Обжалование решений об отказе в осуществлении кадастрового учета согласно пункту 2 части 3 статьи 27 Закона о кадастре

Обжалование решений об отказе в осуществлении кадастрового

учета согласно пункту 2 части 3 статьи 27 Закона о кадастре

Анализ представленных филиалами ФГБУ "ФКП Росреестра" материалов показал, что единая судебная практика по применению норм законодательства, устанавливающих предельные (минимальные и максимальные) размеры земельных участков, на данный момент не сформирована (некоторые примеры приведены ниже).

1. Филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" принято решение об отказе в осуществлении кадастрового учета согласно пункту 2 части 3 статьи 27 Закона о кадастре, поскольку размер образуемых в результате раздела земельных участков меньше установленного в соответствии с правилами землепользования и застройки предельного минимального размера. Судом первой инстанции принято решение о признании незаконным отказа в осуществлении кадастрового учета по причине наличия соглашения между участниками долевой собственности о разделе имущества. Данное решение органом кадастрового учета обжаловано в кассационной инстанции, которой вынесено кассационное определение - отказать в удовлетворении требований истца в связи с наличием установленных минимальных размеров земельных участков.

2. Филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" принято решение об отказе в осуществлении кадастрового учета согласно пункту 2 части 3 статьи 27 Закона о кадастре в связи с тем, что размер образуемых в результате раздела земельных участков меньше установленного в соответствии с правилами землепользования и застройки предельного минимального размера.

Судом решение об отказе признано неправомерным. Суд посчитал, что несоответствие размеров образуемых земельных участков требованиям к предельным минимальным размерам, установленным правилами землепользования и застройки, не должно являться основаниям для принятия решения об отказе, так как:

фактически земельные участки образованы до вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации и Градостроительного кодекса Российской Федерации, и в данном случае применению нормы данных законов не подлежат;

согласно пункту 4 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки и прочно связанные с ними объекты недвижимости могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом;

согласно пункту 2 статьи 252 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в долевой собственности, может быть разделено между ее участниками по соглашению между ними.

На указанное решение суда подана апелляционная жалоба, которая оставлена без удовлетворения, доводы апелляционного определения аналогичны доводам решения суда первой инстанции. В настоящее время на рассмотрении находится кассационная жалоба филиала ФГБУ "ФКП Росреестра".

4. Заявитель обратился в суд с заявлением об оспаривании решения филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" об отказе в осуществлении кадастрового учета, принятого в соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 27 Закона о кадастре.

Заявитель обратился в филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" с заявлением о постановке на кадастровый учет объекта недвижимости, представив свидетельство о праве собственности на землю и межевой план, подготовленный в результате выполнения кадастровых работ в связи с образованием двух земельных участков путем раздела земельного участка заявителя, на который имеется свидетельство о праве собственности.

Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" отказал в постановке на кадастровый учет объекта недвижимости на основании пункта 2 части 3 статьи 27 Закона о кадастре, а также Закона Нижегородской области от 14.07.2003 N 58-З "О нормах предоставления земельных участков на территории Нижегородской области".

Решением суда первой инстанции заявителю было отказано в удовлетворении заявленных требований. Заявителем была подана апелляционная жалоба на решение суда первой инстанции.

Суд апелляционной инстанции вернул дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции и дал разъяснения, что нормы, на которые ссылался филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" при принятии решения об отказе, применяются при предоставлении земельного участка гражданам в собственность из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Данные нормы не применяются в отношении земельных участков, находящихся в собственности граждан.

Суд первой инстанции своим решением удовлетворил требования заявителя.

5. Решением суда первой инстанции удовлетворены требования заявителей к филиалу ФГБУ "ФКП Росреестра" о признании незаконным решения об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка площадью 1600 кв. м, предназначенного для индивидуального жилищного строительства, образуемого в соответствии с межевым планом, подготовленным в результате проведения кадастровых работ в связи с образованием земельного участка путем объединения двух земельных участков (пункт 2 части 3 статьи 27 Закона о кадастре).

