"Изменение N 1 ГОСТ 12.0.230-2007 Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Общие требования" (введено в действие Приказом Росстандарта от 31.10.2013 N 1334-ст)

 
Введено в действие
Приказом Росстандарта
от 31 октября 2013 г. N 1334-ст
 
Принято
Межгосударственным советом
по стандартизации, метрологии
и сертификации
(протокол N 43 от 07.06.2013)
 

13. ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ, ЗАЩИТА ЧЕЛОВЕКА
ОТ ВОЗДЕЙСТВИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ. БЕЗОПАСНОСТЬ
 
МКС 13.100
 
ИЗМЕНЕНИЕ N 1 ГОСТ 12.0.230-2007
СИСТЕМА СТАНДАРТОВ БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА. СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ
ОХРАНОЙ ТРУДА. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ

 
Зарегистрировано Бюро по стандартам МГС N 7777
За принятие изменения проголосовали национальные органы по стандартизации следующих государств: AZ, GE, KZ, KG, MD, RU, TJ, TM, UZ [коды альфа-2 по МК (ИСО 3166) 004]
Дату введения в действие настоящего изменения устанавливают указанные национальные органы по стандартизации <*>
--------------------------------
<*> Дата введения в действие на территории Российской Федерации - 2014-03-01.
 
По всему тексту стандарта буквенную нумерацию перечислений на английском языке заменить на нумерацию на русском языке (в порядке следования алфавита).
Предисловие. Пункт 5. Заменить ссылку: ГОСТ ИСО 12.0.230-2007 на ГОСТ 12.0.230-2007.
Введение. Второй - четвертый абзацы изложить в новой редакции:
"Требования к системам управления охраной труда разработаны Международной организацией труда (МОТ) на основе широкомасштабного подхода в соответствии с общепризнанными международными принципами, которые определены входящими в МОТ представителями трех сторон социально-трудовых отношений. Этот трехсторонний подход обеспечивает силу, гибкость и надлежащую основу для развития стабильной культуры безопасности труда в организации. Эти добровольно принимаемые к исполнению требования к системам управления охраной труда отражают ценности и средства МОТ, связанные с обеспечением безопасности и охраны здоровья работников.
Практические рекомендации, содержащиеся в настоящем стандарте, предназначены для использования всеми, на кого возложены обязанности и ответственность за управление охраной труда. Они не являются обязательными и не направлены на замену национального законодательства, действующих правил или утвержденных стандартов. Результат их применения не обязательно должен подвергаться сертификации.
Примечание - Сертификация системы управления охраной труда является целесообразной и желательной, но не обязательной процедурой при применении требований настоящего стандарта.
 
На работодателя возлагается непосредственная ответственность и обязанности по организации работ по охране труда. Применение системы управления охраной труда способствует выполнению этих обязанностей. Поэтому настоящий стандарт является практическим инструментом содействия организациям и компетентным учреждениям в осуществлении непрерывного совершенствования деятельности по охране труда".
Раздел 1 изложить в новой редакции:
 
"1. Область применения
 
Применение настоящего стандарта направлено на содействие защите работников от опасных и вредных производственных факторов и исключению связанных с их работой травм, ухудшений здоровья, болезней, смертей, а также инцидентов (опасных происшествий).
На национальном уровне стандарт должен служить:
а) для установления национальных основ применения систем управления охраной труда, подкрепленных национальными законами и иными нормативными правовыми актами;
б) руководящими указаниями по применению добровольных мероприятий по охране труда в организациях, направленных на соблюдение норм и правил, ведущих к непрерывному совершенствованию деятельности в области охраны труда;
в) руководящими указаниями для разработки общенациональных и специальных стандартов и иных нормативных и методических документов по системам управления охраной труда для качественного обеспечения практических потребностей организаций в соответствии с их размером и характером деятельности.
На уровне организации стандарт предназначен:
а) служить руководящими указаниями по объединению элементов системы управления охраной труда в организации в качестве составной части общей политики и системы управления;
б) способствовать активизации всех членов организации, в том числе работодателей, собственников, управленческого персонала, работников и их представителей с целью применения современных принципов и методов управления охраной труда, направленных на непрерывное совершенствование деятельности по охране труда.
Примечание - Под членами организации понимают всех непосредственно связанных с деятельностью организации физических лиц, а не только работников.".
 
