IV. Выводы Апелляционной палаты Суда

Апелляционная палата Суда соглашается с выводом Коллегии Суда о том, что допускается ситуация, при которой правовое регулирование отношений, связанных с перемещением товаров через таможенную границу ТС, их перевозкой по единой таможенной территории ТС под таможенным контролем, временным хранением, таможенным декларированием, выпуском и использованием в соответствии с таможенными процедурами, проведением таможенного контроля, уплатой таможенных платежей, а также властных отношений между таможенными органами и лицами, реализующими права владения, пользования и распоряжения указанными товарами, осуществляется в соответствии с таможенным законодательством ТС, а в части, не урегулированной таким законодательством, до установления соответствующих правоотношений на уровне таможенного законодательства ТС - в соответствии с законодательством государств - членов ТС.

Возможность подобного регулирования основана на следующих обстоятельствах: международное право базируется на единых принципах, международные договоры, заключенные в рамках ВТО, позволяют и приветствуют создание таможенных союзов (статья XXIV Генерального соглашения о тарифах и торговле 1947 года как части Генерального соглашения о тарифах и торговле 1994 года). При этом таможенные союзы также строятся на единых принципах, образуют единый правопорядок и единое регулирование правоотношений, соединяя в своем правовом регулировании нормы самих интеграционных объединений и нормы национального законодательства государств-членов.

Допустимость правового регулирования, при котором часть нормы закреплена на уровне международных договоров интеграционного объединения, а часть нормы (как правило, установление ответственности) содержится в национальном законодательстве, подтверждена практикой и иных интеграционных объединений. Так, в решениях Case C-341/94 Allain [1996], Case C-36/94 Reise v Director de Alfandega de Alcantara [1995], Case C-210/91 Commission v Greece [1992], Case 50/76 Amsterdam Bulb v Produktschap voor Siergewassen [1977], Case 240/81 Einberger v Hauptzollamt Freiburg [1982] ECR 3699 Суд Европейского союза установил возможность существования единой коммунитарной нормы в актах права Европейского союза и в национальном праве государств, входящих в Европейский союз.

В связи с изложенным Апелляционная палата Суда констатирует, что подобное регулирование возможно в интеграционных объединениях, особенно на начальном этапе их существования, но таит в себе опасность разночтений этих нормоположений в государствах-членах. Вместе с тем Договором об учреждении Евразийского экономического сообщества от 6 октября 2007 года предусмотрен защитный механизм создания единообразного коммунитарного толкования правовой нормы, части которой находятся в различных системах права. Таким механизмом является единообразное прочтение Договора, акта КТС и национального закона исходя из целей, задач и принципов интеграции и с учетом верховенства норм права ТС и Единого экономического пространства. Таким образом, единое правовое регулирование отношений в рамках ТС и Единого экономического пространства осуществляется с учетом толкования этих норм Судом ЕврАзЭС.

Апелляционная палата Суда считает обоснованным вывод Коллегии Суда о том, что нарушением условия, предусмотренного абзацем третьим пункта 4 Порядка, является заключение договора, предусматривающего переход права собственности на товары, ввезенные с освобождением от таможенных пошлин, независимо от других условий, определенных таким договором.

В соответствии с подпунктом 1) пункта 1 статьи 200 ТК ТС условно выпущенными считаются товары, помещенные под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, в отношении которых, в частности, предоставлены льготы по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, сопряженные с ограничениями по пользованию и (или) распоряжению товарами.

Исходя из пункта 2 статьи 200 ТК ТС условно выпущенные товары, в отношении которых предоставлены льготы по уплате ввозных пошлин, налогов, могут использоваться только в целях, соответствующих условиям предоставления льгот.

Таким образом, условный выпуск товаров предполагает разрешение заинтересованным лицам использовать товары, выполняя условия выбранной процедуры, под которую помещен товар, с учетом каких-либо дополнительных обстоятельств, например, предоставление льготы по уплате ввозной таможенной пошлины, налогов. При этом льгота является преимуществом, предоставляемым в качестве исключения из общих правил.

При условном выпуске товаров, помещенных под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления (статья 200 ТК ТС), такие товары имеют статус иностранных товаров и могут использоваться только в целях, соответствующих условиям предоставления льгот. Такие товары продолжают находиться под таможенным контролем.

