Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

5. Комплексное обеспечение безопасности туристской деятельности

5. Комплексное обеспечение безопасности

туристской деятельности

Вопросы повышения безопасности туризма являются ключевыми на современном этапе государственной политики в области туризма, ориентированной на повышение качества жизни населения.

Под безопасностью туризма понимаются безопасность туристов (экскурсантов), сохранность их имущества, а также ненанесение ущерба окружающей среде при совершении путешествий, материальным и духовным ценностям государства и его безопасности.

Безопасность туриста напрямую зависит от политики государства, мер, принимаемых фирмами, турагентами и туроператорами, а также от действий самого туриста. Безопасность туризма и уменьшение рисков при путешествии касаются широкого круга проблем, в том числе обеспечения медицинского обслуживания, проверки технического и санитарного состояния туристского инвентаря и объектов туристской инфраструктуры, организации работы служб спасения и скорой помощи, страхования, своевременного информирования о существующих угрозах, обеспечения немедленного отклика на жалобы туристов, органов охраны памятников и окружающей среды.

Туристские предприятия обязаны ознакомить туристов с элементами риска каждой конкретной туристкой услуги и мерами по его предотвращению. Информация, необходимая для туристов, в целях охраны их жизни и здоровья предоставляется заблаговременно до начала отдыха и в процессе обслуживания. Информация, характеризующая особенности туристского маршрута, необходимый уровень личной физической подготовки туриста, особенности индивидуальной экипировки, должна содержаться в рекламно-информационных материалах и тексте информационного листка к туристской путевке.

Для повышения информированности туристов о правилах безопасности на туристских маршрутах необходимо предпринять следующие меры:

разработать комплект типовых информационных листов для каждого туристского направления;

обеспечить отражение региональных особенностей туристских ресурсов и программ на внутренних туристских направлениях;

утвердить нормативные требования к содержанию информационного листа для каждой туристской программы, состоящего из базовой типовой и вариативной частей, разрабатываемых туроператором в зависимости от специфики программы тура;

разработать и внедрить систему обучения работников туристских организаций правилам проведения инструктажа по безопасности и информационной работы с туристами;

разработать и внедрить систему контроля знаний туристами содержания информационных материалов, касающихся их безопасности на реализуемых направлениях, работниками туристских организаций.

Также следует уделять пристальное внимание вопросам повышения безопасности туристов на маршрутах с активными способами передвижения и повышенной опасности. Для этого следует разработать "дорожную карту", связанную с повышением безопасности этой категории путешествий, в которой необходимо отразить задачу введения системы обязательного страхования туристов на маршрутах повышенной опасности и развития системы подготовки инструкторов-проводников.

В Российской Федерации механизм защиты прав туристов постоянно совершенствуется. Так, до 2007 года туристская деятельность регулировалась путем выдачи лицензий. В 2012 году были внесены изменения, касающиеся создания специального компенсационного фонда. Теперь законодательство в сфере туризма обязывает туроператоров, осуществляющих деятельность в сфере выездного туризма, быть членами объединения туроператоров "Турпомощь".

В части внутреннего туризма подобного защитного механизма, кроме финансовых гарантий, сегодня не существует. Туристские администрации ряда регионов Российской Федерации отмечают наличие проблемы несвоевременной оплаты и задержек с перечислением денег от туроператоров за уже оказанные услуги предприятий туристской инфраструктуры. Таким образом, в тех случаях, когда речь идет о недобросовестной деятельности туроператора или турагента, несвоевременной оплате контрагентам, которая приводит к финансовым потерям поставщиков туристских услуг, входящих в туристский продукт, компенсационный фонд не может нивелировать эти убытки.

Такие проблемы требуют выработки комплексного подхода для их решения и поиска эффективного механизма регуляции финансовых расчетов между участниками туристского рынка, который сможет привести к следующим результатам:

повышение прозрачности финансовых расчетов между предприятиями отрасли и поставщиками туристских услуг;

повышение платежной дисциплины взаиморасчетов между заказчиками и поставщиками туристских услуг;

наличие актуальной информации о туристских компаниях, которым грозит банкротство, для принятия своевременных мер по их финансовому оздоровлению и перспективного планирования состояния компенсационного фонда.

Необходимо разработать пакет не только компенсационных, но и превентивных мер по защите прав потребителей и производителей туристских услуг.

Необходимо развивать взаимодействие между Министерством чрезвычайных ситуаций Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации, органами исполнительной власти в сфере туризма, туристско-информационными центрами и предприятиями сферы туристских услуг по вопросам обеспечения безопасности туристов на территории Российской Федерации.

Современный этап стратегического планирования туризма связан с повышением внимания к вопросам устойчивости развития отрасли.

Для этой цели необходимо разработать мероприятия по стимулированию использования ресурсосберегающих и экотехнологий на предприятиях туристской инфраструктуры, применения следующих принципов устойчивого развития отрасли при реализации региональных стратегий в сфере туризма:

неограниченно долгое, неистощительное использование туристских ресурсов без потери их качества;

обеспечение сохранения природного, социального и культурного разнообразия;

тщательное планирование, комплексный подход, интеграция туризма в планы регионального развития;

поддержка экономики региона, участие местного населения в развитии туризма и получение финансовых и прочих преимуществ от этой деятельности;

реализация просветительской и образовательной функции туризма, повышение уровня культуры и сознательности в обществе, экологической ответственности и патриотизма;

координация, кооперация и развитие сотрудничества между всеми участниками рынка туристских услуг;

сокращение чрезмерных затрат природных и энергетических ресурсов.

Мероприятия и проекты, описанные в этом разделе Стратегии, позволят повысить безопасность туризма, минимизировать риск потребителей туристского продукта как в России, так за рубежом, перевести отрасль на рельсы устойчивого развития.