Решение Верховного Суда РФ от 23.04.2014 N АКПИ14-169 <Об отказе в удовлетворении заявления об оспаривании в части Распоряжения Правительства РФ от 17.04.2012 N 487-р>

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 23 апреля 2014 г. N АКПИ14-169

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Зайцева В.Ю.,

при секретаре С.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Д., Т. об оспаривании в части распоряжения Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2012 г. N 487-р,

установил:

Правительство Российской Федерации 17 апреля 2012 г. приняло распоряжение N 487-р (далее - Распоряжение), утвердившее изменения, которые вносятся в раздел "Вооруженные Силы Российской Федерации" перечня имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации и органов федеральной службы безопасности, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2000 г. N 752-р. Указанные изменения, в частности, предусматривают исключение в подразделе "Республика Северная Осетия - Алания" позиции "Моздокский р-н, пос. Луковская, военный городок номер 1". Распоряжение опубликовано 23 апреля 2012 г. в Собрании законодательства Российской Федерации, N 17, ст. 2044.

Д. и Т. обратились в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании Распоряжения незаконным в части исключения названного военного городка из перечня имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации и органов федеральной службы безопасности. В заявлении указано, что в оспариваемой части Распоряжение противоречит статье 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", предусматривающей, что к закрытым военным городкам относятся расположенные в населенных пунктах военные городки воинских частей, имеющие систему пропусков, а также отдельные обособленные военные городки воинских частей, расположенные вне населенных пунктов. Заявители также ссылаются на то, что Распоряжение нарушает их право на получение государственных жилищных сертификатов и препятствует реализации права на участие в подпрограмме "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153.

Заявители просили рассмотреть дело в их отсутствие, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. На запрос суда сообщить о причинах, препятствовавших их обращению в суд до 22 января 2014 г., информацию не предоставили.

Представители Правительства Российской Федерации С.Е. и К. полагали, что заявленное требование не подлежит удовлетворению в связи с тем, что Распоряжение не противоречит положениям Федерального закона "О статусе военнослужащих", а также заявление подано с пропуском трехмесячного срока обращения в суд.

Заслушав объяснения представителей заинтересованного лица и изучив материалы дела, суд находит заявление Д. и Т. не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно статье 23 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" Правительство Российской Федерации на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. Акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства Российской Федерации. Акты по оперативным и другим текущим вопросам, не имеющие нормативного характера, издаются в форме распоряжений Правительства Российской Федерации. Датой официального опубликования постановления или распоряжения Правительства Российской Федерации считается дата первой публикации его текста в одном из официальных изданий Российской Федерации. Распоряжения Правительства Российской Федерации вступают в силу со дня их подписания. Акты Правительства Российской Федерации могут быть обжалованы в суд.

Пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" определено, что акты Президента Российской Федерации и акты Правительства Российской Федерации в течение 10 дней после дня их подписания подлежат официальному опубликованию в "Российской газете", Собрании законодательства Российской Федерации и на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru), функционирование которого обеспечивает Федеральная служба охраны Российской Федерации. Официальным опубликованием актов Президента Российской Федерации и актов Правительства Российской Федерации считается первая публикация их полных текстов в "Российской газете" и Собрании законодательства Российской Федерации или первое размещение (опубликование) на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru).

В соответствии со статьей 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. Пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления. Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 24 постановления от 10 февраля 2009 г. N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" разъяснил, что, принимая во внимание положения статьи 256 ГПК РФ, необходимо по каждому делу выяснять, соблюдены ли сроки обращения заявителя в суд и каковы причины их нарушения, а вопрос о применении последствий несоблюдения данных сроков следует обсуждать независимо от того, ссылались ли на это обстоятельство заинтересованные лица.

При рассмотрении дела установлено, что Распоряжение было официально опубликовано 23 апреля 2012 г. в Собрании законодательства Российской Федерации, его текст также размещен в информационно-правовых системах "КонсультантПлюс", "Гарант".

Следовательно, оспариваемый акт был доведен до сведения неопределенного круга лиц, и после его опубликования никаких обстоятельств, препятствующих получению информации о нем и обращению в суд, у заявителей не имелось. Обратившись в суд 22 января 2014 г., то есть по истечении двадцати месяцев со дня официального опубликования Распоряжения, Д., Т. пропустили без уважительных причин трехмесячный срок обращения в суд с заявлением, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении их требования.

Руководствуясь статьями 194 - 199 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

в удовлетворении заявления Д., Т. об оспаривании в части распоряжения Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2012 г. N 487-р отказать.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его изготовления судом в окончательной форме.

Судья Верховного Суда

Российской Федерации

В.Ю.ЗАЙЦЕВ