1. Оценка текущего состояния сферы реализации государственной программы Российской Федерации "Социальная поддержка граждан"

1. Оценка текущего состояния сферы реализации

государственной программы Российской Федерации "Социальная

поддержка граждан"

В последние годы в Российской Федерации приняты важные решения по совершенствованию системы социальной поддержки граждан.

Внедрены федеральные и региональные социальные доплаты к пенсиям неработающим пенсионерам, расширяются возможности использования средств материнского (семейного) капитала, введены новые выплаты семьям с детьми (ежемесячная денежная выплата при рождении 3-го ребенка и последующих детей до достижения ими возраста 3 лет, ежемесячная выплата в связи с рождением 1-го ребенка, единовременная выплата при рождении 1-го ребенка, а также выплата регионального материнского (семейного) капитала в связи с рождением 2-го ребенка (субсидия) для граждан, проживающих на территории Дальневосточного федерального округа), реализуемые в рамках государственной программы Российской Федерации "Социальная поддержка граждан" (далее - Программа).

В рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" приняты и реализуются с 2019 года федеральные проекты "Старшее поколение" и "Финансовая поддержка семей при рождении детей" национального проекта "Демография".

В рамках федерального проекта "Финансовая поддержка семей при рождении детей" национального проекта "Демография" в 2020 году в соответствии с Федеральным законом "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей" ежемесячные выплаты при рождении (усыновлении) 1-го ребенка за счет субвенции из федерального бюджета предоставлены 991,9 тыс. нуждающихся семей, в 2021 году - 1359,6 тыс. нуждающихся семей, в 2022 году - 1331,3 тыс. семей.

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 01.09.2022 N 1540, от 18.09.2023 N 1524)

(см. текст в предыдущей редакции)

В целях реализации Концепции демографической политики Дальнего Востока на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 июня 2017 г. N 1298-р, с 1 января 2019 г. осуществляются дополнительные меры, направленные на повышение рождаемости на Дальнем Востоке, в том числе предоставляются единовременные выплаты при рождении первого ребенка, а также региональный материнский (семейный) капитал при рождении 2-го ребенка. В 2021 году 39 тыс. семей предоставлены дополнительные меры, направленные на поддержку рождаемости на Дальнем Востоке. В 2022 году дополнительными мерами поддержки охвачено 38 тыс. семей.

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 01.09.2022 N 1540, от 18.09.2023 N 1524)

(см. текст в предыдущей редакции)

С 1 января 2007 г. Пенсионным фондом Российской Федерации и с 1 января 2023 г. Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации в рамках реализации Федерального закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" предоставляются средства материнского (семейного) капитала. С 2020 года во исполнение Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 15 января 2020 г. право на получение государственного сертификата на материнский (семейный) капитал распространено на случаи рождения 1-го ребенка, а также введены положения, предусматривающие в случае рождения (усыновления) 2-го ребенка начиная с 1 января 2020 г. (при условии, что 1-й ребенок был рожден (усыновлен) также начиная с 1 января 2020 г.) увеличение размера материнского (семейного) капитала. Действие программы материнского (семейного) капитала продлено до 2026 года.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 01.02.2023 N 138)

(см. текст в предыдущей редакции)

По состоянию на 1 января 2023 г. территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации за время реализации указанной меры Пенсионным фондом Российской Федерации выдано 12836245 государственных сертификатов на материнский (семейный) капитал (в том числе в 2020 году такой сертификат получили 1207,6 тыс. семей, в 2021 году - 1053,4 тыс. семей, в 2022 году - 911,9 тыс. семей).

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 01.09.2022 N 1540, от 18.09.2023 N 1524)

(см. текст в предыдущей редакции)

По состоянию на 1 января 2023 г. полностью использовали средства материнского (семейного) капитала более 7,2 млн. владельцев государственных сертификатов.

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 01.09.2022 N 1540, от 18.09.2023 N 1524)

(см. текст в предыдущей редакции)

В рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации" субсидию из федерального бюджета на софинансирование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении ежемесячной денежной выплаты, назначаемой в случае рождения 3-го ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста 3 лет, в 2020 - 2021 годах (ежегодно) получили 75 субъектов Российской Федерации, в 2022 году - 76 субъектов Российской Федерации, при этом субсидия субъектам Российской Федерации, входящим в состав Дальневосточного, Уральского и Сибирского федеральных округов, предоставляется независимо от сложившейся демографической ситуации.