Так, согласно подпункту 2) пункта 2 статьи 96 ТК ТС при ввозе на таможенную территорию Таможенного союза товары находятся под таможенным контролем с момента пересечения таможенной границы до приобретения условно выпущенными товарами статуса товаров ТС в соответствии со статьей 200 ТК ТС. При этом условно выпущенные товары, указанные в подпункте 1) пункта 1 статьи 200 ТК ТС, приобретают статус товаров ТС после прекращения обязанности по уплате причитающихся сумм ввозных таможенных пошлин, налогов (подпункт 1) пункта 5 статьи 200 ТК ТС).

Согласно подпунктам 1) и 2) пункта 2 статьи 80 ТК ТС, подпункту 1) пункта 2 статьи 211 ТК ТС в отношении товаров, помещаемых под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов прекращается в общих случаях после уплаты таможенных пошлин, налогов в размерах, установленных Кодексом, а также при помещении товаров под процедуру выпуска для внутреннего потребления с предоставлением льгот, не сопряженных с ограничениями по пользованию и распоряжению товарами.

В соответствии с подпунктом 2) пункта 2 статьи 211 ТК ТС в отношении товаров, помещенных под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления с использованием льгот по уплате таможенных пошлин, налогов, сопряженных с ограничениями по пользованию и (или) распоряжению этими товарами, обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин и налогов прекращается у декларанта, в том числе при помещении условно выпущенных товаров под таможенную процедуру реэкспорта при условии, что до такого помещения не наступил срок уплаты ввозных таможенных пошлин и налогов. Таким образом, возможность реэкспорта обусловлена, в том числе, выяснением срока уплаты пошлины.

Порядок определения сроков уплаты ввозных таможенных пошлин и налогов также дифференцируется в зависимости от того, были ли предоставлены льготы по таможенным платежам, сопряженные с ограничениями по пользованию и (или) распоряжению ввозимыми товарами (пункт 3 статьи 211 ТК ТС).

По общему правилу ввозные таможенные пошлины и налоги подлежат уплате до выпуска товаров в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления. Однако в случае предоставления в отношении товаров, помещенных под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, льгот, которые сопряжены с ограничениями по пользованию и (или) распоряжению этими товарами, возможно возникновение особых ситуаций.

Особый порядок определения срока уплаты таможенных платежей существует также для случая совершения действий с товарами в нарушение ограничений по пользованию и (или) распоряжению этими товарами, установленных в связи с использованием льгот, или в нарушение целей, соответствующих условиям предоставления льгот. В таких ситуациях таможенные пошлины и налоги должны уплачиваться в первый день совершения указанных действий, а если этот день не установлен - в день регистрации таможенным органом таможенной декларации, поданной для помещения товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления. Иными словами, срок уплаты пошлины связан с любым первым действием, направленным на отказ от исполнения условий предоставления льготы.

Таким образом, если в течение срока использования льготы по уплате таможенных пошлин, налогов, сопряженной с ограничениями по пользованию и (или) распоряжению условно выпущенными товарами, эти условия нарушаются, то освобождение от пошлин и налогов утрачивается и возникает обязанность по уплате причитающихся таможенных пошлин и налогов в размере, который устанавливается при заявлении таможенной процедуры выпуска для внутреннего потребления.

Особым случаем прекращения у декларанта обязанности по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов в отношении условно выпущенных товаров является помещение таких товаров под таможенную процедуру реэкспорта. В соответствии с подпунктом 2) пункта 2 статьи 211 ТК ТС условием для освобождения декларанта об уплаты таможенных пошлин и налогов является ненаступление срока их уплаты. Следовательно, при совершении действий с товарами в нарушение ограничений по пользованию и (или) распоряжению этими товарами, установленных в связи с использованием таких льгот, или в нарушение целей, соответствующих условиям предоставления льгот, у декларанта возникает обязанность по уплате таможенных платежей, налогов как за товары, помещенные под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, с первого дня совершения указанных действий, а если этот день не установлен - в день регистрации таможенным органом таможенной декларации, поданной для помещения товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления.

