Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

Материалы ответственных сварных конструкций. Сварка и контроль качества сварки

Материалы ответственных сварных конструкций. Сварка

и контроль качества сварки

51. Материалы (основные и сварочные) для изготовления и ремонта элементов ответственных сварных конструкций эскалатора необходимо выбирать с учетом температурных условий эксплуатации, транспортирования и монтажа оборудования в соответствии с указаниями по выбору материалов для сварных стальных конструкций эскалаторов.

52. К ответственным (расчетным) сварным конструкциям относятся:

каркас ступени;

конструкции подъемно-транспортного оборудования машинного помещения;

входная площадка;

рама и плиты перекрытия, а также их опоры;

направляющие рабочей ветви лестничного полотна;

рычаги и рамы тормозов;

металлоконструкции зон, обозначенных на рисунке, приведенном в приложении N 6 к настоящим ФНП;

отдельные конструкции площадок обслуживания и ограждений.

53. Принадлежность каждой составной части эскалатора к расчетной сварной конструкции обязательно должна быть отражена в технической документации.

54. Соответствие применяемого металла стандарту должно быть подтверждено сертификатом организации - поставщика металла либо после его контроля с выдачей свидетельства изготовителя или лаборатории неразрушающего контроля.

55. Технологию сварки разрабатывает организация, осуществляющая изготовление, модернизацию, ремонт эскалатора или специализированная организация по сварке. Для свариваемых конструкций толщиной свыше 10 мм после сварки ответственных узлов в случае необходимости предусматривается термообработка.

56. К сварке расчетных конструкций эскалатора допускаются только обученные и аттестованные сварщики, прошедшие проверку знаний в соответствии с Правилами аттестации сварщиков и специалистов сварочного производства, утвержденными постановлением Госгортехнадзора России от 30.10.1998 N 63 (зарегистрировано в Минюсте России 04.03.1999, рег. N 1721), с изменениями, внесенными приказом Ростехнадзора от 17.10.2012 N 588 (зарегистрировано в Минюсте России 23.11.2012, рег. N 25903).

57. Сварочные материалы, применяемые для сварки расчетных конструкций эскалатора, должны обеспечивать механические свойства металла шва и сварного соединения (пределы прочности и текучести, относительное удлинение, ударная вязкость) не ниже нижнего предела свойств основного металла конструкции, установленного для данной марки стали стандартом или техническими условиями.

58. При применении в одном соединении несущих металлоконструкций сталей разных марок механические свойства наплавленного металла должны соответствовать свойствам стали с наибольшим пределом прочности.

59. Тип, марки электродов, присадочных металлов, флюсов и защитных газов должны быть указаны в конструкторской и технологической документации на изготовление, модернизацию или ремонт эскалатора.

60. Прихватки при сборке должен выполнять сварщик той же квалификации, с использованием тех же сварочных материалов, что и при выполнении сварных швов.

61. Сварные соединения ответственных (расчетных) конструкций подлежат маркировке с указанием клейма сварщика, позволяющей идентифицировать сварщика, выполнившего сварку. При выполнении сварного соединения несколькими сварщиками на нем должны быть поставлены клейма всех сварщиков, участвующих в сварке.

62. При выполнении всех сварных соединений одним сварщиком разрешено указывать клеймо сварщика в одном месте, заключенном в рамку, наносимую несмываемой краской. Место клеймения указывается в технической документации.

63. Способ маркировки должен исключать наклеп, подкалку или недопустимое уменьшение толщины металла и обеспечить сохранность маркировки в течение всего периода эксплуатации эскалатора.

64. Контроль качества сварных соединений, проводимый отделом технического контроля при изготовлении, модернизации и ремонте эскалатора, необходимо осуществлять:

визуальным осмотром и измерением;

радиографическим или ультразвуковым методом;

механическими испытаниями контрольных образцов;

иными методами неразрушающего контроля.

