Таблица 2. Структура программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих

Структура программы подготовки квалифицированных

рабочих, служащих

Таблица 2

Индекс

Наименование учебных циклов, разделов, модулей, требования к знаниям, умениям, практическому опыту

Всего максимальной учебной нагрузки обучающегося (час./нед.)

В т.ч. часов обязательных учебных занятий

Индекс и наименование дисциплин, междисциплинарных курсов (МДК)

Коды формируемых компетенций

Обязательная часть учебных циклов ППКРС и раздел "Физическая культура"

864

576

ОП.00

Общепрофессиональный учебный цикл

240

160

В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся по общепрофессиональным дисциплинам должен:

уметь:

читать рабочие и сборочные чертежи и схемы;

выполнять эскизы, технические рисунки и простые чертежи деталей, их элементов, узлов;

знать:

виды нормативно-технической и производственной документации;

правила чтения технической документации;

способы графического представления объектов, пространственных образов и схем;

требования государственных стандартов Единой системы конструкторской документации и Единой системы технологической документации;

правила выполнения чертежей, технических рисунков и эскизов

ОП.01. Основы инженерной графики

ОК 1 - 7

ПК 2.2

ПК 2.5

уметь:

читать принципиальные, электрические и монтажные схемы;

рассчитывать параметры электрических схем;

собирать электрические схемы;

пользоваться электроизмерительными приборами и приспособлениями;

проводить сращивание, спайку и изоляцию проводов и контролировать качество выполняемых работ;

знать:

электротехническую терминологию;

основные законы электротехники;

типы электрических схем;

правила выполнения электрических схем;

методы расчета электрических цепей;

основные элементы электрических сетей;

принципы действия, устройство, основные характеристики электроизмерительных приборов, электрических машин, аппаратуры управления и защиты;

схемы электроснабжения;

основные правила эксплуатации электрооборудования;

способы экономии электроэнергии;

основные электротехнические материалы;

правила сращивания, спайки и изоляции проводов;

принципы работы типовых электронных устройств

ОП.02. Основы электроники и электротехники

ОК 1 - 7

ПК 1.6

ПК 2.4

уметь:

выбирать основные конструкционные и эксплуатационные материалы;

проводить первичную обработку материалов с разными свойствами;

пользоваться стандартами и другой нормативной документацией;

определять правильность работы контрольно-измерительных приборов, пользоваться ими;

анализировать условия работы, оценивать работоспособность деталей машин и механизмов;

использовать механическое оборудование судовой мастерской, ручные инструменты, измерительное и испытательное оборудование при эксплуатации и ремонте судовых технических средств;

обеспечивать качество слесарных работ при обслуживании и ремонте судовых механизмов и устройств;

знать:

основные свойства конструкционных и эксплуатационных материалов, применяемых при ремонте, эксплуатации и техническом обслуживании;

основные технологические процессы обработки материалов с разными свойствами;

основы стандартизации, погрешности при изготовлении деталей и сборке машин, номинальный и предельные размеры, действительный размер, допуск размера, поле допуска, посадки, их виды и назначение, точность обработки, системы допусков и посадок;

основы метрологии: понятие, термины, показатели измерительных приборов;

назначение, характеристики, устройство и порядок использования универсальных средств измерения;

виды слесарных работ и технологию их выполнения при техническом обслуживании и ремонте судовых механизмов и устройств;

оборудование, инструменты и контрольно-измерительные приборы, применяемые при выполнении слесарных работ

ОП.03. Основы материаловедения и технология общеслесарных работ

ОК 1 - 7

ПК 1.1 - 1.6

ПК 2.1 - 2.5

ПК 3.1 - 3.5

ПК 4.1 - 4.5

уметь:

определять типы судов;

ориентироваться в расположении судовых помещений;

знать:

классификацию судов по правилам Регистра, обозначения на судах;