Раздел 2. Первый абзац изложить в новой редакции:
"В настоящем стандарте применяемые ниже термины имеют следующие значения с соответствующими определениями:".
Пункты 2.2, 2.4, 2.5, 2.8, 2.9, 2.11, 2.12, 2.14, 2.16, 2.20, 2.23, 2.24 изложить в новой редакции:
"2.2. Комитет (комиссия) по охране труда (safety and health committee): Комитет или комиссия, в состав которых входят представители работников по охране труда и представители работодателя, созданные и функционирующие на уровне организации согласно национальным законам, правилам и практике.
2.4. Компетентное учреждение (competent institution): Государственный орган или другая организация, обладающая полномочиями по определению национальной политики, разработке национальных основ применения систем управления охраной труда в организациях и формулированию соответствующих нормативных документов.
2.5. Наблюдение за производственной средой (surveillance of the working environment): Общий термин, включающий идентификацию и оценку таких факторов окружающей производственной среды, которые могут воздействовать на здоровье работников. Он охватывает оценки санитарно-гигиенических условий труда, факторов организации труда, которые могут представлять риск для здоровья работников, средства коллективной и индивидуальной защиты, воздействие на работников опасных и вредных веществ и системы защиты от них, разработанные для их устранения и снижения. С позиций обеспечения здоровья работников, наблюдение за производственной средой может быть посвящено (но не ограничиваться только ими) проблемам эргономики, профилактике несчастных случаев и заболеваний, гигиене труда на рабочем месте, организации труда и социально-психологическим факторам на работе.
2.8. Опасность (hazard): Производственный фактор, способный причинить травму или нанести иной вред здоровью человека.
2.9. Организация (organization): Компания, фирма, проект, предприятие, учреждение, завод, фабрика, объединение, орган власти, общественный институт или ассоциация и т.п. либо их части, входящие или не входящие в их состав, различных форм собственности, которые имеют собственные функции и управление. В организациях, имеющих более одного структурного подразделения, каждое отдельно взятое структурное подразделение может рассматриваться как организация.
2.11. Оценка риска (risk assessment): Процесс оценивания рисков, вызванных воздействием опасностей на работе, для определения их влияния на безопасность и сохранение здоровья работников.
2.12. Подрядчик (contractor): Физическое лицо или организация, предоставляющее услуги работодателю на территории работодателя в соответствии с согласованными техническими требованиями, сроками и условиями.
2.14. Представители работников по охране труда (workers' safety and health representatives): Представители работников, избранные или назначенные в соответствии с национальными законами или практикой для представления интересов работников по охране труда на месте их работы.
2.16. Место проведения работ (worksite): Физическая зона, находящаяся под контролем работодателя, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть для выполнения трудовых обязанностей.
2.20. Реагирующий мониторинг (reactive monitoring): Проверка того, что допущенные недостатки в мероприятиях по предотвращению и защите от воздействия опасностей и рисков, а также в функционировании системы управления охраной труда, о чем свидетельствуют случившиеся травмы, ухудшения здоровья, болезни и инциденты, идентифицированы и устранены.
2.23. Текущий контроль (active monitoring): Текущая деятельность по проверке того, что меры по предупреждению и регулированию опасностей и рисков, а также мероприятия системы управления охраной труда соответствуют установленным критериям.
2.24. Связанные с работой травмы, ухудшения здоровья и болезни (workrelated injuries, ill health and diseases): Результаты отрицательного воздействия на здоровье работника химических, биологических, физических факторов производственной среды, факторов трудового процесса и организации труда, социально-психологических и иных факторов на работе.
Примечание - Устойчивое словосочетание и важнейшее международное понятие отрицательного воздействия неблагоприятных условий работы, продвигаемое МОТ, включающее в себя перечень всех возможных негативных последствий неблагоприятных условий труда, а не только учетные производственные травмы (несчастные случаи на производстве) и профессиональные болезни.".
Пункт 3. Наименование изложить в новой редакции:
"3. Национальные основы систем управления охраной труда".
Подпункты 3.1.1, 3.1.3, 3.1.4, 3.2.2, 3.3.1 изложить в новой редакции:
"3.1.1. В установленном порядке следует определить компетентное учреждение или несколько учреждений для формулирования, применения и периодического пересмотра согласованной национальной политики по созданию и содействию развития систем управления охраной труда в организациях. Согласованную национальную политику по управлению охраной труда в установленном порядке определяют, реализовывают и периодически пересматривают путем обсуждения с наиболее представительными организациями работодателей и работников и, при необходимости, с другими органами власти или общественными объединениями.
3.1.3. С целью обеспечения согласованности национальной политики по охране труда и мероприятий по ее применению компетентное учреждение должно устанавливать национальные основы систем управления охраной труда для:
а) определения и установления соответствующих функций и обязанностей различных учреждений, призванных осуществлять национальную политику и выполнять соответствующие мероприятия для обеспечения необходимой координации между ними;
б) публикации и периодического пересмотра национального стандарта по добровольному применению и функционированию систем управления охраной труда в организациях;
в) установления в установленном порядке критериев для назначения учреждений, ответственных за разработку, внедрение и применение специальных стандартов по системам управления охраной труда в организациях, и определения их соответствующих обязанностей;
г) обеспечения доступности национальных и специальных стандартов, а также иных руководящих указаний работодателям, работникам и их представителям для использования ими преимуществ национальной политики.
3.1.4. Компетентное учреждение должно проводить мероприятия и обеспечивать инспекции труда, службы охраны труда и другие общественные или частные службы, агентства или учреждения, связанные с охраной труда, включая организации здравоохранения, специализированными руководящими указаниями для содействия и помощи организациям в осуществлении СУОТ.
Примечание - Под службами охраны труда в настоящем стандарте в соответствии с международной практикой понимают внешние для работодателя организации, профессионально оказывающие услуги по охране труда.
 
