III. Задачи государственного управления и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, способы их эффективного решения в соответствующей отрасли экономики и сфере государственного управления Российской Федерации

III. Задачи государственного управления и обеспечения

национальной безопасности Российской Федерации, способы

их эффективного решения в соответствующей отрасли экономики

и сфере государственного управления Российской Федерации

Основными задачами в области развития гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах являются:

формирование эффективного механизма оценки применения законодательства Российской Федерации и реализации документов стратегического планирования в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;

совершенствование организации взаимодействия системы управления гражданской обороной, органов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций с системой государственного управления Российской Федерации;

развитие аппаратно-программных комплексов и технических средств мониторинга, прогнозирования и поддержки принятия решений в целях повышения эффективности деятельности органов управления гражданской обороной и органов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

совершенствование состава и структуры органов управления гражданской обороной, сил и средств гражданской обороны, органов управления, сил и средств единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций с учетом прогнозируемых опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также рисков возникновения чрезвычайных ситуаций, пожаров и происшествий на водных объектах;

повышение социальной защищенности сотрудников подразделений пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований;

совершенствование методов, средств и способов проведения мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, направленных на повышение уровня защищенности населения от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях, пожарах и происшествиях на водных объектах;

создание на военное время в целях решения задач в области гражданской обороны специальных формирований с использованием возможностей аварийно-спасательных формирований субъектов Российской Федерации, пожарно-спасательных подразделений Государственной противопожарной службы субъектов Российской Федерации и муниципальной пожарной охраны;

создание условий для эффективной деятельности аварийно-спасательных служб и формирований, пожарно-спасательных подразделений Государственной противопожарной службы с учетом приоритетов регионального развития и экономических перспектив освоения территорий при реализации государственной политики регионального развития Российской Федерации;

совершенствование спасательных технологий, технических средств и экипировки, предназначенных для оснащения спасательных воинских формирований, аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований, пожарно-спасательных подразделений;

поддержание необходимого уровня готовности сил и средств гражданской обороны к использованию по предназначению, оснащение их современным вооружением и специальной техникой;

разработка и внедрение новых способов и технологий проведения подводных работ особого (специального) назначения, а также новых средств подводного обследования;

внедрение новых форм подготовки населения в области гражданской обороны и к действиям в чрезвычайных ситуациях, в том числе с использованием современных технических средств обучения;

совершенствование системы подготовки специалистов в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;

внедрение гибких механизмов и современных технологий осуществления пожарного надзора, основанного на применении риск-ориентированного подхода, и обеспечение безусловного соблюдения требований пожарной безопасности;

совершенствование порядка осуществления пожарного надзора на объектах, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектах, особо ценных объектах культурного наследия народов Российской Федерации, на которых создаются объектовые и специальные подразделения федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы;

совершенствование способов и методов взаимодействия всех элементов системы обеспечения пожарной безопасности;

совершенствование научных основ обеспечения комплексной безопасности личности, общества и государства при подготовке к ведению и ведении гражданской обороны, при чрезвычайных ситуациях, пожарах и происшествиях на водных объектах;

формирование научных основ повышения уровня защищенности критически важных и потенциально опасных объектов в связи с появлением новых опасностей и угроз;

привлечение общественных объединений и других некоммерческих организаций к деятельности в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

укрепление организационно-правовых основ и совершенствование механизмов взаимодействия с иностранными государствами и международными организациями, в том числе в рамках межгосударственных объединений и форумов, по вопросам гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;

изучение опыта применения иностранными государствами и международными организациями передовых технологий и подходов в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;

продвижение на международной арене российских технологий и подходов в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, антикризисного управления в условиях чрезвычайных ситуаций;

обеспечение участия органов управления гражданской обороной и сил гражданской обороны, органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в деятельности, осуществляемой соответствующими органами и организациями системы Организации Объединенных Наций, Международной организацией гражданской обороны, другими международными организациями и межгосударственными объединениями в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.

Основными задачами в сфере обеспечения защиты населения и территорий Арктической зоны Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера являются:

осуществление научно-технического, нормативно-правового и методического сопровождения деятельности по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечению пожарной безопасности и безопасности на водных объектах в арктических условиях;

развитие арктических комплексных аварийно-спасательных центров и пожарно-спасательных подразделений для ликвидации аварий и чрезвычайных ситуаций на водном и материковом пространстве, совершенствование их структуры, состава, материально-технического обеспечения и инфраструктуры базирования, комплектование новыми образцами техники, оборудованием и экипировкой с учетом решаемых в арктических условиях задач;

авиационное обеспечение мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в арктических условиях.

