5.3. Выводы Апелляционной палаты Суда

В соответствии со статьей 2 Договора о Комиссии Таможенного союза от 6 октября 2007 года экономическая обоснованность принимаемых решений является не основополагающим принципом функционирования и деятельности Комиссии Таможенного союза, как указывается в жалобе, а одним из принципов, на основе которых Комиссия Таможенного союза осуществляет свою деятельность. Статьей 3 данного Договора установлено, что Комиссия осуществляет свою деятельность в пределах полномочий, предусмотренных Договором, другими международными договорами между Сторонами, а также решениями высшего органа Таможенного союза. Это означает, что не все решения Комиссии Таможенного союза в обязательном порядке должны содержать экономическое обоснование, а лишь те, которые могут повлечь снижение поступления ввозных таможенных пошлин или дополнительные расходы.

Согласно пункту 7 Правил процедуры Комиссии Таможенного союза, утвержденных Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества (высшего органа Таможенного союза) на уровне глав государств от 27 ноября 2009 года N 15 (далее - Правила процедуры), в пакет документов и материалов, предоставляемых при рассмотрении вопросов, включаются финансово-экономические расчеты (при необходимости).

По мнению Апелляционной палаты Суда необходимость экономического обоснования решения Комиссии Таможенного союза должна исходить из основных целей, задач и принципов создания и функционирования Евразийского экономического сообщества, Таможенного союза и Единого экономического пространства. В соответствии с Договором об учреждении Евразийского экономического сообщества от 10 октября 2000 года государства-участники стремятся обеспечить свое динамичное развитие при эффективном использовании экономических потенциалов для повышения уровня жизни своих народов. Основными целями формирования Единого экономического пространства согласно Договору о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве от 26 февраля 1999 года являются эффективное функционирование общего (внутреннего) рынка товаров, услуг, капитала и труда; создание условий стабильного развития структурной перестройки экономики Сторон в интересах повышения жизненного уровня их населения; проведение согласованной налоговой, денежно-кредитной, валютно-финансовой, торговой, таможенной и тарифной политики; развитие единых транспортных, энергетических и информационных систем; создание общей системы мер государственной поддержки развития приоритетных отраслей экономики, производственной и научно-технологической кооперации.

Экономическое обоснование предлагаемого решения должно содержать экономическую полезность и оценку последствий. Если принятие решения может нанести ущерб межгосударственному экономическому образованию, то Комиссия Таможенного союза (Евразийская экономическая комиссия), исходя из целей и задач экономического сообщества, обязана обосновать отсутствие или незначительность отрицательных экономических последствий.

Экономическое обоснование, безусловно, необходимо при принятии решений, предусматривающих снижение эффективности согласованной сторонами налоговой, денежно-кредитной, валютно-финансовой, торговой, таможенной и тарифной политики, уменьшение поступления сборов и платежей, а также увеличение расходов.

По мнению Апелляционной палаты Суда, решения, устанавливающие порядок применения освобождения от уплаты таможенных пошлин при ввозе отдельных категорий товаров на единую таможенную территорию Таможенного союза, в том числе обязательство по уплате таможенной пошлины при нарушении порядка использования предоставленной тарифной льготы, не требуют экономического обоснования, так как направлены на добросовестное исполнение договорных обязательств.

Согласно статье 31 Венской конвенции при толковании норм международных договоров наряду с контекстом должны учитываться: любое последующее соглашение между участниками относительно толкования договора или применения его положений; последующая практика применения договора, которая устанавливает соглашение участников относительно его толкования; любые соответствующие нормы международного права, применяемые в отношениях между участниками.

В пункте 64 Регламента работы Евразийской экономической комиссии, утвержденного Решением Высшего Евразийского экономического совета от 18 ноября 2011 года N 1, как и в Правилах процедуры, предусмотрено, что комплект документов и материалов при подготовке проектов решений включает в себя расчеты и финансово-экономическое обоснование объема расходов. В нормативном правовом акте произведена оговорка "при необходимости" и уточнено, что финансово-экономическое обоснование необходимо лишь при определении объема расходов. При этом экономическое обоснование для установления обязательств по соблюдению ограничений по использованию предоставленных тарифных льгот не требуется.

Так как пункт 4 Порядка не влечет снижение поступления таможенных пошлин и не предусматривает расходов, по мнению Апелляционной палаты Суда, экономического обоснования для его принятия не требовалось.

Следует отметить, что Заявитель оспаривает несоответствие пункта 4 Порядка, утвержденного Решением N 728, международным договорам, заключенным в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства, в том числе и по признаку отсутствия экономической обоснованности. Вместе с тем Решение N 728 лишь утверждает Порядок, включающий несколько пунктов. ООО "СеверАвтоПрокат" указывает на статью 2 Договора о Комиссии Таможенного союза от 6 октября 2007 года, предусматривающую, что решения Комиссии должны содержать экономическое обоснование. Норма Договора предполагает экономическое обоснование решения, а не каждого его пункта. В то же время Заявитель полагает, что отсутствие экономического обоснования отдельно взятого пункта 4 Порядка влечет его несоответствие принципам функционирования и деятельности Комиссии. Таким образом, принцип экономической обоснованности Решения N 728 подменяется принципом экономического обоснования каждого пункта Порядка, что не согласуется с понятийным аппаратом правового акта.

Кроме того, ООО "СеверАвтоПрокат" не предоставил доказательств, подтверждающих как то, что Комиссией Таможенного союза при принятии пункта 4 Порядка допущено нарушение принципа экономической обоснованности, так и несостоятельность вывода Коллегии Суда в этой части. Указанное позволяет Апелляционной палате Суда сделать вывод о том, что Коллегия Суда правомерно посчитала формальный аргумент Заявителя недостаточным для признания пункта 4 Порядка не соответствующим международным договорам, заключенным в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства. Апелляционная палата Суда считает довод Заявителя формальным, поскольку он не утверждает, что наличие финансово-экономического обоснования дало бы иные результаты и привело бы к принятию Комиссией Таможенного союза другого решения. Заявителем не представлены никакие собственные расчеты и обоснования, показывающие экономическую несостоятельность Решения N 728. Такая позиция Заявителя является по аналогии с решением Суда Европейского союза от 17 декабря 2008 года по делу Т-462/04 HEG and Graphite India v Council основанием к непринятию довода ООО "СеверАвтоПрокат".

Таким образом, Апелляционная палата Суда считает, что второй довод Заявителя носит формальный характер и не может служить основанием для отмены решения Коллегии Суда.