65. Результаты контроля сварных соединений вновь изготовленного эскалатора должны быть записаны в паспорте эскалатора. Визуальному осмотру и измерению подлежат все сварные соединения в целях выявления в них трещин, прожогов, непроваров, наплывов.

66. Если внутренняя поверхность сварного соединения недоступна для осмотра, то его проводят только с наружной стороны. По результатам визуального осмотра и измерения должен быть составлен акт.

67. Контролю радиографическим, ультразвуковым или другими методами подвергают расчетные стыковые сварные соединения в полном объеме. Перечень таких швов должен быть отражен в конструкторской документации.

68. Контроль механических свойств сварных соединений, выполненных контактной точечной сваркой, осуществляют методом технологических проб.

69. Оценка качества сварных соединений по результатам визуального осмотра и измерения, контроля радиографическим, ультразвуковым или иными методами, механических испытаний контрольных образцов должна быть произведена в соответствии с нормативно-технической документацией, содержащей нормы оценки качества сварных соединений, исключающие выпуск изделий с дефектами, которые снижают их прочность и эксплуатационную надежность.

70. В сварных соединениях, выполненных дуговой сваркой, не допускаются следующие дефекты:

трещины;

прожоги;

непровары;

наплывы;

подрезы основного металла глубиной более 0,5 мм, длиной более 20 мм и суммарной протяженностью более 10% длины соединения.

71. В сварных стыковых соединениях, выполненных дуговой сваркой, наряду с указанными выше дефектами не допускаются поры и шлаковые включения диаметром более 1,0 мм при толщине свариваемого металла до 20 мм и более 5% при толщине основного металла более 20 мм, а также более двух дефектов на участке шва длиной 200 мм при расстоянии между дефектами менее 50 мм.

72. В сварных соединениях, выполненных контактной точечной сваркой, не допускаются следующие дефекты:

прожоги;

трещины;

непровары;

отклонение точек от оси их расположения и нарушение шага между центрами соседних точек в ряду на величину, превышающую диаметр точки;

уменьшение размеров ядра точки по диаметру на величину более 25%;

наружный и внутренний выплески;

вмятины от электрода глубиной более 25% от толщины металла для 25% точек и более 20% от толщины металла для остальных точек.

При сварке металлов разной толщины допустимая величина вмятин определяется толщиной более тонкого металла.

73. Допускаются без исправления 5% дефектных точек на сварном соединении при условии, что между дефектными точками не менее 5 качественных точек и дефектные точки не расположены в начале и конце соединения.

74. Дефектных точек, подлежащих исправлению, должно быть не более 25% общего количества точек на одном сварном соединении.

75. Наличие дефектов свыше норм, установленных техническими условиями на изготовление, ремонт и модернизацию эскалатора, не допускается.

76. Механические испытания сварных соединений проводят на контрольных образцах в целях проверки соответствия прочностных и пластических характеристик сварного соединения.

77. Периодичность механических испытаний устанавливает организация-изготовитель.

78. Контрольные образцы должен сваривать каждый сварщик, принимавший участие в сварке металлоконструкций эскалатора.

79. Контрольные образцы для проверки механических свойств сварного соединения свариваются встык независимо от вида сварного соединения изделий и испытываются на растяжение и изгиб.

80. Результаты механических испытаний считаются удовлетворительными, если:

временное сопротивление и угол изгиба сварного шва не меньше нижнего предела временного сопротивления металла и угла изгиба, установленного для данной марки стали стандартом или техническими условиями;

угол загиба не менее 100 градусов.

81. Для отдельных образцов допускается снижение указанных показателей не более чем на 10% при сохранении средней величины результатов испытаний.

82. Дефекты сварных швов, выявленные при контроле сварных соединений, должны быть устранены с проведением последующего контроля исправленного участка по технологии организации-изготовителя или ремонтной организации.

83. Качество сварных соединений считается неудовлетворительным, если при любом виде контроля будут обнаружены внутренние или наружные дефекты, выходящие за пределы норм, установленных техническими условиями на изготовление, модернизацию или ремонт эскалатора.