3.2.2. Руководство МОТ-СУОТ 2001, настоящий стандарт, национальный стандарт и специальные стандарты по системам управления охраной труда должны быть увязаны между собой, предоставляя достаточную гибкость для непосредственного или адаптированного применения на уровне организации.
3.3.1. Специальные стандарты, отражая общие цели настоящего стандарта, должны включать базисные элементы национального стандарта и отражать специфические условия и нужды организаций или групп организаций, учитывая:
а) их размер (крупный, средний и малый) и инфраструктуру; и
б) типы опасностей и значимость рисков".
Раздел 4. Первый абзац изложить в новой редакции:
"Обеспечение охраны труда, включая соответствие требованиям охраны труда, установленным национальными законами и правилами, входит в обязательства и обязанности работодателя. Работодатель должен продемонстрировать свои безусловное руководство и приверженность деятельности по охране труда в организации и организовать создание системы управления охраной труда. Основные элементы системы управления охраной труда - политика, организация, планирование и осуществление, оценка и действия по совершенствованию - представлены на рисунке 2".
Подпункты 4.1.1, 4.1.2, 4.3.1 - 4.3.3 изложить в новой редакции:
"4.1.1. Работодатель, консультируясь с работниками и их представителями, должен изложить в письменном виде политику по охране труда, которая должна:
а) отвечать специфике организации и соответствовать ее размеру и характеру деятельности;
б) быть краткой, четко изложенной, иметь дату и вводиться в действие подписью либо работодателя или по его доверенности, либо самого старшего по должности ответственного лица в организации;
в) распространяться и быть легкодоступной для всех лиц на их месте работы;
г) анализироваться для постоянной пригодности;
д) быть доступной в соответствующем порядке относящимся к делу внешним заинтересованным сторонам.
4.1.2. Политика в области охраны труда должна включать, как минимум, следующие ключевые принципы и цели, выполнение которых организация принимает на себя:
а) обеспечение безопасности и охрану здоровья всех работников организации путем предупреждения связанных с работой травм, ухудшений здоровья, болезней и инцидентов;
б) соблюдение соответствующих национальных законов и иных нормативных правовых актов, программ по охране труда, коллективных соглашений по охране труда и других требований, которые организация обязалась выполнять;
в) обязательства по проведению консультаций с работниками и их представителями и привлечению их к активному участию во всех элементах системы управления охраной труда;
г) непрерывное совершенствование функционирования системы управления охраной труда.
4.3.1. Работодатель должен нести всеобъемлющие обязательства и ответственность по обеспечению безопасности и охране здоровья работников и обеспечивать руководство деятельностью по охране труда в организации.
4.3.2. Работодатель и руководители высшего звена должны распределять обязанности, ответственность и полномочия по разработке, осуществлению и результативному функционированию системы управления охраной труда и достижению соответствующих целей по охране труда.
Должны быть установлены структуры и процессы, которые бы:
а) обеспечивали управление охраной труда в виде линейной управленческой функции, известной и признанной на всех уровнях;
б) определяли и доводили до членов организации обязанности, ответственность и полномочия лиц, которые выявляют, оценивают или регулируют опасности и риски охраны труда;
в) осуществляли при необходимости эффективное оперативное руководство, чтобы гарантировать обеспечение безопасности и охрану здоровья работников;
г) способствовали сотрудничеству, передаче и обмену информацией между членами организации, включая работников и их представителей, при осуществлении элементов системы управления охраной труда данной организации;
д) соблюдали принципы построения систем управления охраной труда, содержащиеся в соответствующих национальном стандарте, специальных стандартах или иных руководствах, а также в добровольных программах, осуществление которых организация приняла на себя;
