См. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов.

Реформирование налоговой политики

В части мер налогового стимулирования планируется внесение изменений в законодательство о налогах и сборах по следующим направлениям:

1. Поддержка инвестиций и развитие человеческого капитала.

В среднесрочный период будет применяться действующая система налогообложения доходов физических лиц с единой ставкой для большинства видов доходов в размере 13 процентов.

В Государственной Думе рассматриваются внесенные Правительством Российской Федерации проекты федеральных законов, предусматривающие предоставление налоговых вычетов родителям, усыновившим (удочерившим) ребенка, оставшегося без попечения родителей, в том числе ребенка-инвалида, а также направленные на систематизацию ряда предоставляемых в настоящее время освобождений от налогообложения в отношении социально значимых выплат (доходов).

В качестве наиболее значимого изменения следует предусмотреть переход от действующего в настоящее время принципа предоставления имущественного налогового вычета по НДФЛ (предоставляемого при приобретении жилья) применительно только к одному приобретаемому объекту имущества к предоставлению данного вычета применительно к нескольким объектам недвижимости.

Будет также проводиться работа, направленная на выравнивание налоговых условий для различных видов инвестиций физических лиц.

2. Совершенствование налогообложения финансовых инструментов в рамках создания Международного финансового центра (более подробная информация изложена в приложении).

3. Упрощение налогового учета и его сближение с бухгалтерским учетом.

Упрощение налогового учета предлагается осуществлять путем выявления и корректировки норм налогообложения прибыли организаций, вызывающих сложности при ведении учета, а также ограничивающих возможности использования одинаковых правил налогового и бухгалтерского учета, при сохранении действующего подхода к определению налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

В целях реализации указанных мероприятий Минфином России в 2013 году будет подготовлен проект федерального закона, предусматривающий, в частности:

уточнение методов списания в расходы стоимости материально-производственных запасов в целях налогообложения прибыли организаций для обеспечения возможности ведения единого учета таких запасов в бухгалтерском и налоговом учете;

возможность амортизации в налоговом учете малоценного имущества в зависимости от применяемой налогоплательщиком учетной политики;

принятие к налоговому учету безвозмездно полученного имущества по рыночной стоимости, определенной на дату получения такого имущества;

признание убытков от уступки прав требования после наступления срока платежа единовременно на дату уступки права требования;

изменение в налоговом учете порядка переоценки обязательств и требований, выраженных в иностранной валюте, а также учета доходов и расходов в виде суммовых разниц.

4. Создание благоприятных налоговых условий для осуществления инвестиционной деятельности на отдельных территориях.

Для обеспечения адресности предоставления налоговых преференций по налогу на прибыль организаций предполагается введение в законодательство Российской Федерации новой категории - участник инвестиционного проекта, реализуемого на территориях Дальневосточного федерального округа, Забайкальского края, Республики Бурятия или Иркутской области.

Предполагается, что организация может быть признана участником инвестиционного проекта в случае соответствия определенным критериям.

5. Совершенствование налогообложения торговой деятельности.

В Налоговом кодексе Российской Федерации предполагается предусмотреть условия, при соблюдении которых потери по основаниям, отличным от потерь в результате естественной убыли товаров, а также потерь, относимых на виновных лиц, признаются в составе расходов организаций, осуществляющих розничную торговлю с открытым доступом покупателей к товарам.

Будет проделана работа, направленная на определение порядка учета бонусов и скидок.

6. Налогообложение добычи природных ресурсов.

6.1. В части НДПИ при добыче нефти и природного газа предлагается следующее:

завершение работы по изменению системы налогообложения добычи газа горючего природного и газового конденсата путем установления порядка исчисления НДПИ при их добыче на основе формульного подхода с привязкой соответствующих ставок НДПИ к стоимости корзины добытого углеводородного сырья;

завершение работы по подготовке нового режима налогообложения добычи углеводородного сырья при разработке новых морских месторождений углеводородного сырья, расположенных в границах внутренних морских вод, территориального моря, на континентальном шельфе Российской Федерации и в Каспийском море, путем установления специальной системы налогового и таможенно-тарифного регулирования деятельности, связанной с освоением новых морских месторождений углеводородов;

завершение разработки специального режима налогообложения нефти, добываемой из трудноизвлекаемых запасов.

