В дополнение к данному документу разработаны Методические рекомендации по взаимодействию федеральных органов исполнительной власти с референтными группами, утв. протоколом заседания Правительственной комиссии по координации деятельности открытого правительства от 28.06.2016 N 5.

2.10. Рекомендации по организации независимой антикоррупционной экспертизы и общественного мониторинга правоприменения

2.10. Рекомендации по организации

независимой антикоррупционной экспертизы и общественного

мониторинга правоприменения

Вопросы противодействия коррупции в органах государственной власти регулируются значительным количеством нормативных правовых актов, включая федеральные законы, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, международные правовые акты, а также различные ведомственные акты. В соответствии с действующим законодательством федеральные органы исполнительной власти должны осуществлять ряд обязательных мер и мероприятий в области противодействия коррупции и размещать соответствующую информацию, связанную с антикоррупционными мероприятиями, на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Перечень информации и порядок размещения ее на официальном сайте регулируется Едиными требованиями к размещению и наполнению подразделов официальных сайтов федеральных государственных органов, посвященных вопросам противодействия коррупции, утвержденными Минтрудом России от 26 ноября 2012 г. (далее - Единые требования). В соответствии с Едиными требованиями к информации, подлежащей размещению на сайте в обязательном порядке, относится:

а) перечень нормативных правовых и иных актов в сфере противодействия коррупции;

б) порядок работы и результаты в области независимой антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов;

в) результаты ежеквартального рассмотрения вопросов правоприменительной практики, по результатам вступивших в законную силу решений судов, арбитражных судов о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) указанных органов, организаций и их должностных лиц в целях выработки и принятия мер по предупреждению и устранению причин выявленных нарушений;

г) методические материалы, формы, бланки;

д) сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственных служащих, включая подведомственные организации (рекомендуется размещать эти сведения в унифицированном виде, без ограничения периода размещения и без ограничения доступа к ним третьих лиц);

е) деятельность комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов, которая должна быть создана при органе власти (в том числе на основании Указа Президента Российской Федерации от 1 июля 2010 г. N 821), рекомендовано публиковать также состав комиссии, даты заседаний, протоколы заседаний комиссии и принятые на них решения;

ж) доклады, отчеты, обзоры, статистическая информация;

з) механизмы обратной связи для сообщений о фактах коррупции (с использованием выделенного телефонного номера, адреса электронной почты);

и) часто задаваемые вопросы в области антикоррупционной экспертизы;

к) ссылки на действующие нормативные правовые акты в сфере противодействия коррупции;

л) план федерального государственного органа по противодействию коррупции (рекомендовано также на официальном сайте органа власти разместить интерактивную панель мониторинга успешности реализуемых задач);

м) перечень должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;

н) принятый (утвержденный) в федеральном органе исполнительной власти Кодекс этики и служебного поведения.

Помимо данной информации, в целях повышения уровня открытости, федеральному органу исполнительной власти рекомендуется размещать следующую дополнительную информацию:

а) экспертные заключения по результатам независимой антикоррупционной экспертизы (форма утверждена приказом Минюста России от 21 октября 2011 г. N 363), подлежащей проведению в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. N 96, которые содержат в т.ч. следующие сведения:

- дату подготовки экспертного заключения;

- основание подготовки экспертного заключения;

- реквизиты проекта нормативного правового акта, прошедшего антикоррупционную экспертизу (ссылка на ведомственный нормативный правовой акт);

- положения проекта нормативного правового акта, содержащие коррупциогенные факторы (в случае выявления);

б) оперативная и аналитическая информация о результатах проведенной антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов с изложением позиции органа власти по коррупциогенным факторам, выявленным в ходе экспертизы (включая возможность просматривать результаты экспертизы за предыдущие периоды);

в) итоговый обобщающий отчет о результатах деятельности федерального органа исполнительной власти по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов за первое полугодие и прошедший год;

г) предложения о способах устранения выявленных в проекте нормативного правового акта положений, содержащих коррупциогенные факторы (в случае выявления);

д) отчет о результатах деятельности независимых экспертов по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти и их проектов за первое полугодие и прошедший год.

Помимо проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов органам власти рекомендуется организовать также проведение антикоррупционной экспертизы уже принятых ранее нормативных правовых актов; и рассмотрение правоприменительной практики референтными группами и на заседаниях общественных советов.

Федеральному органу исполнительной власти рекомендуется проводить обучающие курсы для государственных служащих по ознакомлению с Кодексом этики и служебного поведения и освоения его ключевых положений, а также мероприятия по повышению квалификации государственных служащих, участвующих в разработке проектов нормативных правовых актов, проведении проверок и предоставлении государственных услуг, по компетенциям антикоррупционного поведения.

Также рекомендуется создать на официальном сайте органа власти в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" специальный раздел для мониторинга правоприменительной практики, в котором граждане описывают спорные прецеденты из сферы ответственности органа власти, а орган власти готовит и размещает соответствующие комментарии.