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 01.09.2022 N 1540, от 18.09.2023 N 1524)

(см. текст в предыдущей редакции)

С начала реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации" по состоянию на 1 января 2021 г. в указанных субъектах Российской Федерации ежемесячная денежная выплата назначена около 1071,1 тыс. детей. В 2020 году выплату получили 570,9 тыс. семей, в 2021 году - 682,7 тыс. семей, в 2022 году - 735,2 тыс. семей.

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 01.09.2022 N 1540, от 18.09.2023 N 1524)

(см. текст в предыдущей редакции)

В рамках реализации Стратегии действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 февраля 2016 г. N 164-р, в 2020 - 2022 годах в рамках федерального проекта "Старшее поколение" реализованы мероприятия:

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 01.09.2022 N 1540, от 18.09.2023 N 1524)

(см. текст в предыдущей редакции)

по внедрению системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами;

по вовлечению частных медицинских организаций в оказание медико-социальных услуг лицам в возрасте 65 лет и старше;

по софинансированию за счет средств федерального бюджета государственных программ субъектов Российской Федерации, направленных на обеспечение безопасных и комфортных условий предоставления социальных услуг в сфере социального обслуживания.

Мероприятия по созданию системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, признанными нуждающимися в социальном обслуживании, реализовывались как пилотный проект в 2020 году на территории 18 регионов (Республика Мордовия, Республика Татарстан, Республика Бурятия, Камчатский край, Ставропольский край, Алтайский край, Волгоградская область, Кемеровская область - Кузбасс, Кировская область, Костромская область, Новгородская область, Рязанская область, Тульская область, Тамбовская область, Воронежская область, Новосибирская область, Тюменская область, г. Москва), в 2021 году - также на территориях Забайкальского края, Приморского края, Амурской области, Нижегородской области, Самарской области и Ульяновской области. В 2022 году в пилотный проект вошли Республика Башкортостан, Республика Марий Эл, Удмуртская Республика, Красноярский край, Белгородская область, Владимирская область, Калужская область, Пензенская область, Сахалинская область и Челябинская область.

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 01.09.2022 N 1540, от 18.09.2023 N 1524)

(см. текст в предыдущей редакции)

По итогам 2020 года 113,6 тыс. человек старше трудоспособного возраста и инвалидов, нуждающихся в социальном обслуживании, охвачены системой долговременного ухода (социальное обслуживание и медицинская помощь) в 18 пилотных регионах. В 2021 году в 24 пилотных регионах численность граждан, получивших социальные услуги по уходу, составила 108,7 тыс. человек. В 2022 году в 34 пилотных регионах численность граждан, получивших социальные услуги по уходу, составила 136,1 тыс. человек.

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 01.09.2022 N 1540, от 18.09.2023 N 1524)

(см. текст в предыдущей редакции)

Также в 2020 году стартовал пилотный проект по вовлечению частных медицинских организаций в оказание медико-социальных услуг лицам в возрасте 65 лет и старше, являющимся гражданами Российской Федерации и проживающим в том числе в сельской местности.

В рамках реализации пилотного проекта частным медицинским организациям предоставлена возможность оказывать гражданам старше 65 лет медико-социальные услуги. Оплата услуг частных медицинских организаций осуществляется за счет межбюджетных трансфертов субъектам Российской Федерации из федерального бюджета и грантов в форме субсидий.

В пилотном проекте участвуют отдельные регионы Российской Федерации, которые включены в пилотный проект по долговременному уходу за гражданами пожилого возраста и инвалидами. В 2020 году таких регионов было 18 (Алтайский край, Камчатский край, Ставропольский край, Республика Татарстан, Республика Мордовия, Республика Бурятия, Волгоградская область, Кемеровская область - Кузбасс, Кировская область, Костромская область, Новгородская область, Рязанская область, Воронежская область, Тульская область, Новосибирская область, Тамбовская область, Тюменская область, г. Москва).

Конкурсный отбор в 2020 году прошли 37 частных медицинских организаций, находящихся на территории 12 субъектов Российской Федерации, входящих в пилотный проект.

По отчетным данным субъектов Российской Федерации на конец 2020 года медико-социальный патронаж в рамках реализации пилотного проекта получили более 3,1 тыс. пожилых граждан.