мореходные качества судна (плавучесть, остойчивость, поворотливость, ходкость), технико-эксплуатационные характеристики судна, главные размерения и коэффициенты, водоизмещение, грузоподъемность, непотопляемость;

архитектурный тип судна, конструкцию корпуса, судостроительные материалы;

конструкцию надстроек и оборудование судовых помещений;

конструкцию грузовых люков;

конструкции отдельных узлов судна;

оборудование и снабжение судна;

спасательные средства;

конструктивную противопожарную защиту;

судовые устройства;

назначение и классификацию судовых систем;

назначение, состав, функционирование системы предупреждения загрязнения воды

ОП.04. Теория и устройство судна

ОК 1 - 7

ПК 2.1 - 2.5

ПК 3.1

ПК 3.3

ПК 3.5

уметь:

организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;

предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;

использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения;

применять первичные средства пожаротушения;

ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной профессии;

применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной профессией;

владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;

оказывать первую помощь пострадавшим;

знать:

принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;

основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;

основы военной службы и обороны государства;

задачи и основные мероприятия гражданской обороны;

способы защиты населения от оружия массового поражения;

меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;

организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке;

основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные профессиям СПО;

область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;

порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим

32

ОП.05. Безопасность жизнедеятельности

ОК 1 - 7

ПК 1.1 - 1.6

ПК 2.1 - 2.5

ПК 3.1 - 3.5

ПК 4.1 - 4.5

П.00

Профессиональный учебный цикл

624

416

ПМ.00

Профессиональные модули

624

416

ПМ.01

Выполнение судовых работ

В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:

иметь практический опыт:

эксплуатации технических средств и инструментов;

проведения профилактических работ по надводной и подводной части корпуса, а также внутри судовых помещений, в грузовых трюмах, танках пресной воды и балластных танках;

определения запасов воды в питьевых и балластных танках;

уметь:

осуществлять своевременные проверки судовых устройств и их деталей;

составлять планы судовых работ, распределять подчиненных;

обеспечивать безопасность судовых работ (включая опасные виды);

осуществлять получение, хранение и учет аварийно-спасательного и противопожарного имущества и инвентаря, материально-технического снабжения;

обеспечивать подготовку и установку лесов, беседок и приспособлений для работ на высоте и за бортом;

следить за исправным состоянием водной магистрали, штормовых портиков, шпигатов, льяльных трюмных колодцев;

проверять готовность судна к выходу в рейс: надлежащую подготовку открытых палуб, защищенность оборудования, закрытие грузовых и иных люков и горловин, крепление по походному палубных устройств, грузов;

управлять палубными техническими средствами;

выполнять такелажные, плотницкие и малярные работы;

пользоваться такелажным инструментом;

ремонтировать и оснащать стоячий и бегучий такелаж парусного вооружения шлюпок;

готовить к действию швартовные механизмы, обслуживать их во время работы и наблюдать в период эксплуатации;

подавать, травить, правильно крепить и отдавать швартовный трос, вести систематическое наблюдение за швартовым тросом при стоянке на швартовах;

работать на шпиле (брашпиле), лебедке;

соблюдать правила техники безопасности при выполнении швартовных операций с помощью лебедки, шпиля, брашпиля и вручную;

принимать, хранить, выдавать и вести учет материально-технического снабжения по заведыванию;

знать:

устройство рангоута, такелажа;

назначение, устройство, порядок использования, техническое обслуживание рулевого, грузового, якорного, швартовного и буксирного устройств;

периодичность проверки и порядок замены индивидуальных спасательных средств, швартовых концов, стропов, блоков, скоб и другого такелажного имущества;

правила подготовки корпусной части перед выходом в рейс, объем и перечень выполняемых мероприятий;

основные виды красок, грунтовок, лаков, растворителей, особенности их применения на судах;

технологию нанесения красок на металлические поверхности;

такелаж и такелажное оборудование;

инструменты, используемые при такелажных работах;

материалы для такелажных работ;

