Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

1. Приоритеты и цели государственной политики Российской Федерации в сфере транспорта, в том числе общие требования к политике субъектов Российской Федерации в сфере транспортного комплекса

1. Приоритеты и цели государственной политики Российской

Федерации в сфере транспорта, в том числе общие требования

к политике субъектов Российской Федерации в сфере

транспортного комплекса

Государственная политика Российской Федерации в сфере транспорта направлена на создание условий для решения задач социально-экономического развития, обеспечения конституционных прав граждан и высвобождения ресурсов для личностного развития и определена в указах Президента Российской Федерации, посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года, утвержденных Правительством Российской Федерации 14 мая 2015 г., Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р, Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2008 г. N 1734-р, других отраслевых стратегиях и концепциях.

Долгосрочные приоритеты государственной политики в сфере транспорта включают:

сбалансированное и эффективное развитие транспортной инфраструктуры на основе увеличения пропускной способности опорной транспортной сети, устранения разрывов и узких мест, развития крупных транспортных узлов, создания и развития портовых особых экономических зон;

транспортное обеспечение комплексного освоения и развития территории Российской Федерации, в том числе развитие железнодорожных линий и автомобильных дорог, являющихся ключевыми в развитии регионов России, развитие перевозок воздушным и внутренним водным транспортом с целью транспортного обеспечения отдаленных и труднодоступных для других видов транспорта районов, транспортных систем городских агломераций;

реализацию крупномасштабных транспортных проектов, в том числе в рамках государственно-частного партнерства, обеспечивающих разработку месторождений полезных ископаемых в новых районах добычи, главным образом в Сибири, на Дальнем Востоке и на континентальном шельфе;

формирование и распространение новых транспортных (перевозочных) и транспортно-логистических технологий, обеспечивающих повышение качества и доступности транспортных услуг, включая организацию скоростного и высокоскоростного движения пассажирских поездов на приоритетных направлениях сети железных дорог, развитие скоростных автомобильных дорог, в том числе на условиях государственно-частного партнерства, сверхдальних беспосадочных авиаперевозок, обеспечение современным информационно-техническим оснащением и системами навигации транспортных узлов и коммуникаций, внедрение перспективных наземных, бортовых и космических средств и систем связи, навигации, наблюдения и организации воздушного движения, внедрение прогрессивных товаротранспортных технологий, в том числе с использованием логистических систем;

обновление парка транспортных средств (воздушных и речных судов), внедрение воздушных судов нового поколения, новой техники на рынке морских перевозок, в частности газовозов, контейнеровозов повышенной грузоподъемности и ледоколов нового поколения;

обеспечение комплексной безопасности и устойчивости функционирования транспортной системы, включая повышение транспортной безопасности, безопасности судоходных гидротехнических сооружений и безопасности дорожного движения, снижение вредного воздействия транспорта на окружающую среду на основе увеличения числа экономичных и экологичных автомобилей и воздушных судов, переход в процессе эксплуатации автомобильного транспорта на мировые экологические стандарты Евро-5 и Евро-6 и перевод транспорта на новые виды топлива;

переход к перспективным наземным, бортовым и спутниковым средствам и системам связи, навигации, наблюдения и управления воздушным движением, дальнейшее повышение эффективности функционирования Аэронавигационной системы России в условиях прогнозируемого роста объема авиаперевозок в стране.

Государственная политика субъектов Российской Федерации в сфере транспортного комплекса является составной частью государственной политики Российской Федерации в сфере транспорта и должна быть основана на общих принципах и подходах, определенных государственными стратегическими документами, с учетом:

максимального учета и отражения особенностей социально-экономического развития и транспортных потребностей регионов Российской Федерации;

планирования развития транспортной инфраструктуры на основе транспортно-экономического баланса, который должен формироваться на федеральном, региональном и муниципальном уровнях;

синхронизации планов по развитию транспортной инфраструктуры регионов Российской Федерации с целями и задачами долгосрочного развития страны, а также механизмами их реализации, заложенными в Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года;

разграничения полномочий в сфере транспорта между федеральными и региональными органами государственной власти.

