Документ утрачивает силу с 1 сентября 2024 года в связи с изданием Приказа Минтруда России от 14.09.2023 N 716н, утвердившего новый профессиональный стандарт.

3.1.3. Трудовая функция

Наименование

Оказание психологической помощи социальным группам и отдельным лицам (клиентам), попавшим в трудную жизненную ситуацию

Код

A/03.7

Уровень (подуровень) квалификации

7

Происхождение трудовой функции

Оригинал

X

Заимствовано из оригинала

Код оригинала

Регистрационный номер профессионального стандарта

Трудовые действия

Разработка индивидуальных программ психологического сопровождения клиентов, в том числе с использованием ресурсов из различных источников

Создание команды и проведение программ активизации личностных ресурсов клиентов, в том числе на межведомственной основе

Групповое и индивидуальное консультирование клиентов

Проведение психологических тренингов по формированию и развитию у клиентов качеств, необходимых для самостоятельной жизни и социализации

Содействие в создании социально-психологической поддерживающей среды в окружении клиентов

Разработка программ по использованию ресурсов социальных сетей в целях психологической поддержки клиентов

Привлечение социального окружения клиентов к их психологической поддержке и создание специальных страничек, блогов, групп в социальных сетях

Работа по психологическому просвещению и привлечению внимания населения к проблемам клиентов

Необходимые умения

Взаимодействовать с разными лицами и группами по вопросам психологической помощи клиентам

Организовывать психологическое сопровождение клиентов, нуждающихся в психологической помощи

Оказывать психологическую поддержку клиентам для выхода из трудных жизненных ситуаций

Создавать социально-психологическую сеть для психологической поддержки клиентов

Оказывать психологическое воздействие на социальное окружение клиентов в рамках профессиональных этических норм

Обосновывать применение конкретных психологических технологий для преодоления клиентами трудностей социализации

Вести психологическую просветительскую деятельность среди населения

Взаимодействовать с другими работниками, органами и организациями социальной сферы по вопросам поддержки лиц, попавших в трудную жизненную ситуацию

Разрабатывать программы индивидуальной работы с клиентами с учетом конкретных профессиональных задач

Разрабатывать программы групповой работы по психологической поддержке клиентов

Разрабатывать программы оказания психологической помощи членам социальных групп, попавших в трудную жизненную ситуацию, с участием специалистов на межведомственной основе

Использовать современные технологии работы с информационными базами данных и иными информационными системами для решения вопросов клиентов

Хранить и обрабатывать персональные данные клиентов

Вести делопроизводство и служебную переписку

Необходимые знания

Отечественная и зарубежная социальная психология (современные направления, актуальные проблемы, методы работы)

Психология кризисных состояний (концепции, подходы, факторы, методы и методики работы), рискология, психология горя, потери, утраты

Психология экстремальных ситуаций (подходы, проблемы, виды помощи, последствия)

Психология малых групп (виды, взаимоотношения в малых группах, давление в группе)

Психология семьи (подходы, онтология, структура семьи, этапы ее развития, особенности взаимоотношений) и семейных отношений

Психология зависимости, аддикций, девиантология

Возрастные особенности развития личности в разные периоды жизни

Современные направления молодежного движения (виды молодежных групп, их интересы, занятия и способы проведения свободного времени)

Проблемы социализации (концепции, подходы, признаки нарушений социализации, последствия, виды помощи)

Особенности развития личности в неблагоприятной социальной ситуации

Типологии проблем граждан разной этиологии (социальные, социально-медицинские, социально-правовые, педагогические и др.)

Инфраструктура муниципального образования, ресурсы местного сообщества для поддержки отдельных лиц и социальных групп

Технологии, методы и формы оказания психологической помощи при нарушениях социализации

Основы психологического консультирования (виды, формы, методы)

Основы организации и проведения психологического тренинга (методология, проведение, результаты, последствия)

Другие характеристики

Обеспечивать конфиденциальность полученных в результате деятельности сведений о клиенте

Соблюдать требования профессиональной этики