6. НДПИ

Применение ставки 0%, в случае, если нормативы потерь не утверждены.

Несвоевременное утверждение нормативов потерь на очередной календарный год по не зависящим от налогоплательщика причинам не влияет на его право на применение налоговой ставки "0 процентов" применительно к размеру потерь, признаваемому на конкретный год нормативным. Поэтому он вправе был после утверждения нормативов потерь на 2009 год только в октябре произвести перерасчет сумм налога на добычу полезных ископаемых, уплаченных за январь - февраль этого года.

Данный вывод содержится в постановлении Президиума ВАС РФ от 19.02.2013 N 12232/12 по делу N А19-16360/2011 (ООО "УстьКутНефтегаз" против Межрайонной ИФНС России N 13 по Иркутской области).

Отсутствие согласованности между подпунктом 10 пункта 2 статьи 342 и пунктом 2 статьи 338 и пунктом 1 статьи 343 НК РФ не препятствует правильному уяснению содержания налоговой обязанности, поскольку подпункт 10 пункта 2 статьи 342, по сути, установил в отношении газового конденсата специальную норму, изменяющую общий порядок определения налоговой базы и исчисления суммы налога, закрепленный пунктом 2 статьи 338 и пунктом 1 статьи 343.

Исходя из этого Министерство финансов Российской Федерации, которое в силу статьи 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномочено давать письменные разъяснения налоговым органам, налогоплательщикам, ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков, плательщикам сборов и налоговым агентам по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, разъяснило, что при исчислении НДПИ налоговая база в отношении газового конденсата из всех видов месторождений углеводородного сырья определяется как количество добытого полезного ископаемого (письмо от 31 мая 2012 года N 03-06-0501/66).

Таким образом, пункт 16 статьи 1 Федерального закона от 28 ноября 2011 года N 338-ФЗ не может рассматриваться как нарушающий конституционные права налогоплательщиков в указанном в запросе аспекте.

Данная позиция содержится в определении Конституционного Суда РФ от 16.07.2013 N 1173-О.

Иными словами, с 2012 года при добыче газового конденсата из всех видов месторождений углеводородного сырья НДПИ должен исчисляться как произведение количества добытого полезного ископаемого и соответствующей налоговой ставки, измеряемой в рублях на 1 тонну добытого полезного ископаемого.

Несмотря на то что изменения, связанные с порядком определения налоговой базы и расчетом суммы НДПИ, были внесены в НК РФ позднее, не препятствует правильному уяснению содержания налоговой обязанности, поскольку сам размер измененной налоговой ставки позволял понять, каким образом должна быть определена налоговая база и рассчитан налог.

Определение понятия "Полезное ископаемое".

Правовое содержание понятия полезного ископаемого может определяться законодателем неодинаково в зависимости от специфики правового регулирования отношений, связанных с использованием природных ресурсов (в том числе минерального сырья), содержащихся в недрах.

В ст. 337 НК РФ термин "полезное ископаемое" используется для целей налогообложения в специальном значении - как полезное ископаемое, соответствующее определенному стандарту качества. Из этого следует, что возникновение объекта обложения налогом на добычу полезных ископаемых связывается не с моментом добычи собственно минерального сырья, а с моментом завершения всех технологических операций по извлечению из него полезного ископаемого и доведению его качества до определенного стандарта.

Таким образом, оспариваемые законоположения, конкретизируя понятие полезного ископаемого, а также определяя его виды для целей обложения налогом на добычу полезных ископаемых, позволяют рассматривать нефть и газовый конденсат как отдельные виды добытых полезных ископаемых, в отношении которых установлен разный порядок формирования налоговой базы и предусмотрены разные налоговые ставки названного налога.

Следовательно, оспариваемые нормы Налогового кодекса Российской Федерации, как направленные на возможность идентификации добытого углеводородного сырья в качестве отдельного вида полезного ископаемого, сами по себе не нарушают права налогоплательщиков, являющихся пользователями недр, в том числе с учетом разъяснений Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, который в постановлении от 20 сентября 2011 года N 18530/10 указал, в каких именно случаях газовый конденсат признается видом добытого полезного ископаемого.