6.2. В части НДПИ при добыче твердых полезных ископаемых предлагается следующее:

провести оценку целесообразности установления специфических ставок НДПИ по иным, кроме угля, видам твердых полезных ископаемых, а также проработка вопроса об установлении ставки НДПИ при добыче твердых полезных ископаемых с учетом мировых цен на соответствующие полезные ископаемые;

проведение анализа влияния принятых в 2011 - 2012 гг. и планируемых к принятию в 2013 - 2014 гг. мер по совершенствованию законодательства о налогах и сборах на экономику добычи твердых полезных ископаемых, в том числе в труднодоступных и отдаленных местностях, по результатам которого в случае необходимости будет проработан вопрос о подготовке соответствующих предложений с рассмотрением возможности установления налоговых преференций по НДПИ при добыче некоторых видов твердых полезных ископаемых на отдельных территориях Российской Федерации, в том числе на территории Дальневосточного федерального округа;

проработка вопроса и в случае необходимости подготовка соответствующих предложений об изменении существующих подходов к определению основных элементов налогообложения НДПИ добычи драгоценных металлов и многокомпонентных комплексных руд;

рассмотрение целесообразности передачи региональным органам власти полномочий по установлению ставок НДПИ по видам полезных ископаемых, относящимся к общераспространенным полезным ископаемым.

Водный налог.

Будет продолжена работа по приведению положений Налогового кодекса в соответствие с законодательством Российской Федерации в области использования подземных водных объектов в части уточнения порядка налогообложения водным налогом пользования подземными водными объектами (после вступления в силу в 2007 году новой редакции Водного кодекса Российской Федерации от 3 июня 2006 г. N 74-ФЗ).

В части мер, предусматривающих повышение доходов бюджетной системы Российской Федерации, планируется внесение изменений в законодательство о налогах и сборах по следующим направлениям:

1. Совершенствование налогообложения недвижимого имущества для физических лиц.

В настоящее время подготовлен проект федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации, части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации", предусматривающий включение в налоговую систему Российской Федерации налога на недвижимое.

2. Совершенствование налогообложения недвижимого имущества организаций.

Важным направлением налоговой политики Российской Федерации до 2018 года является переход к налогу на недвижимое имущество не только для физических лиц, но и для организаций. Предполагается, что как и в отношении физических лиц новым налогом будет облагаться только недвижимое имущество, находящееся у организаций на праве собственности (хозяйственного ведения или оперативного управления). При этом предполагается, что новый налог будет отнесен к региональным налогам с передачей части поступающих сумм в местные бюджеты.

3. Акцизное налогообложение.

В части налогообложения акцизами в плановый период будет осуществляться индексация ставок акцизов с учетом реально складывающейся экономической ситуации. При этом на 2014 и 2015 годы, за некоторым исключением, предусматривается сохранение размеров ставок акцизов, установленных действующим на сегодняшний день законодательством о налогах и сборах (более подробная информация изложена в приложении).

4. Противодействие уклонению от налогообложения с использованием низконалоговых юрисдикций.

В целях противодействия уклонению от налогообложения с использованием низконалоговых юрисдикций планируется подготовить предложения по внесению в законодательство Российской Федерации положений о контролируемых иностранных компаниях и конечных получателях дохода (выгодоприобретателях).

5. Совершенствование налогового администрирования.

В рамках совершенствования налогового администрирования будет проделана работа по следующим направлениям:

совершенствование контроля за исполнением банками обязанностей, установленных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;

обеспечение привлечения к налогообложению лиц, уклоняющихся от исполнения обязанностей налогоплательщика, в том числе посредством использования схем с участием "фирм-однодневок".

В период 2010 - 2012 годов наблюдался рост налоговой нагрузки. В 2010 году она составляла 28,9% ВВП, в 2011 году - 30,9% ВВП, в 2012 году - 30,7% ВВП. По оценке 2013 года налоговая нагрузка оценивается на уровне 28,8% ВВП. В прогнозный период 2014 - 2016 годов также наблюдается небольшое снижение этого показателя. В 2014 году он составит 28,5% ВВП, в 2015 году - 28,3% ВВП и 28,5% ВВП в 2016 году.

Основная доля приходится на НДС (5,4% - в 2014 году, 5,5% - в 2015 году, 5,6% - в 2016 году), экспортные пошлины (5,4%, 5,3%, 4,8% соответственно), НДФЛ (3,7% ВВП в 2014 - 2016 годах), налог на прибыль (3,3%, 3,2%, 3,3% ВВП соответственно), НДПИ (3,6%, 3,3%, 3,1% соответственно).