пеньковые, стальные и синтетические тросы, их сравнительные характеристики;

приемка, хранение и уход за тросами;

такелажные работы с тросами;

устройство, правила эксплуатации и ремонта палубных технических средств;

содержание и порядок разработки плана работ по корпусной части судна;

порядок составления ремонтных ведомостей;

требования правил и инструкций по содержанию судовых палуб и помещений;

перечень и порядок ведения документации по заведыванию;

нормы запасов пресной воды на судне, порядок ее приема, хранения и расходования;

правила пользования грузоподъемными механизмами;

способы выполнения плотницких, слесарных и малярных работ в соответствии с квалификацией плотника 3-го разряда, слесаря и маляра 2-го разряда;

правила разбивки и маркировки ручного лота и промерного троса;

порядок производства простых малярных, столярных и плотницких работ;

перечень авральных видов работ на судах

МДК.01.01. Организация и проведение судовых работ

ОК 1 - 7

ПК 1.1 - 1.6

ПМ.02

Несение ходовых и стояночных вахт

В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:

иметь практический опыт:

несения ходовой на мостике и стояночной у трапа вахты;

удерживания судна на заданном курсе, слежения за работой курсоуказателей и рулевого устройства;

определения осадки судна по маркировке на штевнях, замера уровня груза;

управления палубными техническими средствами;

использования швартовных, рулевых устройств, палубных механизмов;

уметь:

нести вахту на ходу и на стоянке, при несении вахты на мостике под руководством вахтенного начальника удерживать с помощью руля судно на заданном курсе по компасу, створу и плавучим знакам ограждения;

выполнять обязанности рулевого, переходить с автоматического управления судном на ручное и обратно;

работать с картой, измерять глубины ручным лотом, производить разбивку лотлиней, снимать отсчеты лага;

определять компасный курс, курсовой угол;

пользоваться всеми средствами внутренней связи и аварийной сигнализации;

вести визуальное и слуховое наблюдение за окружающей обстановкой;

нести сигнальную вахту;

работать с грузовым, шлюпочным, швартовным и палубным устройствами;

работать на лебедках, брашпиле, шпиле;

управлять палубными подъемными средствами (лебедки, краны);

поднимать флаги расцвечивания;

обеспечивать надлежащее состояние и хранение сигнальных флагов и знаков, запасных сигнальных фонарей;

открывать и закрывать трюмы;

проводить техническое обслуживание грузовых стрел, судовых лебедок и кранов грузозахватывающих приспособлений;

знать:

основные понятия и определения в навигации, формы и размеры Земли, основные точки и линии на земном шаре, географические координаты, единицы длины и скорости, принятые в судовождении, основные линии плоскости наблюдения, деление горизонта на румбы и градусы, истинные курс, пеленг, курсовой угол, видимый горизонт и его дальность, дальность видимости предметов, определение дальности видимости по таблицам;

определение направления, земной магнетизм и его элементы, назначение, устройство, принцип действия, применение магнитных компасов, склонение, магнитные курсы и пеленги, девиацию магнитного компаса, порядок пользования таблицей остаточной девиации, общую поправку компаса, перевод и исправление румбов;

назначение, классификацию, характеристики навигационных карт, построение карты в различных проекциях, условные обозначения, прокладочный инструмент и методику решения задач на навигационных картах;

графическое счисление пути судна, определение расстояния, пройденного судном, назначение, устройство и принцип работы судовых лагов, проверку лага и ее учет, ручной лот, графическое счисление, плавание по счислению при отсутствии дрейфа и течения;

влияние ветра и течения на направление следования и скорость судна, учет дрейфа и сноса течением при прокладке пути;

методы определения места положения судна;

назначение, устройство, принцип действия, порядок применения электронавигационных приборов, электронных и спутниковых навигационных приборов;

основные сведения из лоции, задачи и организацию службы обеспечения безопасности плавания;