Приоритетами государственной политики субъектов Российской Федерации в сфере транспортного комплекса являются:

развитие пассажирского транспорта общего пользования (автобусный, внутренний водный транспорт, региональная авиация, пригородные железнодорожные перевозки), включая развитие транспортных систем крупных городских агломераций, создание современной системы скоростных пассажирских перевозок, транспортно-пересадочных узлов и перехватывающих парковок;

увеличение пропускной способности и улучшение параметров автомобильных дорог общего пользования регионального, межмуниципального и местного значения;

обеспечение содержания и развития объектов транспортной инфраструктуры, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации;

повышение экологичности и безопасности дорожно-транспортного комплекса, в том числе обеспечение безопасности дорожного движения, повышение уровня эксплуатационного состояния опасных участков дорожной сети, обеспечение деятельности и совершенствование автоматических систем контроля за соблюдением участниками дорожного движения Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090 "О Правилах дорожного движения";

внедрение и использование спутниковой навигационной системы ГЛОНАСС в интересах навигационного обеспечения транспортного комплекса и повышения уровня транспортной безопасности.

Важнейшим инструментом влияния на социально-экономическое развитие субъектов Российской Федерации и муниципальных образований является размещение и развитие на их территориях федеральной транспортной и таможенно-логистической инфраструктуры с учетом приоритетов государственной политики в сфере транспорта.

Оптимальным уровнем увязки стратегических направлений развития транспортной системы с региональными приоритетами является уровень соответствующего федерального округа.

Для регионов Центрального федерального округа приоритетами являются повышение транспортных возможностей, комфортности и безопасности перемещения за пределами и внутри Московского региона, развитие транспортно-логистической инфраструктуры, создание полимагистральных транспортных коридоров, связывающих страну с важнейшими европейскими торговыми партнерами, развитие скоростного и высокоскоростного железнодорожного сообщения, в том числе строительство высокоскоростной магистрали "Москва - Казань".

Программа развития Московского транспортного узла включает реализацию комплекса проектов по развитию федеральных и региональных автомобильных дорог (развитие Центральной кольцевой автомобильной дороги, строительство и реконструкция участков скоростных автомобильных дорог М-11 "Москва - Санкт-Петербург", М-4 "Дон", М-3 "Украина", радиальных вылетных магистралей, улично-дорожной сети), железнодорожного транспорта (строительство дополнительных главных железнодорожных путей по радиальным направлениям, развитие железнодорожной инфраструктуры Малого центрального кольца и организация пассажирских перевозок, увеличение частоты движения поездов пригородно-городского сообщения), Московского авиационного узла, системы наземного городского пассажирского транспорта и метрополитена, а также по формированию системы транспортно-пересадочных узлов, современной и сбалансированной сети терминально-логистических центров.

Реализация указанных проектов позволит повысить эффективность транспортного обслуживания в Московском транспортном узле, обеспечить стыковку российских коммуникаций с системой международных транспортных коридоров и оптимизировать взаимодействие различных видов транспорта.

Одним из важнейших факторов, влияющих на социально-экономическое развитие Северо-Западного федерального округа, является развитие транспортной инфраструктуры общероссийского значения, создание альтернативных прямых выходов за пределы территории России, позволяющих повысить эффективность работы объектов транспортной инфраструктуры (морские порты и сопряженные с ними железные и автомобильные дороги, объекты вспомогательной и дополнительной деятельности).

Приоритеты государственной политики в сфере транспорта в г. Санкт-Петербурге и Ленинградской области включают улучшение транспортной доступности за счет развития системы воздушных сообщений, строительства скоростных железнодорожных магистралей, автомобильных дорог, создание единой транспортно-логистической системы Санкт-Петербурга и Ленинградской области, развитие общественного транспорта, в том числе скоростных внеуличных видов транспорта, оптимизацию маршрутной сети и закупки современного подвижного состава, организацию транспортно-пересадочных узлов и перехватывающих парковок.

На территории Северо-Западного федерального округа предполагается реализация ряда крупных инфраструктурных проектов по созданию и развитию портовых особых экономических зон и увеличению пропускной способности морских портов (Усть-Луга, Мурманск и Санкт-Петербург, включая реконструкцию Санкт-Петербургского морского канала), формированию транспортно-транзитной зоны (согласованное развитие портовых комплексов Ленинградской, Калининградской областей и г. Санкт-Петербурга, авиационного узла в г. Санкт-Петербурге и аэропорта Храброво), а также по развитию железнодорожной инфраструктуры на подходах к портам Северо-Запада России.

Приоритетами развития транспортной системы регионов Южного федерального округа являются:

реализация инвестиционных проектов по строительству транспортного перехода через Керченский пролив, строительство и реконструкция участков автомобильной дороги "Таврида", развитие региональной и муниципальной сети автомобильных дорог общего пользования Республики Крым и г. Севастополя;

увеличение пропускной способности транспортных коммуникаций для обеспечения развития подходов к транспортному переходу через Керченский пролив, к портам Азово-Черноморского бассейна, а также пассажиропотоков в зоны развития туризма на базе строительства и реконструкции автомобильных дорог (Москва - Адлер, Ростов, Краснодар - Минеральные Воды - Кисловодск, Волгоград - Саратов), развития железнодорожного сообщения (комплексная реконструкция участков М.Горький - Котельниково - Тихорецкая - Крымская с обходом Краснодарского узла, железнодорожных линий Таманского полуострова, строительство железнодорожной линии Прохоровка - Журавка - Чертково - Батайск);

реализация системы высокотехнологичных проектов по развитию транспортных магистралей и транспортных узлов (кластеров - мультимодальных центров) в Волгоградской, Астраханской и Ростовской областях, развитие производственных мощностей портовых комплексов Азово-Черноморского бассейна (Тамань, Новороссийск, Азов, Геленджик, Темрюк, Керчь, Ялта, Евпатория, Севастополь и Феодосия);

развитие аэропортовых комплексов (Симферополь, Бельбек), реконструкция аэропортов Волгограда, Краснодара, Элисты, Ростова-на-Дону, аэровокзального комплекса в Анапе;

развитие инфраструктуры внутреннего водного транспорта, реализация проекта по развитию Багаевского низконапорного гидроузла на реке Дон;

формирование на базе крупных агломераций округа (Ростовской, Волгоградской и Краснодарской) торговых, транспортно-логистических и финансовых центров общенационального и межрегионального значения.

Для повышения уровня транспортного обслуживания населения предусматриваются мероприятия по обновлению парка городского пассажирского транспорта и субсидированию пассажирских перевозок.

В целях ускорения социально-экономического развития субъектов Российской Федерации на территории Северо-Кавказского федерального округа, реализации рекреационного потенциала региона и развития международных транспортных коридоров предусмотрена реализация укрупненных инвестиционных проектов строительства и реконструкции автомобильных дорог А-155 Черкесск - Домбай до границы с Грузией, М-29 "Кавказ" - из Краснодара (от Павловской) через Грозный, Махачкалу до границы с Азербайджанской Республикой (на Баку), А-157 Минеральные Воды (аэропорт) - Кисловодск, А-158 Прохладный - Баксан - Эльбрус, "Транскам" Карджин - Алагир - Нижний Зарамаг - граница с Республикой Южная Осетия, Астрахань - Кочубей - Кизляр - Махачкала и других.

Реализация проекта "Восстановление объектов железнодорожного транспорта в Чеченской Республике" позволит улучшить эксплуатационные показатели работы Северо-Кавказской железной дороги в Грозненском регионе и устранить инфраструктурные ограничения за счет обеспечения условий безопасности движения поездов.

Развитие Махачкалинского транспортного узла, в том числе развитие Махачкалинского торгового порта и инфраструктуры железнодорожного узла, позволит увеличить объем перевозок грузов в железнодорожном и морском сообщении по международному транспортному коридору "Север - Юг".

