3. Задачи государственного управления и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, способы их эффективного решения в сфере охраны окружающей среды и экологической безопасности

3. Задачи государственного управления и обеспечения

национальной безопасности Российской Федерации, способы

их эффективного решения в сфере охраны окружающей среды

и экологической безопасности

Основными задачами государственного управления и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации в области охраны окружающей среды являются:

строительство и модернизация очистных сооружений, а также внедрение технологий, направленных на снижение объема или массы выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и сбросов загрязняющих веществ в водные объекты;

улучшение ресурсной базы охотничьего хозяйства и увеличение численности охотничьих ресурсов;

сокращение площади земель, нарушенных в результате хозяйственной и иной деятельности;

углубление международного сотрудничества в области охраны окружающей среды и природопользования с учетом защиты национальных интересов.

Для достижения цели по созданию к 2030 году устойчивой системы обращения с твердыми коммунальными отходами, обеспечивающей сортировку отходов в объеме 100 процентов и снижение объема отходов, направляемых на полигоны, в 2 раза, предусмотрено внедрение экономики замкнутого цикла путем обеспечения снижения объемов образования отходов производства и потребления, развития индустрии их утилизации и вторичного использования.

Реализация федерального проекта "Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами" должна обеспечить достижение следующих результатов:

снижена доля направленных на захоронение твердых коммунальных отходов, в том числе прошедших обработку (сортировку), в общей массе образованных твердых коммунальных отходов к 2024 году - 87,9 процента, к 2030 году - 49,8 процента;

увеличена доля направленных на обработку (сортировку) твердых коммунальных отходов в общей массе образованных твердых коммунальных отходов к 2024 году - 50,2 процента, к 2030 году - 100 процентов;

увеличена доля направленных на утилизацию отходов, выделенных в результате раздельного накопления и обработки (сортировки) твердых коммунальных отходов, в общей массе твердых коммунальных отходов к 2024 году - 12,1 процента, к 2030 году - 49,5 процента.

Для достижения цели по экологическому оздоровлению озера Байкал за счет сокращения объемов сбросов загрязненных сточных вод в водные объекты Байкальской природной территории до уровня 145644 тыс. кубических метров к концу 2030 года, а также снижения к концу 2024 года общей площади территорий, подвергшихся высокому и экстремально высокому загрязнению и оказывающих воздействие на озеро Байкал, на 448,9 гектара по отношению к уровню 2018 года, предусматривается задача государственного управления - обеспечение охраны уникальной экологической системы озера Байкал.

В рамках указанной цели будут построены и реконструированы не менее 5 канализационных очистных сооружений, а также реализовано не менее 5 мероприятий по снижению общей площади территорий, подвергшихся высокому и экстремально высокому загрязнению и оказывающих воздействие на озеро Байкал.

К задачам государственного управления в рамках цели по снижению выбросов опасных загрязняющих веществ, оказывающих наибольшее негативное воздействие на окружающую среду и здоровье человека, в 2 раза по отношению к уровню 2017 года относится обеспечение снижения выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в крупных промышленных центрах.

До конца 2026 года планируется снижение совокупного объема выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух не менее чем на 20 процентов по отношению к уровню 2017 года в 12 городах - участниках федерального проекта "Чистый воздух", а до конца 2030 года - снижение выбросов опасных загрязняющих веществ не менее чем в 2 раза в рамках расширенного списка городов - участников указанного федерального проекта.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 25.11.2023 N 1994)

(см. текст в предыдущей редакции)

Для достижения цели по сохранению биологического разнообразия, в том числе посредством создания не менее 34 новых особо охраняемых природных территорий на плановый период до 2030 года, предусматриваются следующие задачи государственного управления:

расширение мер по сохранению биологического разнообразия, в том числе редких и находящихся под угрозой исчезновения объектов животного и растительного мира, среды их обитания, а также укрепление охраны и развитие системы особо охраняемых природных территорий;

развитие системы особо охраняемых природных территорий;

создание условий для развития экологического туризма.

До 2024 года планируется создать 4 особо охраняемых природных территории федерального значения общей площадью не менее 0,5 млн. гектаров, а в период с 2024 по 2030 год - не менее 10 особо охраняемых природных территорий федерального значения.

В рамках федерального проекта "Сохранение биологического разнообразия и развитие экологического туризма" до конца 2024 года запланировано создание 2 центров реинтродукции - дальневосточного леопарда и лошади Пржевальского, утверждение и реализация 13 стратегий сохранения и программ восстановления редких и находящихся под угрозой исчезновения объектов животного мира, требующих принятия первоочередных мер по восстановлению и реинтродукции. Планируется обустроить и создать не менее 6 объектов культурно-просветительского значения, а также не менее 23 километров экологических троп и туристских маршрутов, а до конца 2030 года - не менее 20 объектов и не менее 30 километров экологических троп и туристских маршрутов.

