Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

I. Общие положения

Настоящие методологические рекомендации содержат описание порядка проведения годовых расчетов объема и индекса физического объема природоохранных расходов по секторам, видам расходов и направлениям природоохранной деятельности.

Методологические рекомендации по расчету индекса физического объема природоохранных расходов предназначены для применения на федеральном и региональном уровнях.

Ниже приводятся основные понятия, используемые при исчислении индекса физического объема природоохранных расходов.

Объем природоохранных расходов включает сумму расходов предприятий (организаций, учреждений), индивидуальных предпринимателей, государства (бюджетов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований), имеющих целевое природоохранное назначение (сбор, очистка, уменьшение, предотвращение или устранение загрязняющих веществ, загрязнения как такового или любых других видов и элементов деградации окружающей среды, которые, в свою очередь, являются следствием предпринимательской активности), осуществляемых за счет всех источников финансирования <1>.

--------------------------------

<1> Приведенное определение соответствует рекомендациям: "Статистика затрат на охрану окружающей среды: отраслевые рекомендации по организации получения данных", (Европейская комиссия, Евростат, 2005).

В общий объем природоохранных расходов включаются инвестиции в основной капитал, направленные на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов, а также текущие расходы на охрану окружающей среды.

Инвестиции в основной капитал, направленные на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов, включают инвестиции в основной капитал, направленные на природоохранные мероприятия, осуществляемые за счет всех источников финансирования как в составе вновь строящихся предприятий, так и на действующих предприятиях. К ним относятся затраты на новое строительство, расширение, реконструкцию, техническое перевооружение и модернизацию объектов (включая затраты по модернизации объектов, осуществляемой во время капитального ремонта), которая приводит к увеличению первоначальной стоимости объекта, приобретение машин, оборудования, транспортных средств и т.д.

Текущие расходы на охрану окружающей среды включают затраты по содержанию основных фондов природоохранного назначения; на мероприятия по сохранению и восстановлению качества природной среды, нарушенной в результате производственной деятельности; на мероприятия по снижению вредного воздействия производственной деятельности на окружающую среду; по обращению с отходами производства и потребления; на организацию контроля за выбросами (сбросами), отходами производства и потребления в окружающую среду и за качественным состоянием компонентов природной среды; на работы по экологическому образованию кадров; расходы на содержание особо охраняемых природных территорий; работы по охране и воспроизводству животного мира; расходы на НИОКР в части, касающейся природоохранной деятельности; расходы на образование в области охраны окружающей среды; расходы на государственное управление природоохранной деятельностью.

Выручка (поступления) от продажи побочной продукции представляет собой суммарный объем продаж (совокупную стоимость реализации) побочных продуктов, полученных (произведенных) предприятием (организацией), индивидуальным предпринимателем в ходе природоохранных мероприятий. Доходы могут выражаться через суммарное уменьшение издержек (снижение себестоимости производства), если побочная продукция используется на том же предприятии, где она была получена. Энергосбережение или экономия сырьевых ресурсов за счет использования более совершенной технологии, как и другие выгоды при реализации природоохранных мероприятий не включаются в выручку (поступления) от продажи побочной продукции.

В составе природоохранных расходов не учитываются:

1) затраты на мероприятия, дающие положительный природоохранный эффект, но реализованные вне рамок и задач охраны окружающей среды, осуществляемые главным образом в целях удешевления используемых видов топлива, сырья, материалов, общего снижения издержек производства или оказания соответствующих услуг, повышения качества выпускаемой продукции, получения попутной продукции, производства экологической продукции, охраны здоровья, улучшения условий труда, повышения техники безопасности и т.п.;

2) затраты на использование природных ресурсов (например, водоснабжение);

3) расчетные финансовые показатели, такие как амортизационные отчисления и стоимость основного капитала;

4) платежи за негативное воздействие, за использование природных ресурсов, штрафы за нарушение природоохранного законодательства, возмещение ущерба окружающей природной среде, компенсации, полученные от третьих сторон, и т.п., поскольку они не имеют прямого отношения к природоохранной деятельности.

Объем природоохранных расходов устанавливается на основании сведений форм федерального статистического наблюдения, административных данных Федерального агентства лесного хозяйства, отчетности Федерального казначейства об исполнении консолидированного бюджета Российской Федерации и др.

Источниками информации для расчета объема и индекса физического объема природоохранных расходов являются:

1. Формы федерального статистического наблюдения:

1) форма N 18-КС "Сведения об инвестициях в основной капитал, направленных на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов";

2) форма N 4-ОС "Сведения о текущих затратах на охрану окружающей среды и экологических платежах";

3) форма N 2-ТП (охота) "Сведения об охоте и охотничьем хозяйстве";

4) форма N 1-заповедник "Сведения о государственных природных заповедниках и национальных парках";

5) форма N 1-ЛХ "Сведения о воспроизводстве лесов и лесоразведении";

6) форма N 12-ЛХ "Сведения о защите лесов";

7) форма N 1-РЛХ (Чернобыль) "Сведения о лесовосстановлении и лесоразведении на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению";

8) форма N 5-ОС "Сведения об искусственном воспроизводстве водных биологических ресурсов";

9) форма N 2-наука "Сведения о выполнении научных исследований и разработок";

10) форма N СПО-1 "Сведения об образовательной организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования";

11) форма N ВПО-1 "Сведения об образовательной организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования";

12) форма N 1-потребительские цены "Бланк регистрации потребительских цен и тарифов на товары и услуги".

2. Административные данные Федерального агентства лесного хозяйства: форма N 1-субвенции "Отчет о расходах бюджета субъекта Российской Федерации, источником которого является субвенция".

3. Отчетность Федерального казначейства об исполнении консолидированного бюджета Российской Федерации.

Классификации, используемые при разработке информации для расчета объема природоохранных расходов (по секторам, направлениям природоохранной деятельности, направлениям подготовки):

1) Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД);

2) Общероссийский классификатор специальностей по образованию (ОКСО);

3) Классификатор направлений природоохранной деятельности (CEPA 2000; разработан Евростатом, ЕЭК ООН и ОЭСР);

4) Классификация экономических единиц по секторам экономики <1>.

--------------------------------

<1> "Статистика затрат на охрану окружающей среды: отраслевые рекомендации по организации получения данных", Европейская комиссия, Евростат, 2005.