Сдерживающим фактором социально-экономического развития регионов Приволжского федерального округа является отставание в развитии транспортной инфраструктуры и отсутствие на территории округа современной логистической системы. К приоритетным инфраструктурным проектам относятся строительство и реконструкция участков автомобильных дорог и железнодорожных линий, предполагающие развитие особой экономической зоны портового типа на базе международного аэропорта Ульяновск-Восточный, организация скоростного движения на участках Самара - Саранск, Самара - Пенза, Самара - Саратов, Саратов - Волгоград, развитие мультимодальных логистических комплексов.

Кроме того, сокращение протяженности участков, ограничивающих пропускную способность Единой глубоководной системы европейской части России (строительство низконапорного гидроузла в Нижегородской области, строительство 2-й нитки Нижне-Свирского гидроузла, проектирование и строительство Багаевского низконапорного гидроузла), должно дать импульс развитию внутреннего водного транспорта как наиболее дешевого и экологичного из всех видов транспорта.

Реализация транзитных преимуществ Уральского федерального округа предполагается на основе развития ряда транспортно-логистических зон международного и межрегионального значения (Южно-Уральская, Тюменская и Ямальская транспортно-логистические зоны, транспортно-логистический узел на базе аэропорта Кольцово). К числу важнейших для округа инфраструктурных проектов относятся:

развитие и модернизация транспортной инфраструктуры округа в центральной и южной частях Урала, обновление и развитие сети железных дорог северного широтного коридора Пермь - Ханты-Мансийск - Сургут - Томск (развитие участка Тобольск - Сургут - Коротчаево);

реконструкция участков автомобильных дорог Пермь - Екатеринбург и Екатеринбург - Тюмень;

развитие воздушного и внутреннего водного транспорта.

Реализация указанных проектов позволит эффективно использовать транспортно-транзитные преимущества Уральского федерального округа.

Реализация экономического потенциала Сибирского федерального округа предусматривает масштабное развитие транспортной инфраструктуры, в том числе воздушного транспорта (реконструкция аэропортового комплекса "Толмачево" в г. Новосибирске), железнодорожного транспорта, обеспечивающего транзит как между Азиатско-Тихоокеанским регионом и Европой, так и внутри страны, и обустройство пограничных переходов на границе с Монголией.

Приоритетными проектами являются стратегически важные инфраструктурные проекты по транспортировке нефтегазовых ресурсов месторождений Красноярского края и Иркутской области на восток для расширения рынков сбыта российского сырья, а также по поддержке развития крупных городских агломераций и развитию Нижнего Приангарья.

Модернизация железнодорожной инфраструктуры Транссибирской и Байкало-Амурской магистралей устранит инфраструктурные ограничения, препятствующие свободному перемещению грузов, что будет способствовать развитию Сибирского и Дальневосточного федеральных округов.

Дальневосточный федеральный округ характеризуется самой низкой в России плотностью населения и чрезвычайно низким уровнем инфраструктурной обеспеченности, в том числе транспортной инфраструктурой.

Значительные инвестиции предполагаются в развитие объектов транспортной инфраструктуры, прежде всего в строительство и реконструкцию участков сети федеральных автомобильных дорог (М-56 "Лена", "Колыма", М-60 "Уссури", "Вилюй", "Амур", М-53 "Байкал"), в развитие транспортного узла "Восточный-Находка" (Приморский край), в развитие инфраструктуры в морских портах Владивосток, Ванино (Хабаровский край), Петропавловск-Камчатский, Холмск (Сахалинская область), в создание нефтяного терминала на побережье Тихого океана (бухта Козьмина) в рамках строительства трубопроводной системы "Восточная Сибирь - Тихий океан".

В целях повышения уровня транспортного обслуживания населения предусматриваются проекты по реконструкции аэропортовых комплексов "Сокол" (г. Магадан), "Бухта Провидения" и г. Певек (Чукотский автономный округ), г. Тында (Амурская область), "Игнатьево" (г. Благовещенск), "Новый" (г. Хабаровск), взлетно-посадочной полосы аэропорта Якутска (Республика Саха (Якутия), а также строительство грузопассажирского судна для обеспечения связи Командорских островов и г. Северо-Курильска с г. Петропавловском-Камчатским.