В 2021 году продолжена реализация пилотного проекта по вовлечению частных медицинских организаций в оказание медико-социальных услуг на территориях 13 субъектов Российской Федерации, в результате чего численность охваченных граждан составила также более 3,1 тыс. человек, количество реализующих проект частных медицинских организаций - 33 организации. В 2022 году пилотным проектом на территории 15 субъектов Российской Федерации охвачено 3,7 тыс. человек.

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 01.09.2022 N 1540; в ред. Постановления Правительства РФ от 18.09.2023 N 1524)

(см. текст в предыдущей редакции)

В рамках мероприятий по софинансированию расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации государственных программ субъектов Российской Федерации, направленных на обеспечение безопасных и комфортных условий предоставления социальных услуг в сфере социального обслуживания, за период 2019 - 2022 годов в субъектах Российской Федерации введено в эксплуатацию 37 объектов (10 из которых - в 2021 году, 12 - в 2022 году) общей площадью 177999,2 кв. метра (в 2021 году - 65599,7 кв. метра, в 2022 году - 72908,1 кв. метра), мощностью 3745 койко-мест (из них в 2021 году - 1328, в 2022 году - 1289). Всего в 2019 - 2022 годах построено 5 объектов в Республике Мордовия, 4 объекта в Саратовской области, 3 объекта в Республике Тыва, по 2 объекта в Республике Коми, Республике Саха (Якутия) и Красноярском крае, по 1 объекту в Республике Башкортостан, Республике Ингушетия, Карачаево-Черкесской Республике, Республике Калмыкия, Республике Крым, Республике Марий Эл, Республике Татарстан, Республике Хакасия, Чувашской Республике, Амурской области, Астраханской области, Вологодской области, Воронежской области, Иркутской области, Новгородской области, Омской области, Рязанской области, Томской области и Ярославской области.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 18.09.2023 N 1524)

(см. текст в предыдущей редакции)

В целях определения подходов к строительству зданий домов-интернатов проведен архитектурный конкурс на лучший концепт-проект зданий стационарных организаций социального обслуживания. По итогам проведенного конкурса определено, что предпочтительны к строительству одноэтажные - трехэтажные здания мощностью до 150 койко-мест.

Во всех строящихся зданиях стационарных организаций социального обслуживания созданы условия для жизнедеятельности пожилых граждан в соответствии с их состоянием.

В результате реализации Программы численность населения с доходами ниже величины прожиточного минимума в процентах от общей численности населения составила в 2020 году 12,1 процента.

В целях исполнения Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 15 января 2020 г. Указом Президента Российской Федерации от 20 марта 2020 г. N 199 "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" с 1 января 2020 г. введена новая мера поддержки, предоставляемая семьям с доходами ниже величины прожиточного минимума на душу населения, установленной в регионе, - ежемесячная выплата на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно. Размер ежемесячной выплаты в 2020 году составлял 50 процентов величины прожиточного минимума для детей, установленной в регионе. По состоянию на 1 января 2021 г. указанная выплата была произведена в отношении 3622244 нуждающихся семей, в которых проживает 4657424 ребенка.

С 1 апреля 2021 г. размер выплаты дифференцирован (50, 75 и 100 процентов установленной в регионе величины прожиточного минимума для детей) в зависимости от дохода семьи, а также введены дополнительные критерии нуждаемости при предоставлении выплаты (имущественный критерий, правила "нулевого дохода"). В 2021 году ежемесячную выплату получили 4,2 млн. семей, воспитывающих более 5,2 млн. детей. В 2022 году численность семей, получивших ежемесячную выплату, составила более 3,3 млн. семей, воспитывающих 4,2 млн. детей.

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 01.09.2022 N 1540, от 18.09.2023 N 1524)

(см. текст в предыдущей редакции)

В 2020 году реализован пилотный проект, в рамках которого из федерального бюджета бюджету 21 субъекта Российской Федерации были предоставлены субсидии на реализацию мероприятий, направленных на оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта.

За 2020 год в пилотных регионах 46,5 процента граждан из числа граждан, охваченных государственной социальной помощью на основании социального контракта, преодолели трудную жизненную ситуацию, улучшив в том числе свое материальное положение.

По итогам пилотного проекта проведена работа по совершенствованию механизма социального контракта, в ходе которой была доработана нормативно-правовая база в части использования средств, предоставляемых на основании социального контракта, а также предусмотрено с 2021 года предоставление субсидий на реализацию мероприятий, направленных на оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта, всем субъектам Российской Федерации.