Данный вывод содержится в определении Конституционного Суда РФ от 25.02.2013 N 189-О.

Налоговая база по налогу на добычу полезных ископаемых определяется налогоплательщиком самостоятельно для каждого вида добытого полезного ископаемого как его стоимость.

В целях исчисления НДПИ недопустимо в нарушение положений ст. 340 НК РФ расходы, непосредственно связанные с добычей карбонатных пород и руды, уменьшать путем перенесения их части на щебень, при определении налоговой базы по которому они не должны учитываться, поскольку оценка стоимости щебня производилась исходя из цен его реализации в соответствии с п. 3 названной статьи. В результате налоговая база по карбонатным породам и руде уменьшалась на размер расходов, затраченных на добычу щебня. При этом щебень добывался в объеме, значительно превышающем объемы добычи карбонатных пород и руды.

Данный вывод сформулирован в постановлении Президиума ВАС РФ от 29.01.2013 N 11498/12 по делу N А40-169819/09-76-1231 (ОАО "Магнитогорский металлургический комбинат" против Межрегиональной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 5).

При этом Президиум ВАС РФ указал, что согласно положениям главы 26 НК РФ налогоплательщик обязан при определении налоговой базы по НДПИ производить оценку стоимости каждого вида полезного ископаемого отдельно.

В ст. 338 НК РФ установлено, что налоговая база по налогу на добычу полезных ископаемых определяется налогоплательщиком самостоятельно для каждого вида добытого полезного ископаемого как его стоимость.

Стоимость добытого полезного ископаемого оценивается исходя из сложившейся у налогоплательщика за соответствующий налоговый период цены его реализации (пункт 3 статьи 340) либо из его расчетной стоимости в случае отсутствия в текущем налоговом периоде реализации полезного ископаемого (пункт 4 статьи 340 Кодекса).

При использовании налогоплательщиком расчетного способа в соответствии с п. 4 ст. 340 НК РФ должны учитываться произведенные в налоговом периоде прямые расходы согласно перечню, приведенному в названной статье. При применении этого способа оценки стоимости добытых полезных ископаемых учитываются также и косвенные расходы. При этом косвенные расходы распределяются между затратами на добычу полезных ископаемых и затратами на иную деятельность пропорционально доле прямых расходов, относящихся к добыче полезных ископаемых, в общей сумме прямых расходов; общая сумма расходов, произведенных налогоплательщиком в налоговом периоде, распределяется между добытыми полезными ископаемыми пропорционально доле каждого добытого полезного ископаемого в общем количестве добытых полезных ископаемых в этом же налоговом периоде.

Таким образом, инспекцией сделан правильный вывод о том, что налогоплательщиком допущено экономически необоснованное искажение (в сторону уменьшения) налоговой базы по налогу на добычу полезных ископаемых, рассчитываемой по карбонатным породам и руде исходя из расчетной стоимости, что привело к уменьшению исчисленного налога на добычу этих полезных ископаемых.

Применение понижающего коэффициента, предусмотренного п. 2 ст. 342 НК РФ.

Положение п. 2 ст. 342 НК РФ с учетом приведенных правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации и истолкования данного положения Президиумом ВАС РФ (постановления от 19 июня 2006 года N 14842/05 и от 17 июля 2007 года N 3803/07), а именно в качестве предусматривающего возможность применения к налоговой ставке по налогу на добычу полезных ископаемых понижающего коэффициента при наличии одновременно двух условий: осуществления за счет собственных средств поиска и разведки полезных ископаемых и освобождения по состоянию на 1 июля 2001 года от отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы либо полного возмещения всех расходов государства на поиск и разведку соответствующего количества запасов этих полезных ископаемых и освобождения по состоянию на 1 июля 2001 года от отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы, - не может рассматриваться как неопределенное, неясное или противоречивое, а потому нарушающее конституционные права и свободы заявителя.

Данный вывод содержится в определении Конституционного Суда РФ от 25.02.2013 N 279-О.