е) устанавливали и осуществляли ясную политику по охране труда и измеримые цели;
ж) устанавливали эффективные мероприятия по идентификации и устранению или ограничению опасностей и рисков и способствовали сохранению здоровья на работе;
КонсультантПлюс: примечание.
Нумерация подпунктов дана в соответствии с официальным текстом документа.
и) устанавливали программы профилактики заболеваний и оздоровления;
к) гарантированно обеспечивали эффективные мероприятия по полному участию работников и их представителей в выполнении политики по охране труда;
л) предоставляли необходимые ресурсы для того, чтобы лица, несущие обязанности по охране труда, включая членов комитета (комиссии) по охране труда, могли правильно выполнять свои функции; и
м) гарантированно обеспечивали эффективные мероприятия для полного участия работников и их представителей в комитетах (комиссиях) по охране труда там, где они существуют.
4.3.3. На уровне руководителей высшего звена организации должно быть назначено лицо или лица, наделенные обязанностями, ответственностью и полномочиями по:
а) развитию, применению, периодическому анализу и оценке системы управления охраной труда;
б) периодической отчетности высшему руководству о результативности функционирования системы управления охраной труда;
в) содействию в участии всех членов организации".
Пункт 4.4. Заменить знак сноски: <2> на <*>;
сноску изложить в новой редакции:
"<*> Компетентность по охране труда включает образование, опыт работы и подготовку либо их сочетание".
Пункты 4.4.1 - 4.4.3, 4.5.1, 4.5.3 - 4.5.5, 4.6.1, 4.7.2, 4.8.1 изложить в новой редакции:
"4.4.1. Требования к необходимой компетентности по охране труда должны быть определены работодателем. При этом следует устанавливать и поддерживать в рабочем состоянии мероприятия, обеспечивающие наличие у всех лиц необходимой компетентности для выполнения своих служебных обязанностей и обязательств, относящихся к обеспечению безопасности и охране здоровья.
4.4.2. Работодатель должен быть достаточно компетентным (или иметь возможность стать им) в области охраны труда для определения и устранения или регулирования опасностей и рисков, связанных с работой, и применения системы управления охраной труда.
4.4.3. Программы подготовки, осуществляемые в рамках требований, упомянутых в 4.4.1, должны:
а) охватывать всех членов организации в соответствующем порядке;
б) проводиться компетентными лицами;
в) предусматривать эффективную и своевременную первоначальную и повторную подготовку с соответствующей периодичностью;
г) включать оценку слушателями доступности и прочности усвоения материала подготовки;
д) периодически анализироваться. Анализ должен включать анализ подготовки членами комитета (комиссии) по охране труда, там, где они существуют, и программ подготовки, пересматриваемых, по мере необходимости, для гарантированного обеспечения их соответствия и эффективности; и
е) документироваться в установленном порядке и сообразно размеру и характеру деятельности организации.
4.5.1. В зависимости от размера, характера и вида деятельности организации следует устанавливать и совершенствовать документацию системы управления охраной труда, которая может содержать:
а) политику и цели организации по охране труда;
б) распределение ключевых управленческих ролей по охране труда и обязанностей по применению системы управления охраной труда;
в) наиболее значительные опасности/риски, вытекающие из деятельности организации, и мероприятия по их предупреждению и снижению;
г) положения, процедуры, методики, инструкции или другие внутренние документы, используемые в рамках системы управления охраной труда.
4.5.3. Записи данных по охране труда должны устанавливаться, управляться и поддерживаться в рабочем состоянии на местах в соответствии с потребностями организации. Они должны быть идентифицируемыми и отслеживаемыми, а срок их хранения должен быть точно определен.
Примечание - Записи данных - общепринятое в практике системного управления наименование документов, фиксирующих прошедшие события и факты. В охране труда эти данные нужны при расследовании.
 