Основными задачами государственной политики в области промышленной безопасности являются:

обеспечение актуализации требований промышленной безопасности с учетом развития технологий, применяемых на промышленных объектах;

формирование механизмов научно-технической и методологической поддержки государственного регулирования в области промышленной безопасности, обеспечивающих решение задач прогнозирования рисков возникновения аварий, научно-техническое обоснование разработки (актуализации) требований к безопасности технологических процессов, внедрение инновационных технологий обеспечения промышленной безопасности;

сближение требований промышленной безопасности в рамках Евразийского экономического союза и межгосударственных объединений, формируемых при участии Российской Федерации;

внедрение риск-ориентированного подхода при организации федерального государственного контроля (надзора) в области промышленной безопасности;

разработка нормативно-правовой базы в части, касающейся создания и внедрения системы государственного дистанционного мониторинга состояния промышленной безопасности, предусматривающей автоматизированный сбор, фиксацию, обобщение, систематизацию и оценку информации о значениях параметров технологических процессов на промышленных объектах в целях определения состояния промышленной безопасности;

отмена устаревших, избыточных и дублирующих требований промышленной безопасности;

совершенствование нормативно-правового и методического обеспечения экспертизы промышленной безопасности, повышение уровня независимости экспертов и экспертных организаций от заказчиков такой экспертизы;

обеспечение эффективной научно-технической поддержки деятельности уполномоченных органов в области промышленной безопасности;

совершенствование системы повышения квалификации работников органов государственного контроля (надзора) и работников организаций, осуществляющих деятельность в области промышленной безопасности;

совершенствование требований к программам подготовки, к аттестации и проверке знаний руководителей и специалистов эксплуатирующих организаций и организаций, осуществляющих обслуживание промышленных объектов;

развитие методов анализа и оценки рисков возникновения аварий на промышленных объектах;

развитие и внедрение информационных технологий, позволяющих осуществлять взаимодействие с эксплуатирующими организациями, оптимизировать процесс получения, хранения и анализа информации о производственном контроле за соблюдением требований промышленной безопасности, о системах управления промышленной безопасностью, об авариях и инцидентах на промышленных объектах;

повышение роли института обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на таком объекте;

совершенствование механизмов компенсации затрат, связанных с локализацией аварий и ликвидацией их последствий, за счет осуществления добровольного страхования в сочетании с формированием резерва финансовых средств для локализации и ликвидации последствий аварий и чрезвычайных ситуаций на промышленных объектах;

совершенствование механизмов установления охранных зон промышленных объектов и обеспечения соблюдения особых условий использования таких зон;

разработка комплекса мер по перебазированию из густонаселенных районов Российской Федерации или ликвидации промышленных объектов, функционирование которых создает угрозу жизнедеятельности человека, социально-экономическому развитию субъектов Российской Федерации;

совершенствование правовых механизмов ответственности за нарушение требований промышленной безопасности, а также формирование механизмов стимулирования деятельности по повышению ее уровня;

развитие системы профилактики нарушений требований промышленной безопасности;

реализация международных договоров Российской Федерации в области промышленной безопасности;

развитие сотрудничества Российской Федерации с международными организациями и объединениями, занимающимися вопросами обеспечения и регулирования промышленной безопасности;

углубление сотрудничества с национальными органами иностранных государств, осуществляющими регулирование в области промышленной безопасности, иностранными научными и международными организациями в целях повышения уровня промышленной безопасности, сближения подходов к обеспечению и регулированию промышленной безопасности, а также оперативного и постоянного обмена информацией об авариях на промышленных объектах, последствия которых могут носить трансграничный характер;

оказание содействия иностранным государствам, использующим или намеревающимся использовать российские промышленные технологии, в становлении и развитии национальных систем регулирования в области промышленной безопасности;

повышение уровня информированности населения о состоянии промышленной безопасности;

развитие инструментов технического регулирования, внедрение в операционный менеджмент эксплуатирующих организаций стандартов управления рисками;

внедрение эффективных механизмов, препятствующих проявлениям коррупции в системе обеспечения промышленной безопасности.

В рамках развития системы обеспечения промышленной безопасности органами исполнительной власти Республики Крым и г. Севастополя осуществляется часть переданных им полномочий Российской Федерации в сфере государственного контроля (надзора) в области промышленной безопасности, электроэнергетики и безопасности гидротехнических сооружений за счет предоставляемых бюджетам Республики Крым и г. Севастополя субвенций.

Субъекты Российской Федерации содействуют достижению целей Программы и участвуют в ее реализации в рамках своих полномочий, а также в реализации региональных государственных программ в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, так как в соответствии с пунктом "з" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.