Для достижения цели по ликвидации 191 несанкционированной свалки в границах городов, 88 наиболее опасных объектов накопленного вреда окружающей среде, накопленного вреда окружающей среде на территории полигона промышленных токсичных отходов "Красный бор", территории городского округа г. Усолье-Сибирское Иркутской области и 14 объектов накопленного вреда окружающей среде, представляющих угрозу реке Волге, к 2024 году в рамках реализации федерального проекта "Чистая страна" и федерального проекта "Оздоровление Волги" предусматриваются следующие задачи государственного управления:

(в ред. Постановления Правительства РФ от 13.10.2022 N 1818)

(см. текст в предыдущей редакции)

недопущение образования объектов накопленного вреда окружающей среде;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 13.10.2022 N 1818)

(см. текст в предыдущей редакции)

ликвидация несанкционированных свалок в границах городов;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 13.10.2022 N 1818)

(см. текст в предыдущей редакции)

комплекс работ по контролю в области охраны окружающей среды и природопользования, направленных на выявление и ликвидацию несанкционированных свалок;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 13.10.2022 N 1818)

(см. текст в предыдущей редакции)

ликвидация наиболее опасных объектов накопленного вреда окружающей среде;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 13.10.2022 N 1818)

(см. текст в предыдущей редакции)

реализация комплекса мероприятий по ликвидации (рекультивации) объектов накопленного вреда окружающей среде, представляющих угрозу реке Волге;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 13.10.2022 N 1818)

(см. текст в предыдущей редакции)

проведение комплекса контрольно-надзорных мероприятий, рейдов по выявлению фактов несанкционированных источников загрязнений реки Волги.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 13.10.2022 N 1818)

(см. текст в предыдущей редакции)

Для достижения цели по исключению негативного воздействия на окружающую среду путем ликвидации 500 скважин нераспределенного фонда недр, подъема и утилизации затонувших судов, инвентаризации объектов накопленного вреда окружающей среде с последующей ликвидацией приоритетных объектов до 2030 года предусматриваются следующие задачи:

ликвидация аварийных скважин;

подъем и утилизация затонувших в прибрежных зонах судов.

Абзацы двадцать девятый - тридцать третий утратили силу. - Постановление Правительства РФ от 13.10.2022 N 1818.

(см. текст в предыдущей редакции)

Задачами государственного управления в рамках достижения цели по обеспечению потребности государства и населения в гидрометеорологической, гелиогеофизической информации, информации о загрязнении окружающей среды на постоянной основе, в том числе путем обеспечения оправдываемости штормовых предупреждений об опасных природных явлениях не ниже 93 процентов и оправдываемости суточных прогнозов погоды не ниже 96 процентов являются:

обеспечение потребностей государства и населения в гидрометеорологической, гелиогеофизической информации, информации о состоянии окружающей среды;

обеспечение функционирования и развития государственной наблюдательной сети, а также системы сбора, обработки и распространения гидрометеорологической, гелиогеофизической информации и информации о загрязнении окружающей среды;

обеспечение проведения эффективного государственного экологического мониторинга.

В рамках реализации арктических мероприятий планируется модернизация 26 наблюдательных пунктов, 18 пунктов наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха, частичная модернизация 97 наблюдательных пунктов, а также приобретение 4 мобильных экологических лабораторий в Арктической зоне Российской Федерации.

Задачами государственного управления в рамках достижения цели по организации и обеспечению работы и научных исследований в Арктике путем проведения не менее 2 экспедиций и в Антарктике на 10 зимовочных станциях и сезонных полевых базах являются:

организация и обеспечение работ и научных исследований в Арктике и Антарктике;

создание условий развития системы гидрометеорологического обеспечения хозяйственной деятельности в Арктической зоне Российской Федерации, включая мореплавание в акватории Северного морского пути;

увеличение возможностей системы "Север" по гидрометеорологическому обеспечению мореплавания в акватории Северного морского пути;

обеспечение проведения радиационного обследования объектов с отработавшим ядерным топливом, организация постоянного радиоэкологического мониторинга районов затопления ядерных, радиационно опасных объектов и радиационных отходов в Арктике;

организация работ по созданию нового зимовочного комплекса на российской антарктической станции Восток;

строительство ледостойкой самодвижущейся платформы "Северный полюс".

К 2024 году планируется увеличить ежегодное количество экспедиционных работ и научных исследований в высокоширотной Арктике, в том числе на архипелаге Шпицберген, с 2 до 3 и поддерживать такое количество экспедиций до 2030 года.

В Антарктиде планируется сохранить и поддерживать работоспособность до 2030 года 5 российских антарктических станций и 5 сезонных полевых баз.

К задачам государственного управления в рамках достижения цели по обеспечению эффективности комплексного государственного надзора за выполнением требований законодательства в области природопользования и охраны окружающей среды, в том числе исполнения не менее 70 процентов выданных предписаний, относятся:

обеспечение эффективного государственного экологического контроля (надзора), а также общественного контроля в области охраны окружающей среды (общественного экологического контроля);

поддержание в постоянной готовности органов управления, сил и средств реагирования на возникающие экологические угрозы и чрезвычайные ситуации.

Задачей государственного управления в рамках достижения цели по снижению антропогенного воздействия на окружающую среду за счет увеличения использования вторичных ресурсов и сырья из отходов в отраслях экономики в 2 раза к 2030 году является внедрение экономики замкнутого цикла в производстве и потреблении.

В ходе реализации федерального проекта "Экономика замкнутого цикла" должно быть обеспечено достижение индекса использования вторичных ресурсов и сырья из отходов в отраслях экономики к 2024 году - 20 процентов, к 2030 году - 42 процента.

В рамках достижения цели по созданию комплексной системы мониторинга состояния окружающей среды на территории Российской Федерации, предусматривающей к 2024 году охват 250 городов, всестороннее и своевременное обеспечение органов государственной власти и местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц (населения) достоверной и полной информацией о состоянии окружающей среды, а также прогнозирование ее изменений, к 2024 году планируется достичь доли уполномоченных органов государственной власти, органов местного самоуправления, использующих комплексную информационную систему мониторинга состояния окружающей среды для превентивной оценки экологических воздействий, в общем количестве уполномоченных органов государственной власти, органов местного самоуправления - 100 процентов.