4.5.4. Работники должны иметь право доступа к записям данных, относящимся к их производственной среде и здоровью, с учетом требований конфиденциальности.
4.5.5. Записи данных по охране труда могут включать:
а) записи данных, вытекающие из осуществления системы управления охраной труда;
б) записи данных о связанных с работой травмах, ухудшениях здоровья, болезнях и инцидентах;
в) записи данных, вытекающие из национальных законов или правил по охране труда;
г) записи данных о воздействиях вредных производственных факторов на работников и наблюдений за производственной средой и за состоянием здоровья работников; и
д) результаты текущего контроля и реагирующего мониторинга.
4.6.1. Следует устанавливать, обеспечивать применение и своевременно вносить изменения в мероприятия и процедуры для:
а) получения, документирования и реагирования на внешние и внутренние сообщения, связанные с охраной труда;
б) обеспечения внутренней передачи и обмена информацией по охране труда между соответствующими уровнями и функциональными структурами организации;
в) обеспечения получения, гарантированного рассмотрения и подготовки ответов на запросы, идеи и предложения работников и их представителей по охране труда.
4.7.2. Исходный анализ проводят компетентные лица с учетом обсуждения с работниками организации и (или) их представителями. Они должны:
а) определить действующие национальные законы и правила, национальные и специальные стандарты, программы по охране труда и другие требования, соблюдение которых организация принимает на себя;
б) идентифицировать, предвидеть и оценить опасности и риски для безопасности и здоровья, вытекающие из существующей или предполагаемой производственной среды и организации труда;
в) определить адекватность планируемых или действующих мер защиты для устранения опасностей или ограничения рисков;
г) проанализировать результаты наблюдений за состоянием здоровья работников.
4.8.1. Целью планирования должно быть создание системы управления охраной труда, поддерживающей:
а) как минимум, соответствие с национальными законами и правилами;
б) основные элементы системы управления охраной труда в организации;
в) непрерывное совершенствование деятельности по охране труда".
Пункт 4.9. Наименование изложить в новой редакции:
"4.9. Цели по охране труда".
Подпункт 4.9.1 изложить в новой редакции:
"4.9.1. В соответствии с политикой по охране труда и на основе исходного или последующих анализов следует установить измеримые цели охраны труда, которые должны быть:
а) специфичными для организации, а также приемлемыми и соответствующими ее размеру и характеру деятельности;
б) согласованными с требованиями соответствующих и применимых национальных законов и правил, а также с техническими и коммерческими обязательствами организации, относящимися к охране труда;
в) направленными на непрерывное совершенствование защитных мероприятий охраны труда работников для достижения наилучшей результативности деятельности по охране труда;
г) реалистичными и достижимыми;
д) задокументированными и доведенными до всех соответствующих функциональных структур и уровней организации; и
е) периодически оцениваемыми и, в случае необходимости, обновляемыми".
Подпункт 4.10.1. Наименование изложить в новой редакции:
"4.10.1. Предупредительные и регулирующие меры".
Подпункты 4.10.1.1, 4.10.1.2 изложить в новой редакции:
"4.10.1.1. Опасности и риски для безопасности и здоровья работников должны быть определены и оценены на постоянной основе.
Предупредительные и регулирующие меры должны быть осуществлены в следующем порядке приоритетности:
а) устранение опасности/риска;
б) ограничение опасности/риска в его источнике путем использования технических средств коллективной защиты или организационных мер;
в) минимизация опасности/риска путем проектирования безопасных производственных систем, включающих меры административного ограничения суммарного времени контакта с вредными и опасными производственными факторами;
г) там, где оставшиеся опасности/риски не могут быть ограничены средствами коллективной защиты, работодатель должен бесплатно предоставить работникам соответствующие средства индивидуальной защиты, включая спецодежду, и принять меры по обеспечению их использования и поддержания в рабочем состоянии.
4.10.1.2. Следует установить процедуры или мероприятия по предупреждению и регулированию опасностей и рисков, которые должны:
а) соответствовать опасностям и рискам, наблюдающимся в организации;
б) регулярно анализироваться и, при необходимости, модифицироваться;
в) выполнять требования национальных законов и иных нормативных правовых актов и отражать передовой опыт;
г) учитывать текущее состояние знаний, включая информацию или отчеты организаций, таких как инспекции труда, службы охраны труда и других служб, в соответствии с обстоятельствами".
Подпункт 4.10.3. Наименование изложить в новой редакции:
"4.10.3. Предупреждение аварийных ситуаций, готовность к ним и реагирование".