По данным субъектов Российской Федерации, в 2021 году заключено 282,1 тыс. социальных контрактов, которыми охвачено 981,2 тыс. граждан. В 2022 году заключено 276,3 тыс. социальных контрактов, которыми охвачено 875,6 тыс. граждан.

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 01.09.2022 N 1540; в ред. Постановления Правительства РФ от 18.09.2023 N 1524)

(см. текст в предыдущей редакции)

В условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в 2020 году на федеральном уровне был принят пакет мер социальной поддержки семей с детьми в целях поддержания уровня их доходов.

В 2020 году в связи с неблагоприятной санитарно-эпидемиологической обстановкой, вызванной распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19), Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации выделялись средства федерального бюджета, в том числе из резервного фонда Правительства Российской Федерации, на предоставление иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку работникам стационарных организаций социального обслуживания, оказывающим социальные услуги гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией (далее - выплаты стимулирующего характера) и на осуществление оплаты отпусков и выплаты компенсации за неиспользованные отпуска работникам стационарных организаций социального обслуживания, стационарных отделений, созданных не в стационарных организациях социального обслуживания, которым в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации в 2020 - 2021 годах предоставлялись выплаты стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку, в том числе на компенсацию ранее произведенных субъектами Российской Федерации расходов на указанные цели.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 01.09.2022 N 1540)

(см. текст в предыдущей редакции)

Гражданам в полном объеме обеспечивается предоставление социальной поддержки и государственных социальных гарантий.

На рынке социальных услуг в сфере социального обслуживания растет доля негосударственных организаций.

В 2020 году предоставлены субсидии 35 общественным организациям в общем объеме 1548738,3 тыс. рублей.

Средства федерального бюджета, предоставляемые в качестве субсидии в 2020 году, позволили организовать прохождение комплексной и восстановительной реабилитации около 6 тыс. инвалидов, ветеранов, членов их семей и иных категорий граждан, а также предоставить дополнительные меры социальной поддержки ветеранам, пенсионерам и инвалидам.

В 2021 - 2022 годах в рамках Программы предоставлены субсидии 36 организациям в общем размере в 2021 году - 1377238,3 тыс. рублей, в 2022 году - 1743236,2 тыс. рублей.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 18.09.2023 N 1524)

(см. текст в предыдущей редакции)

КонсультантПлюс: примечание.

ФЗ от 19.05.1995 N 81-ФЗ (в ред. от 21.11.2022) с 01.01.2023 вместо ежемесячного пособия для беременных, вставших на учет в ранние сроки беременности и выплат малоимущим гражданам, имеющим детей в возрасте до 17 лет вводится выплата ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка.

Во исполнение Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 21 апреля 2021 г. в целях поддержки доходов семей, которые находятся в сложной ситуации, Федеральным законом от 26 мая 2021 г. N 151-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" введены с 1 июля 2021 г. ежемесячные пособия женщине, вставшей на учет в медицинской организации в ранние сроки беременности, и на ребенка в возрасте от 8 до 17 лет для категорий лиц, размер среднедушевого дохода семей которых не превышает величины прожиточного минимума на душу населения в субъекте Российской Федерации по месту жительства (пребывания) или фактического проживания.

По состоянию на 1 января 2022 г. численность женщин, которым назначено ежемесячное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинской организации в ранние сроки беременности, составила 190580 человек, численность семей, которым назначено ежемесячное пособие на детей в возрасте от 8 до 17 лет, составила 1174,2 тыс. семей на 1505 тыс. детей.

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 01.09.2022 N 1540)

Необходимо отметить, что в настоящее время получает распространение такой формат предоставления государственных услуг, как "Социальное казначейство", в соответствии с которым с 2021 года предоставляется 16 мер социальной поддержки, в том числе 11 мер социальной поддержки предоставляется проактивно (без заявления и сбора документов от граждан).

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 01.09.2022 N 1540)

В формате "Социальное казначейство" в 2021 году осуществлено предоставление ежемесячной выплаты на детей в возрасте от 3 до 7 лет включительно, ежемесячного пособия на ребенка в возрасте от 8 до 17 лет одиноким родителям, ежемесячного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинской организации в ранние сроки беременности, единовременной выплаты к началу учебного года и других мер социальной поддержки. Таким образом, в 2021 году получателями мер социальной поддержки в формате "Социальное казначейство" стали более 60 млн. граждан.

