Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

Приложение 2. КЛАССИФИКАЦИЯ И СИСТЕМА ОБОЗНАЧЕНИЯ АВТОМОБИЛЬНОГО ПОДВИЖНОГО СОСТАВА

Приложение 2

КЛАССИФИКАЦИЯ И СИСТЕМА ОБОЗНАЧЕНИЯ

АВТОМОБИЛЬНОГО ПОДВИЖНОГО СОСТАВА

Автомобильный подвижной состав разделяется на пассажирский, грузовой и специальный.

К пассажирскому транспорту относятся легковые автомобили и автобусы, к грузовому - грузовые автомобили, прицепы и полуприцепы, в т.ч. специализированные. К специальному относится подвижной состав, предназначенный для выполнения различных, преимущественно нетранспортных, работ.

В 1966 году на предприятиях автомобильной промышленности была введена отраслевая нормаль ОН 025 270-66, регламентирующая классификацию и систему обозначения автомобильного подвижного состава. Наряду с этим подвижному составу присваивались обозначения в соответствии с заводскими реестрами обозначений, включающими, как правило, буквенные обозначения завода - изготовителя и порядковый номер модели подвижного состава (ГАЗ-52, ЗИЛ-130, МАЗ-500 и т.п.). Заводские обозначения подвижного состава практикуются на ряде моделей до настоящего времени, главным образом на подвижном составе специального назначения, а также подвижном составе, специализированном под определенные категории грузов.

В соответствии с нормалью ОН 025 270-66 принята следующая система обозначения автотранспортных средств (АТС):

1-я цифра обозначает класс АТС:

- для легковых автомобилей по рабочему объему двигателя (в куб. дм):

11 - особо малый до 1,2;

21 - малый от 1,2 до 1,8;

31 - средний от 1,8 до 3,5;

41 - большой свыше 3,5;

- для автобусов по габаритной длине (в м):

22 - особо малый до 5,0;

32 - малый 6,0 - 7,5;

42 - средний 8,0 - 9,5;

52 - большой 10,5 - 12,0;

62 - особо большой 18,0 и более;

- для грузовых автомобилей по полной массе:

┌─────────────────┬──────────────────────────────────────────────┐

│ Полная масса, т │ Эксплуатационное назначение автомобиля │

│ ├────────┬──────┬───────┬──────┬──────┬────────┤

│ │бортовые│тягачи│само- │цис- │фур- │специ- │

│ │ │ │свалы │терны │гоны │альные │

├─────────────────┼────────┼──────┼───────┼──────┼──────┼────────┤

│ до 1,2 │ 13 │ 14 │ 15 │ 16 │ 17 │ 19 │

│ 1,2 до 2,0 │ 23 │ 24 │ 25 │ 26 │ 27 │ 29 │

│ 2,0 до 8,0 │ 33 │ 34 │ 35 │ 36 │ 37 │ 39 │

│ 8,0 до 14,0 │ 43 │ 44 │ 45 │ 46 │ 47 │ 49 │

│ 14,0 до 20,0 │ 53 │ 54 │ 55 │ 56 │ 57 │ 59 │

│ 20,0 до 40,0 │ 63 │ 64 │ 65 │ 66 │ 67 │ 69 │

│ свыше 40,0 │ 73 │ 74 │ 75 │ 76 │ 77 │ 79 │

└─────────────────┴────────┴──────┴───────┴──────┴──────┴────────┘

Примечание. Классы от 18 до 78 являются резервными и в индексацию не включены.

2-я цифра обозначает тип АТС:

- 1 - легковой автомобиль;

- 2 - автобус;

- 3 - грузовой бортовой автомобиль или пикап;

- 4 - седельный тягач;

- 5 - самосвал;

- 6 - цистерна;

- 7 - фургон;

- 8 - резервная цифра;

- 9 - специальное автотранспортное средство.

3-я и 4-я цифры индексов указывают на порядковый номер модели;

5-я цифра - модификация автомобиля;

6-я цифра - вид исполнения: 1 - для холодного климата, 6 - экспортное исполнение для умеренного климата, 7 - экспортное исполнение для тропического климата.

Некоторые автотранспортные средства имеют в своем обозначении через тире приставку 01, 02, 03 и т.д., что указывает на то, что модель или модификация является переходной или имеет дополнительные комплектации.

По данной классификации перед цифровым индексом, в большинстве случаев, указывается буквенное обозначение завода - изготовителя. Например, легковой автомобиль Волжского автозавода, имеющий рабочий объем двигателя 1,6 куб. дм, обозначается ВАЗ-2106, его модификация ВАЗ-21063; автобус Ликинского автозавода, имеющий габаритную длину 11,4 метра, обозначается ЛиАЗ-5256, его модификация ЛиАЗ-52564; самосвал Мытищинского машиностроительного завода, имеющий полную массу 10,8 тонны, обозначается ЗИЛ-ММЗ-4502, его модификация ЗИЛ-ММЗ-45022 и т.д.

Обозначения автомобилей иностранных марок, в большинстве случаев, состоят из буквенного обозначения марки завода - изготовителя и заводского порядкового номера модели и модификации. Например, городской автобус Венгерского автобусного завода обозначается Икарус-260, его модификация Икарус-260.18 и т.д.

В настоящее время постепенно начинают использовать обозначения, принятые в международных требованиях по безопасности (Правилах ЕЭК ООН), разрабатываемых Комитетом по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии ООН: