1 статьи 29 Федерального закона N 212-ФЗ органы контроля за уплатой страховых взносов наделены правом предоставлять плательщикам страховых взносов отсрочки (рассрочки) погашения сумм задолженности по страховым взносам, пеням и штрафам в порядке и случаях, которые предусмотрены указанным Федеральным законом. Однако порядок и случаи предоставления плательщикам отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов в государственные внебюджетные фонды этим Федеральным законом N 212-ФЗ не установлены.

В связи с этим планируется организовать работу Минтруда России по подготовке соответствующего законопроекта.

При изучении правоприменительной практики также выявлена необходимость внесения изменений в Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации в целях унификации правовых норм в сфере обязательного социального страхования.

В связи с этим планируется организовать работу Минтруда России по подготовке проекта федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации".

В ходе рассмотрения материалов о правоприменении Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ) выявлено, что пунктом 1 статьи 29 Федерального закона N 167-ФЗ определен круг лиц, имеющих право добровольно вступить в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты за себя (за другое физическое лицо) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, однако порядок снятия таких лиц с регистрационного учета не установлен.

В соответствии с пунктом 3 статьи 11 Федерального закона N 167-ФЗ порядок регистрации и снятия с регистрационного учета, в том числе с использованием электронных документов, лиц, приравненных к страхователям в рамках указанного Федерального закона, устанавливается страховщиком. До настоящего времени данный порядок не определен.

В целях устранения неполноты правового регулирования в указанной сфере правоотношений планируется организовать работу Минтруда России и Пенсионного фонда Российской Федерации по представлению в Правительство Российской Федерации предложений по подготовке необходимых нормативных правовых актов.