Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

9.2. Претензии и иски

9.2.1. До предъявления к перевозчику иска, вытекающего из перевозки пассажиров, багажа, грузов, обязательно предъявление к нему претензии, за исключением требований, вытекающих из причинения смерти или повреждения здоровья пассажира.

9.2.2. Претензии предъявляются к авиационному предприятию места отправления или места назначения по усмотрению заявителя претензии.

9.2.3. Претензии, вытекающие из перевозки в прямом смешанном сообщении, предъявляются:

к авиационному предприятию, если конечным пунктом перевозки является аэропорт;

к соответствующей транспортной организации, если конечным пунктом перевозки является железнодорожная или автомобильная станция, пристань или порт.

Предъявление претензий и исков непосредственно МГА не допускается.

9.2.4. В случае повреждения здоровья пассажира право на предъявление к перевозчику требования о возмещении вреда имеет потерпевший, а в случае его смерти - лица, имеющие в соответствии с общими нормами гражданского законодательства право на возмещение вреда.

9.2.5. Для обеспечения предъявления претензий, а также для получения страховых сумм по обязательному страхованию пассажиров перевозчик обязан:

выдать пассажиру, получившему повреждение здоровья, или выслать по его адресу справки о том, что потерпевший перевозился на воздушном судне, был застрахован по обязательному страхованию пассажиров согласно ст. 113 Воздушного кодекса Союза ССР и получил повреждение здоровья при происшествии с воздушным судном. В справках должны быть указаны место и дата происшествия, номер пассажирского билета и принадлежность воздушного судна;

в случае смерти пассажира установить место его работы или место жительства его семьи и выслать ей извещение о гибели с указанием всех данных, перечисленных выше, и передать свидетельство отдела ЗАГС о смерти пассажира;

на личные вещи умершего пассажира, багаж и его документы составить опись и выслать ее семье умершего, указав место хранения вещей и документов.

9.2.6. Право на предъявление претензии и иска к перевозчику имеют:

- в случае утраты или просрочки доставки багажа - предъявитель багажной квитанции и багажной бирки на данное место багажа, а в случае недостачи или повреждения багажа - предъявитель коммерческого акта;

- в случае утраты груза:

получатель при условии представления грузовой накладной, выданной перевозчиком отправителю, с отметкой на ней аэропорта назначения о неприбытии груза, а при невозможности представления такой накладной - документа об оплате стоимости груза и справки авиационного предприятия об отправке груза с отметкой аэропорта назначения о неприбытии груза;

отправитель при условии представления выданной ему грузовой накладной;

- в случае недостачи или повреждения груза:

получатель при условии представления грузовой накладной, следовавшей с грузом, и коммерческого акта;

- в случае просрочки доставки груза:

получатель при условии представления грузовой накладной, следовавшей с грузом.

Отсутствие коммерческого акта не лишает права на предъявление претензии или права на иск, если будет доказано, что работники авиационного предприятия отказались составить коммерческий акт и их действия были обжалованы отправителем или получателем.

9.2.7. Авиационное предприятие, получившее претензию по почте, обязано принять ее, независимо от того, какое авиационное предприятие виновно в нарушении договора перевозки, повлекшем за собой претензию, и переслать ее в 3-дневный срок со всеми документами тому авиационному предприятию, которое обязано рассмотреть претензию в соответствии с настоящими Правилами. Заявитель претензии уведомляется о ее пересылке.

Если такая претензия предъявляется пассажиром, отправителем или получателем непосредственно, а не пересылается по почте, авиационное предприятие вправе отказать в приеме претензии и указать ее предъявителю адрес авиационного предприятия, в обязанности которого входит рассмотрение претензии.

9.2.8. Если неправильность адресования претензии будет установлена при ее рассмотрении, авиационное предприятие, принявшее претензию, обязано переслать претензию тому авиационному предприятию, которое обязано ее рассмотреть в соответствии с настоящими Правилами. О пересылке претензии авиационное предприятие обязано уведомить предъявителя претензии.

9.2.9. Передача другим организациям или лицам права на предъявление претензии или иска запрещается, за исключением случаев передачи такого права отправителем получателю или отправителем вышестоящей или нижестоящей организации. Передача права удостоверяется переуступочной надписью на документе, являющемся основанием для предъявления претензий и исков.