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 01.09.2022 N 1540)

С 2021 года начали создаваться банки данных отдельных категорий граждан. Создан реестр законных представителей, в том числе опекунов, попечителей, и реестр лишенных родительских прав, что исключило необходимость предоставления документов для более чем 7 млн. граждан при получении ими мер социальной поддержки. Вместе с тем в целях обеспечения информирования граждан о мерах социальной поддержки установлены 3 жизненных события ("Установление инвалидности", "Рождение ребенка", "Достижение пенсионного возраста"), при наступлении которых у гражданина возникают права на меры социальной поддержки. Для каждого такого события определяются соответствующие меры социальной поддержки и формируется уведомление гражданина.

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 01.09.2022 N 1540)

Всего в 2021 году гражданам направлено более 250 тыс. уведомлений о положенных мерах социальной поддержки в связи с наступлением определенного жизненного события, в 2022 году - более 1054 тыс. уведомлений.

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 01.09.2022 N 1540; в ред. Постановления Правительства РФ от 18.09.2023 N 1524)

(см. текст в предыдущей редакции)

С июля 2021 г. работает информационная система "Единый контакт-центр взаимодействия с гражданами" (далее - единый контакт-центр) для консультаций граждан по единому телефонному номеру и через чат-бот. Единый контакт-центр является организационно-технологическим решением с использованием современных средств автоматизации для оказания дистанционного обслуживания граждан, в том числе при их обращении на единый телефонный номер и при обращении в текстовом канале по принципу экстерриториальности, а также для их информирования о мерах социальной поддержки, социальных услугах, предоставляемых в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантиях и выплатах путем формирования персонифицированной информации о правах на меры социальной поддержки. В 2021 году за получением консультаций по вопросам предоставления мер социальной поддержки в единый контакт-центр обратились более 3,2 млн. граждан, в 2022 году обратились более 9,7 млн. граждан. Реализация мероприятий по созданию и развитию единого контакт-центра осуществляется в рамках федерального проекта "Социальное казначейство", не входящего в состав национального проекта и являющегося структурным элементом Программы, разработанного согласно перечню инициатив социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года, утвержденному распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 октября 2021 г. N 2816-р.

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 01.09.2022 N 1540; в ред. Постановления Правительства РФ от 18.09.2023 N 1524)

(см. текст в предыдущей редакции)

Во исполнение Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 21 апреля 2021 г. в целях создания системы мер социальной поддержки семей с детьми и сведения к минимуму риска бедности таких семей Федеральным законом "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (в редакции Федерального закона от 21 ноября 2022 г. N 455-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей") введено ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка (далее - ежемесячное пособие).

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 18.09.2023 N 1524)

Ежемесячное пособие заменило следующие меры социальной поддержки граждан:

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 18.09.2023 N 1524)

ежемесячное пособие женщине, вставшей на учет в медицинской организации в ранние сроки беременности;

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 18.09.2023 N 1524)

ежемесячная денежная выплата на ребенка в возрасте от 8 до 17 лет;

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 18.09.2023 N 1524)

ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка;

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 18.09.2023 N 1524)

ежемесячная денежная выплата, назначаемая в случае рождения третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста 3 лет;

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 18.09.2023 N 1524)

ежемесячная денежная выплата на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно.

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 18.09.2023 N 1524)

Ежемесячное пособие предоставляется Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации беременным женщинам и одному из родителей (усыновителей, опекунов (попечителей) ребенка в возрасте от 0 до 17 лет, среднедушевой доход семей которых не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте Российской Федерации по месту жительства (пребывания) или фактического проживания, при условии, что они и их дети являются гражданами Российской Федерации и постоянно проживают на территории Российской Федерации. Право на предоставление ежемесячного пособия определяется на основе комплексной оценки нуждаемости семьи, то есть учитываются доходы, имущество, наличие заработка или объективные обстоятельства для его отсутствия.

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 18.09.2023 N 1524)

Реализация данной меры является одним из ключевых приоритетов Программы.

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 18.09.2023 N 1524)

Вместе с тем в настоящее время в сфере реализации Программы сохраняются ограничения, отражающиеся на достижении поставленных целей: продолжается отрицательное влияние демографических кризисов предыдущих периодов на показатели, связанные с оценкой рождаемости; наблюдается снижение коллективного иммунитета, вызванное последствиями эпидемии новой коронавирусной инфекции, оказывающее влияние на достижение отдельных результатов Программы.

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 18.09.2023 N 1524)