Суд апелляционный инстанции оставил решение суда первой инстанции без изменения, при этом отметив, что, "отказывая в постановке на государственный кадастровый учет, орган кадастрового учета верно руководствовался указанными выше нормами права, однако, вместе с тем, исходя из конкретной ситуации, в качестве исключения, в данном случае органу кадастрового учета следовало исходить из интересов граждан и отсутствия нарушения прав третьих лиц".

На судебные акты первой и второй инстанций филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" подана кассационная жалоба. В передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции отказано, при этом судом указано, что применительно к конкретным фактическим обстоятельствам спора оснований сомневаться в правильности правовой позиции обеих судебных инстанций не имеется.

Позиция филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" заключается в следующем.

Согласно пункту 1 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.

В соответствии с частью 4 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации в случае, если по инициативе правообладателей земельных участков осуществляется объединение земельных участков в один земельный участок, размеры образованного земельного участка не должны превышать предусмотренные градостроительным регламентом максимальные размеры земельных участков и не должны быть меньше предусмотренных градостроительным регламентом минимальных размеров земельных участков.

Решением Омского городского Совета от 10.12.2008 N 201 утверждены правила землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области (далее - Правила). Правила обязательны для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами, а также должностными лицами, осуществляющими, регулирующими и контролирующими землепользование и застройку на территории города Омска. Для каждого вида территориальной зоны Правилами устанавливается градостроительный регламент, который определяет основу правового режима земельных участков и объектов капитального строительства и распространяется в равной мере на все расположенные в пределах границ территориальной зоны земельные участки и объекты капитального строительства, независимо от форм собственности.

Согласно Правилам площадь земельного участка для размещения индивидуального жилого дома устанавливается в соответствии с муниципальными нормативными актами города Омска о нормах предоставления земельных участков.

Решением Омского городского Совета от 02.07.2003 N 77 "Об установлении предельных размеров земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность для индивидуально жилищного строительства" установлен максимальный размер земельного участка - 1500 кв. м.

Иные муниципальные правовые акты о нормах предоставления земельных участков на территории г. Омска отсутствуют.

При этом суд первой инстанции указал, что филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" не учтено, что земельный участок находится в собственности заявителей, в связи с чем при формировании нового участка из земель, находящихся в частной собственности, применение норм законодательства, устанавливающих предельные размеры земельного участка, не допускается.

Судом апелляционной инстанции при этом указано, что в рассматриваемом случае действительно имеет место превышение установленного предельного размера земельного участка, однако указанное превышение (0,01 га) является незначительным. При принятии решения об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" верно руководствовался указанными выше нормами права, однако вместе с тем исходя из конкретной ситуации, в качестве исключения, в данном случае органу кадастрового учета следовало исходить из интересов граждан и отсутствия нарушения прав третьих лиц

Судом кассационной инстанции указано, что с учетом применения части 3 статьи 35 и части 2 статьи 36 Конституции Российской Федерации суды как первой, так и апелляционной инстанций ссылкой на то, что незначительное превышение предельного размера земельного участка, установленного для предоставления под индивидуального жилищного строительства, а также на то, что смежные земельные участки уже определены, не нарушило прав иных лиц.

При этом необходимо отметить, что по идентичному заявлению иного гражданина суд первой инстанции признал правоту органа кадастрового учета, отказавшего заявителю в осуществлении кадастрового учета земельного участка, находящегося в собственности физического лица и площадь которого превышает установленные предельные размеры земельного участка.

6. Истица намеревалась образовать земельный участок площадью 2503 кв. м путем проведения кадастровых работ по объединению трех принадлежащих ей на праве собственности земельных участков. Проверив представленные документы на предмет выявления оснований для отказа либо приостановления в осуществлении кадастрового учета, филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" было принято решение об отказе в осуществлении кадастрового учета по пункту 2 части 3 статьи 27 Закона о кадастре, поскольку правилами землеустройства и застройки максимальная площадь земельных участков для зоны малоэтажной застройки 1 - 3 этажа с разрешенным использованием "отдельно стоящие индивидуальные жилые дома" установлена в размере 1500 кв. м. Судом общей юрисдикции в удовлетворении заявления истицы, оспорившей решение филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" об отказе в осуществлении кадастрового учета, было отказано.

На данное решение истцом подана апелляционная жалоба. Апелляционная инстанция оставила решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.