Апелляционная палата Суда признает ошибочным утверждение ООО "Джекпот" о том, что нарушением требований статьи 211 ТК ТС и оспариваемого пункта Порядка якобы является лишь совершение сделки, в результате которой переход права собственности на реэкспортируемый товар происходит на территории ТС, в то время как сделка, по которой право собственности на данный товар переходит после его помещения под таможенную процедуру реэкспорта, якобы не влечет возникновение обязанности по уплате таможенных пошлин.

Принятие подобного подхода означает, что ТК ТС и Порядок допускают создание лишь видимости инвестирования на территорию Таможенного союза.

Несоблюдение ограничений, установленных оспариваемым пунктом Порядка, может иметь следствием подмену иностранного инвестирования, осуществленного по принципу "льготы для инвесторов", незаконным льготированием, имеющим целью создание ситуации, направленной на получение прибыли за счет использования принципа "льготы ради льгот", что недопустимо с точки зрения добросовестной организации международного экономического оборота в ТС.

Абзац третий пункта 4 Порядка устанавливает, что основанием для исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин в отношении товаров, ввезенных с освобождением от таможенных пошлин, является совершение организацией сделок, предусматривающих переход права собственности на товары. При этом обязательство по уплате таможенных пошлин подлежит исполнению в соответствии с таможенным законодательством ТС.

Как было указано ранее, в соответствии с подпунктом 2) пункта 3 статьи 211 ТК ТС моментом, в который у декларанта возникает обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, помещенных под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления с использованием льгот по уплате таможенных пошлин, налогов, сопряженных с ограничениями по пользованию и (или) распоряжению этими товарами, в случае совершения действий с товарами в нарушение ограничений по пользованию и (или) распоряжению этими товарами, установленных в связи с использованием таких льгот, или в нарушение целей, соответствующих условиям представления льгот, является первый день совершения указанных действий, а если этот день не установлен - то день регистрации таможенным органом таможенной декларации, поданной для помещения товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления.

Таким образом, началом течения срока для исполнения обязательства по уплате ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, ввезенных в качестве вклада иностранного учредителя в уставной (складочный) капитал (фонд) с освобождением от таможенных пошлин, при условии совершения сделки с переходом права к иным лицам или выводом товара из уставного капитала, является первый день совершения действия, направленного на совершение такой сделки, а если этот день не установлен - то день регистрации таможенным органом таможенной декларации, поданной для помещения товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления.

Данный вывод согласуется с подходами законодательства государств - членов ТС к определению сделки. В соответствии со статьей 154 Гражданского кодекса Республики Беларусь сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей. Аналогичная норма содержится в статье 147 Гражданского кодекса Республики Казахстан и в статье 153 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Таким образом, сделка состоит из множества действий, и переход права собственности - лишь одно из них.

Коллегия Суда не учла, что условия начала применения ограничений связаны с совершением первого действия по сделке (подпункт 2) пункта 3 статьи 211 ТК ТС). Снятие льготы происходит в момент совершения первого действия по сделке.

Из заявления ООО "Джекпот" видно, что им совершен комплекс действий, направленных на заключение и исполнение внешнеторгового экспортного контракта, первым из которых являлось заключение данного контракта (т. 1, л.д. 3).

Следовательно, в рассматриваемом случае после заключения внешнеторгового контракта льгота подлежит прекращению, и, как следствие, заявителем должны быть уплачены все таможенные платежи, а лишь после этого товар может быть реэкспортирован.

Таким образом, взаимосвязанное прочтение норм международного договора, ТК ТС и акта КТС позволяет сделать вывод о том, что льгота в виде освобождения от уплаты пошлины в отношении товара, ввозимого из третьих стран в качестве вклада иностранного учредителя в уставной (складочный) капитал (фонд), отменяется в первый день совершения действия, направленного на заключение сделок, предусматривающих переход права собственности на товар, внесенный в уставный (складочный) капитал (фонд).

Апелляционная палата Суда считает, что взаимосвязанное регулирование условий совершения экспорта и реэкспорта предполагает необходимость заключения внешнеэкономических сделок в отношении перемещаемых товаров.

Учитывая, что внешнеэкономическая деятельность участников международного оборота требует юридического оформления, следует согласиться с заявителем, что такое оформление приобретает форму внешнеэкономических сделок (гражданско-правовых договоров, трудовых соглашений и т.д.), в том числе по перевозке, купле-продаже, страхованию товара и т.д.