Важнейшим средством реализации транзитного потенциала Дальнего Востока является развитие международных транспортных коридоров "Приморье-1" и "Приморье-2", включающих инфраструктуру пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации, автомобильные и железные дороги, припортовые станции, стивидорные и портовые мощности.

Региональные различия в развитии транспортной инфраструктуры в Российской Федерации в значительной степени определяются влиянием природно-климатических факторов. Так, для территорий Арктической зоны государственная политика в сфере транспорта направлена на повышение уровня жизни населения, мобильности трудовых ресурсов, освоение полезных ископаемых.

Приоритетными направлениями развития транспортной инфраструктуры территории Арктической зоны являются:

развитие Северного морского пути для завоза грузов, необходимых для жизнеобеспечения населения арктического побережья, комплексное развитие Северного морского пути, включающее меры по навигационно-гидрографическому и аварийно-спасательному обеспечению судоходства на трассах Северного морского пути;

ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и снижение экологического ущерба;

модернизация инфраструктуры морских портов, в том числе Архангельска и Мурманска, включая строительство новых терминалов и установление пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации с обеспечением их обустройства с учетом сезонности их функционирования;

развитие и использование объектов инфраструктуры двойного назначения, в том числе развитие морских портов Диксон, Тикси, Певек и Провидения;

строительство объектов морского порта в районе поселка Сабетта, включая создание судоходного подходного канала в Обской губе, в целях транспортного обеспечения развития газодобычи на полуострове Ямал;

повышение качественных характеристик внутренних водных путей;

увеличение пропускной способности участков железнодорожной сети, а также создание железнодорожного широтного хода "Обская - Салехард - Надым - Пангоды - Новый Уренгой - Коротчаево" и железнодорожных подходов к нему;

развитие региональных и внутрирегиональных воздушных перевозок, в том числе государственная поддержка авиапредприятий, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Учет регионального фактора при развитии транспортной системы способствует преодолению существенных различий в экономическом и социальном развитии российских регионов, развитию единого экономического пространства, рациональному межрегиональному разделению труда.

В соответствии с долгосрочными приоритетами государственной политики в сфере транспорта, а также с учетом комплексной оценки текущего состояния транспортной системы определены цели и задачи государственной программы Российской Федерации "Развитие транспортной системы" (далее - Программа).

Цели Программы синхронизированы с целями откорректированной Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года и отражают конечные результаты решения транспортных проблем социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.

Указанные цели достигаются путем решения комплекса взаимосвязанных задач, реализуемых в рамках федеральных целевых программ и подпрограмм Программы.

Программой предусмотрена реализация комплекса мероприятий, которая позволит частично снять инфраструктурные ограничения экономического роста в среднесрочной перспективе и постепенно перейти к новой модели развития транспортной системы на основе современных транспортно-логистических технологий, новых форм организации транспортного процесса и взаимодействия видов транспорта, повышения производительности труда и энергоэффективности, усиления роли научно-технического обеспечения в развитии отрасли.

Сведения о целевых показателях (индикаторах) Программы приведены в приложении N 1.

Сведения о целевых показателях (индикаторах) Программы по субъектам Российской Федерации приведены в приложении N 2.

Перечень основных мероприятий Программы приведен в приложении N 3.

Сведения об основных планируемых мерах правового регулирования в сфере реализации Программы приведены в приложении N 4.

Информация о ресурсном обеспечении реализации Программы за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета приведена в приложении N 5.

В случае выделения дополнительных ассигнований за счет средств федерального бюджета они будут направлены на финансирование приоритетных инвестиционных проектов, реализуемых в том числе на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, включая развитие БАМа и Транссиба.

План реализации Программы на 2017 год и на плановый период 2018 - 2019 годов представлен в приложении N 6.