Подпункты 4.10.3.1, 4.10.3.2, 4.10.4.1, 4.10.5.2 изложить в новой редакции:
"4.10.3.1. Следует установить и поддерживать в рабочем состоянии мероприятия по предупреждению аварийных ситуаций, обеспечению готовности к ним и реагированию. Эти мероприятия должны определять возможный характер и масштаб несчастных случаев и аварийных ситуаций и предусматривать предупреждение связанных с ними рисков в сфере охраны труда. Все мероприятия должны быть разработаны в соответствии с размером и характером деятельности организации.
Они должны:
а) гарантировать, что имеющаяся необходимая информация, внутренние коммуникативное взаимодействие и координация обеспечат защиту всех людей в случае аварийной ситуации в рабочей зоне;
б) предоставлять информацию соответствующим компетентным органам, территориальным структурам окружающего района и службам аварийного реагирования и обеспечивать коммуникативное взаимодействие с ними;
в) предусматривать оказание первой и медицинской помощи, противопожарные мероприятия и эвакуацию всех людей, находящихся в рабочей зоне; и
г) предоставлять соответствующую информацию и возможность подготовки всем членам организации на всех уровнях, включая проведение регулярных тренировок по предупреждению аварийных ситуаций, обеспечению готовности к ним и реагированию.
4.10.3.2. Мероприятия по предупреждению аварийных ситуаций, обеспечению готовности к ним и реагированию должны быть согласованы с внешними аварийными службами и другими органами там, где это необходимо.
4.10.4.1. Следует установить и поддерживать в рабочем состоянии процедуры, гарантированно обеспечивающие порядок, при котором:
а) соответствие с требованиями обеспечения безопасности и охраны здоровья в организации будет идентифицировано, оценено и включено в условия материально-технического снабжения и аренды;
б) требования национальных законов и правил, а также собственные требования организации по охране труда будут идентифицированы до приобретения товаров и услуг; и
в) мероприятия по достижению соответствия с этими требованиями будут выполнены до использования этих товаров и услуг.
4.10.5.2. Мероприятия в отношении подрядчиков, работающих на площадке организации, должны:
а) включать критерии охраны труда в процедуры оценки и выбора подрядчиков;
б) устанавливать эффективную текущую связь и координацию между соответствующими уровнями управления организации и подрядчиком до начала работы. При этом следует обеспечить условия для информирования об опасностях и меры по предупреждению и ограничению их воздействия;
в) включать мероприятия по уведомлению о травмах, ухудшениях здоровья, болезнях и инцидентах с работниками подрядчика при выполнении работ для организации;
г) обеспечивать соответствующие ознакомление с опасностями рабочих мест для обеспечения безопасности и охраны здоровья и подготовку для подрядчиков или их работников перед началом работы или в ходе работы, в зависимости от необходимости;
д) методично отслеживать соблюдение требований охраны труда в деятельности подрядчика на площадке организации; и
е) гарантировать, что требуемые процедуры и мероприятия по охране труда на площадке организации будут выполнены подрядчиком (подрядчиками)".
Пункт 4.11. Наименование изложить в новой редакции:
"4.11. Мониторинг исполнения и оценка результативности".
Подпункты 4.11.2, 4.11.4, 4.11.6, 4.11.7 изложить в новой редакции:
"4.11.2. Выбор показателей деятельности проводят в соответствии с размерами и характером деятельности организации и целями охраны труда.
4.11.4. Мониторинг исполнения (контроль за исполнением) и оценка результативности должны:
а) использоваться как средства для определения степени, с которой политика и цели по охране труда осуществляются, а риски регулируются;
б) включать результаты как текущего контроля, так и реагирующего мониторинга, и не опираться только на статистику связанных с работой травм, ухудшений здоровья, болезней и инцидентов; и
в) фиксироваться документально.
4.11.6. Текущий контроль должен содержать элементы, необходимые для функционирования упреждающей системы профилактических мер и предупредительных мероприятий, и включать:
а) контроль выполнения конкретных планов, установленных критериев результативности исполнения и целей;
б) систематическую проверку производственных систем, помещений, цехов и оборудования;
в) наблюдение за производственной средой, включая организацию труда;
г) наблюдение за состоянием здоровья работников, где это целесообразно, путем соответствующих медицинских осмотров, в том числе периодических, для раннего выявления признаков и симптомов нарушения здоровья с целью определения эффективности профилактических и регулирующих мер;
д) оценку соответствия с применимыми национальными законами и иными нормативными актами, коллективными соглашениями и другими обязательствами по охране труда, принятыми на себя организацией.
4.11.7. Реагирующий мониторинг должен включать определение, уведомление и расследование:
а) связанных с работой травм, ухудшений здоровья (включая мониторинг совокупных данных о временной нетрудоспособности), болезней и инцидентов;
б) других потерь, таких как имущественный ущерб;
в) неудовлетворительных результатов деятельности по выполнению требований безопасности и охраны здоровья и недостатков системы управления охраной труда;
г) программ трудовой реабилитации и восстановления здоровья работников".
Пункт 4.12. Наименование изложить в новой редакции:
"4.12. Расследование связанных с работой травм, ухудшений здоровья, болезней и инцидентов и их воздействие на деятельность по обеспечению безопасности и охраны здоровья".
Подпункты 4.12.1, 4.12.5, 4.13.3, 4.13.4, 4.14.3, 4.14.4, 4.16.1 изложить в новой редакции:
"4.12.1. Расследование возникновения и первопричин связанных с работой травм, ухудшений здоровья, болезней и инцидентов должно выявлять любые недостатки в системе управления охраной труда и быть задокументировано.
4.12.5. Корректирующие действия, вытекающие из подобных расследований, выполняют в целях предотвращения повторения связанных с работой травм, ухудшений здоровья, болезней и инцидентов.
4.13.3. В зависимости от целесообразности проверка включает оценку элементов системы управления охраной труда в организации или ее подсистем.
Проверка должна охватывать:
а) политику в области охраны труда;
б) участие работников и (или) их представителей;
в) обязанности и ответственность;
г) компетентность и подготовку;
д) документацию системы управления охраной труда;
е) передачу и обмен информацией;
ж) планирование, развитие и функционирование системы управления охраной труда;
КонсультантПлюс: примечание.
Нумерация подпунктов дана в соответствии с официальным текстом документа.
и) предупредительные и регулирующие меры;
к) управление изменениями;
л) предупреждение аварийных ситуаций, готовность к ним и реагирование;
м) снабжение;
н) подрядные работы;
КонсультантПлюс: примечание.
Нумерация подпунктов дана в соответствии с официальным текстом документа.
п) мониторинг исполнения и оценку результативности;
р) расследование связанных с работой травм, ухудшений здоровья, болезней и инцидентов и их воздействие на деятельность по обеспечению безопасности и охране здоровья;
с) анализ функционирования управления охраной труда руководством;
т) предупредительные и корректирующие действия;
у) непрерывное совершенствование;
ф) любые другие цели и объекты в зависимости от необходимости.
4.13.4. В выводах проверки должно быть определено, являются ли функционирующие элементы системы управления охраной труда или их подсистемы:
а) эффективными для реализации политики и целей организации по охране труда;
б) эффективными для содействия полному участию работников;
в) реагирующими на оценку результативности деятельности по охране труда и предыдущих проверок;
г) обеспечивающими соответствие требованиям национальных законов и правил, относящихся к деятельности организации;
д) обеспечивающими непрерывное совершенствование и применение передового опыта по охране труда.
4.14.3. Анализ функционирования системы управления охраной труда руководством должен учитывать:
а) результаты расследования связанных с работой травм, ухудшений здоровья, болезней и инцидентов, наблюдения и измерения результатов деятельности и проверок;
б) дополнительные внутренние и внешние факторы, а также изменения, включая организационные, которые могут влиять на систему управления охраной труда.
4.14.4. Выводы из анализа функционирования системы управления охраной труда руководством должны быть документально зафиксированы и официально доведены до сведения:
а) лиц, ответственных за конкретный(е) элемент(ы) системы управления охраной труда для принятия соответствующих мер;
б) комитета (комиссии) по охране труда, работников и их представителей.
4.16.1. Следует устанавливать и своевременно выполнять мероприятия по непрерывному совершенствованию соответствующих элементов системы управления охраной труда и системы управления охраной труда в целом.
Эти мероприятия должны учитывать:
а) цели организации по охране труда;
б) результаты идентификации и оценки опасных и вредных производственных факторов и рисков;
в) результаты контроля за исполнением и оценки результативности исполнения;
г) расследования связанных с работой травм, ухудшений здоровья, болезней и инцидентов, результаты и рекомендации проверок/аудитов;
д) выходные данные (выводы) анализа управления системы управления охраной труда руководством;
е) предложения по совершенствованию, поступающие от всех членов организации, включая комитеты (комиссии) по охране труда там, где они существуют;
ж) изменения в национальных законах и иных нормативных правовых актах, программах по охране труда, а также коллективных соглашениях;
и) новую информацию в области охраны труда;
к) результаты выполнения программ защиты и поддержки здоровья".
Раздел "Библиография" и сноску изложить в новой редакции:
 
