В дополнение к данному документу разработаны Методические рекомендации по взаимодействию федеральных органов исполнительной власти с референтными группами, утв. протоколом заседания Правительственной комиссии по координации деятельности открытого правительства от 28.06.2016 N 5.

1.3.5. Организация общественных обсуждений проектов НПА

При организации общественного обсуждения следует иметь в виду, что такие обсуждения наиболее эффективны на стадии, когда есть возможность повлиять на результаты.

Информация о разрабатываемых проектах и общественных инициативах размещается в соответствии с Правилами раскрытия федеральными органами исполнительной власти информации о подготовке проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения, утвержденными Постановлением N 851.

В целях получения независимой экспертизы и сбора предложений заинтересованных организаций и граждан о проекте административного регламента предоставления государственной услуги проект размещается на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, являющегося разработчиком регламента, а также на официальном сайте regulation.gov.ru в Интернете в соответствии с Правилами разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2011 г. N 373.

В процессе общественного обсуждения должно быть обеспечено активное участие представителей федерального органа исполнительной власти - разработчика правового акта или инициативы (концепции) для оперативного реагирования на вопросы, идеи и комментарии граждан и экспертов.

Количество таких представителей будет соответствовать масштабам каждой конкретной инициативы, чтобы обеспечивать реагирование на вопросы, идеи и комментарии пользователей не позднее 3 дней после их получения. Участие представителей федерального органа исполнительной власти может выражаться в публичных ответах и пояснениях в виде оставления комментария в обсуждении соответствующего фрагмента/нормы/проблемы/экспертной формулировки.

Дополнительно на официальном сайте в целях повышения уровня вовлеченности гражданского общества в процедуры выработки и реализации решений федеральным органом исполнительной власти целесообразно предусмотреть:

а) создание механизмов интерактивного обсуждения концепций проектов нормативных правовых актов и (или) текстов в сети Интернет посредством интерактивных опросов, онлайн-обсуждений и пр.;

б) информирование о начале разработки, сроках и порядке предварительного обсуждения и публичных консультаций (обсуждений) с общественностью, профессиональным сообществом, бизнесом;

в) презентацию концепции проекта нормативного правового акта и (или) его текста на понятном языке, с приведением расчетов и обоснованием затрат и выгод от его принятия;

г) инструменты, позволяющие людям с ограниченными возможностями принять участие в процедурах общественных обсуждений.

Федеральному органу исполнительной власти рекомендуется разработать и принять порядок, включающий, наряду с инструментами внутреннего контроля результатов общественного обсуждения проектов, возможность гражданам оценить предложения, которые поступили от общественности и были учтены при принятии нормативного правового акта, проект которого проходил процедуры общественного обсуждения.

Целесообразно разработать и внедрять механизмы учета результатов мониторинга решений, принятых по итогам общественных обсуждений документов и материалов, размещенных на официальном сайте.

В ходе общественного обсуждения, при выявлении гражданами и экспертами значительного количества проблем и экспертных формулировок, с целью их открытого активного обсуждения, разработчики проекта правового акта:

- организуют дискуссионные клубы, иные открытые формы публичного общения, обсуждения в сети Интернет посредством форумов, чатов и иных веб-сервисов,

- проводят видеоконференции, вебинары, в которых поясняют свою позицию, отвечают на вопросы экспертов.

По итогам общественной экспертизы правового акта федеральный орган исполнительной власти - разработчик готовит публичный отчет, состоящий из статистической и аналитической частей.

Статистическая часть отчета содержит в себе общую информацию о состоявшемся общественном обсуждении, в т.ч.:

а) о количестве:

- участвовавших в обсуждении граждан и экспертов;

- предложенных формулировок, замечаний по обсуждаемым проектам;

- выявленных проблем;

б) о наиболее распространенных формулировках, замечаниях, предложениях, высказанных в ходе общественного обсуждения.

Аналитическая часть отчета содержит позицию федерального органа исполнительной власти - разработчика по основным комментариям, проблемам и экспертным формулировкам, высказанным в ходе общественного обсуждения. Основные выводы таких аналитических обзоров следует включать в качестве обязательного компонента пояснительной записки (экспертного заключения) к разработанному проекту нормативного правового акта.

Результаты общественных обсуждений решений и отчетов федерального органа исполнительной власти утверждаются общественным советом, созданным при этом федеральном органе власти.

По итогам общественных обсуждений наиболее общественно значимых проектов и инициатив может проводиться круглый стол, видеоконференция, иные формы публичного освещения результатов, в т.ч. в СМИ, социальных сетях и пр.