9.2.10. Претензии и иски предъявляются по каждому перевозочному документу в отдельности.

9.2.11. Предъявляемая претензия должна быть изложена в письменной форме и содержать все необходимые для ее разрешения сведения. В частности, в претензионном заявлении должны быть указаны:

наименование авиационного предприятия, к которому предъявляется претензия;

наименование и адрес учреждения, предприятия, организации или лица, заявившего претензию;

обстоятельства, являющиеся основанием для претензии, и содержание претензии;

сумма претензии и ее расчет;

перечень документов, приложенных к заявлению.

9.2.12. К претензионному заявлению должны быть приложены:

подлинные документы, удостоверяющие заключение договора перевозки и подтверждающие право заявителя на предъявление претензии;

коммерческий акт, выданный перевозчиком, удостоверяющий наличие недостачи либо повреждения багажа или груза;

документ, удостоверяющий размер вреда, причиненного утратой, недостачей либо повреждением багажа или груза.

Претензионное заявление, поданное без приложения вышеперечисленных документов, возвращается заявителю в 10-дневный срок со дня его получения вместе с приложенными документами и с указанием причин возврата. Подача претензионного заявления без надлежащих документов не прерывает срока, установленного для предъявления претензий.

9.2.13. Претензии к перевозчику могут быть предъявлены в течение 6 месяцев, а претензии об уплате штрафа - в течение 45 дней.

Указанные сроки исчисляются:

по претензиям о возмещении за недостачу или повреждение багажа, груза, а также за просрочку доставки багажа, груза - со дня их выдачи;

по претензиям о возмещении за утрату груза - по истечении 10 дней после окончания срока доставки;

по претензиям о возмещении за утрату багажа - с момента истечения срока доставки;

во всех остальных случаях - со дня наступления события, послужившего основанием для предъявления претензии.

Перевозчик вправе принять к рассмотрению претензию по истечении претензионного срока, если признает уважительной причину пропуска претензионного срока.

9.2.14. Перевозчик обязан рассмотреть претензию и уведомить заявителя об удовлетворении или отклонении ее в течение 3 месяцев, в отношении претензии по перевозке в прямом смешанном сообщении - в течение 6 месяцев, претензии об уплате штрафа - в течение 45 дней.

В случае частичного удовлетворения или отклонения претензии авиационное предприятие обязано указать в своем уведомлении основания, по которым им принято такое решение, со ссылкой на соответствующие статьи настоящих Правил. В этих случаях авиационное предприятие обязано возвратить заявителю все представленные им при претензионном заявлении подлинные документы с отметкой в них о рассмотрении претензии.

9.2.15. Если при рассмотрении претензии будет установлено, что груз переадресован или выдан другому получателю, то претензия возвращается авиационным предприятием заявителю с указанием, где, когда и кому именно выдан груз и с указанием организации, по заявлению которой произведена переадресовка или выдача груза для непосредственного расчета с фактическим получателем или с организацией, по заявлению которой была произведена переадресовка или выдача груза.

9.2.16. Не допускается предъявление претензий:

о недоборе и переборе платежей, на взыскание штрафа за просрочку доставки груза и других видов претензий пассажиров, отправителя, получателя и авиационного предприятия на сумму менее 3 руб.;

о недоборе и переборе платежей, на взыскание штрафа за просрочку доставки груза и других видов претензий, когда общая сумма взысканных по всем документам платежей не превышает 10 руб.

Если переборы или недоборы в отношении одной и той же организации имели систематический характер, то указанные ограничения на право предъявления претензий не применяются.

9.2.17. Претензии пассажиров, отправителя и получателя груза рассматриваются на заседаниях претензионной комиссии авиационного предприятия.

Решение претензионной комиссии утверждается начальником аэропорта, командиром авиационного предприятия и является окончательным.

9.2.18. Если претензия отклонена полностью или частично либо ответ не получен в установленный срок, заявитель имеет право в течение 2 месяцев со дня получения ответа или со дня истечения срока, установленного для ответа на претензию, предъявить к перевозчику иск в суде или арбитраже в соответствии с нормами гражданского законодательства.

9.2.19. Иски к пассажирам, отправителю или получателю, вытекающие из воздушной перевозки, предъявляются перевозчиком в течение 6 месяцев со дня наступления события, послужившего основанием для предъявления иска.