"Библиография
 
Со времени своего основания в 1919 г. МОТ разработала и приняла 19 международных Конвенций (и сопровождающих их 19 Рекомендаций), имеющих прямое отношение к охране труда, а также много сводов правил и технических документов по различным аспектам этого вопроса. Они представляют собой внушительный по объему свод определений, принципов, обязательств, обязанностей и прав, а также технические руководства, отражающие согласованные точки зрения входящих в МОТ представителей трех сторон социально-трудовых отношений из 185 <*> стран - членов по большинству направлений охраны труда.
--------------------------------
<*> По данным на июнь 2012 г.".
 
 

Открыть полный текст документа

Документ недоступен на сайте

Данный документ доступен в коммерческой версии системы КонсультантПлюс. Вы можете купить систему или заказать ее бесплатную демонстрацию.


Для ознакомления с текстом данного документа можно обратиться в региональный информационный центр (РИЦ) Сети КонсультантПлюс, расположенный в Вашем городе/регионе.

Дополнительная информация к документу

Дополнительная информация к документу или его части по значку i (разъяснения, комментарии, судебная практика) представлена в коммерческой версии системы КонсультантПлюс.


На сайте возможность недоступна.

Редакции документа

В коммерческой версии системы КонсультантПлюс представлены все редакции документа (в том числе с изменениями, не вступившими в силу):


- указан период действия редакции

- можно найти редакцию на определённую дату

- можно сравнить редакции друг с другом


На сайте не представлены редакции документа

Закрыть