Системное толкование норм таможенного законодательства ТС свидетельствует о том, что совершение реэкспорта товара связано с юридическим оформлением документов на этот товар, предоставляемых в органы таможенного контроля.

Имея в виду, что экспорт и импорт в экономическом смысле - перемещение товара через границу, следует отметить, что в юридическом смысле такое перемещение оформляется в виде внешнеэкономических сделок с этим товаром, которые не ограничиваются сделками по переходу права собственности на товар.

Внешнеэкономическая сделка может содержать базисные условия поставки, сложившиеся в виде обычаев в сфере международной торговли. Как правило, применению подлежат формулировки Инкотермс - правила толкования торговых обычаев, изданных Международной торговой палатой в Париже.

Именно на отражение требования об определении базисных условий внешнеэкономической сделки направлен пункт 20 "Условия поставки" Инструкции по заполнению таможенных деклараций и формах таможенных деклараций, утвержденной Решением Комиссии Таможенного союза от 20 мая 2010 года N 257. Данная Инструкция также возлагает на декларанта обязанность определять характер сделки (пункт 24).

Решением Комиссии Таможенного союза от 20 сентября 2010 года N 378 утверждены классификаторы, используемые для заполнения таможенных деклараций.

При этом допустимость вывоза товаров за пределы таможенной территории ТС с целью реализации без предварительного заключения сделки предусмотрена только для Республики Беларусь (пункт 153 Классификатора особенностей перемещения товаров). Таким образом, и в этом случае предусмотрено последующее заключение сделки.

Учитывая, что подобная ситуация не связана с материалами настоящего дела, и принимая во внимание, что ООО "Джекпот" является юридическим лицом, следует согласиться с доводами общества о том, что перемещение товаров через границу ТС оформляется сопровождающими документами, в том числе внешнеэкономическими контрактами.

Вместе с тем вопрос о характере сделок, заключенных с товаром, помещенным под таможенный режим реэкспорта, и условиях этих сделок не является определяющим при решении вопроса о соответствии оспариваемого пункта Порядка Договору и ТК ТС и не может повлечь отмену решения Коллегии Суда в силу того обстоятельства, что срок уплаты пошлин связан в названных документах не с моментом окончания сделки, а с первым действием по ее совершению.

При таких обстоятельствах Апелляционная палата Суда считает, что положения пункта 4 Порядка соответствуют подпункту 5) пункта 2 статьи 96, статьям 209, 210, абзацу шестому подпункта 2) пункта 2, пункта 3 статьи 211 ТК ТС, взаимосвязанное единообразное прочтение ТК ТС и акта КТС позволяет считать, что создана полноценная система регламентации отношений по льготированию товаров, ввозимых из третьих стран в качестве вклада иностранного учредителя в уставной (складочный) капитал (фонд), и основания для отмены оспариваемого пункта Порядка отсутствуют.

В связи с изложенным Апелляционная палата Суда не усматривает оснований для отмены обжалуемого решения Коллегии Суда.

Руководствуясь статьей 10 Договора об обращении в Суд Евразийского экономического сообщества хозяйствующих субъектов по спорам в рамках Таможенного союза и особенностях судопроизводства по ним, статьями 42, 43 и 48 Регламента Суда Евразийского экономического сообщества по рассмотрению обращений хозяйствующих субъектов, Апелляционная палата Суда

решила:

Решение Коллегии Суда Евразийского экономического сообщества от 31 октября 2013 года по делу по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Джекпот" к Евразийской экономической комиссии о признании отдельных положений пункта 4 Порядка применения освобождения от уплаты таможенных пошлин при ввозе отдельных категорий товаров на единую таможенную территорию Таможенного союза, утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 15 июля 2011 года N 728, не соответствующими подпункту 5) пункта 2 статьи 96, статьям 209, 210, абзацу шестому подпункта 2) пункта 2 статьи 211 Таможенного кодекса Таможенного союза оставить без изменения, жалобу общества с ограниченной ответственностью "Джекпот" - без удовлетворения.

Настоящее решение является окончательным, обжалованию не подлежит и вступает в силу с даты его вынесения.

Председательствующий

Т.Н.НЕШАТАЕВА

Судьи

М.Т.АЛИМБЕКОВ

Е.А.СМИРНОВ