назначение, классификацию, применение, состав средств навигационного оборудования (системы охлаждения);

способы и методы передачи и приема навигационных и гидрометеорологических предупреждений и сведений;

основные понятия гидрологии: распределение воды и суши на земном шаре, рельеф дна, процессы, происходящие в Мировом океане, их влияние на мореплавание и судоходство;

характеристики морской и пресной воды, образование, размеры волн и шкалу волнения, характеристику водных течений, приливно-отливные явления: виды, причины образования, таблицы приливов и порядок пользования ими;

рулевое устройство: назначение, классификацию, схему устройства, характеристику, принцип действия и техническую эксплуатацию;

команды на русском и английском языках, подаваемые при управлении рулем, и их значение;

якорное устройство: назначение, классификацию, характеристику различных типов якорных устройств, конструкцию, принцип действия и техническую эксплуатацию;

якорные механизмы (брашпили и шпили): назначение, устройство, принцип действия и применение, безопасность труда при технической эксплуатации якорного устройства;

швартовное устройство: назначение, составные элементы (швартовные тросы, средства их крепления, средства передачи швартовных концов на другое судно или причал), швартовные механизмы: назначение, составные элементы, расположение их на судне, техническую эксплуатацию и ремонт;

судовые сходни и трапы: назначение, устройство, установку, крепление, правила технической эксплуатации и безопасности труда при пользовании ими;

буксирное устройство: назначение, составные части, способы крепления на судне, способы подачи буксирных тросов на буксируемое судно и их крепление, правила вытравливания и выбирания буксирных тросов;

освидетельствование буксирного устройства и правила его технической эксплуатации;

безопасность труда при технической эксплуатации буксирного устройства;

портовые надзорные службы и их обязанности

МДК.02.01.

Организация службы на судах

МДК.02.02.

Несение ходовых и стояночных вахт

МДК.02.03.

Швартовка к причалу и постановка на якорь

ОК 1 - 7

ПК 2.1 - 2.5

ПМ.03

Погрузочно-разгрузочные работы

В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:

иметь практический опыт:

подготовки трюмов и грузового комплекса к проведению грузовых операций;

сортировки, подборки и размещения грузов;

уметь:

обеспечивать подготовку трюмов и грузового комплекса к грузовым операциям;

выполнять прием и сдачу грузов и багажа в трюмах и на палубе;

осуществлять выдачу грузов грузополучателям;

проверять маркировку и внешнее состояние "мест" груза и багажа;

осуществлять руководство и контроль за соблюдением портовыми рабочими правил погрузки- выгрузки и сохранности грузов в процессе погрузочно-разгрузочных работ, размещения груза в трюмах и на палубе грузов, правил техники безопасности;

знать:

классификацию и свойства основных видов грузов, перевозимых на судах;

правила техники безопасности при проведении грузовых операций;

правила техники безопасности при эксплуатации грузоподъемного оборудования;

грузовые устройства судна: классификацию, назначение, характеристику, устройство, размещение на судне, принцип действия и техническую эксплуатацию, захватные приспособления для грузов, оборудование грузовых люков, грузовые устройства танкеров, грузовые стрелы, лебедки, приспособления: назначение, устройство и правила технической эксплуатации, безопасность труда при технической эксплуатации грузовых устройств;

виды тары и упаковки;

виды маркировки грузов;

свойства грузов, правила их перевозки, погрузки- выгрузки, складирования и хранения;

правила пользования весами различных систем;

правила размещения, сепарирования и крепления;

государственные стандарты на тару и упаковку

МДК.03.01. Технология выполнения погрузочно-разгрузочных работ

ОК 1 - 7

ПК 3.1 - 3.5

ПМ.04

Обеспечение безопасности плавания

В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:

иметь практический опыт:

действий при проведении учебных тревог;

действий при авариях;

использования индивидуальных и коллективных спасательных средств и их снабжения;

использования средств индивидуальной защиты;

действий при оказании первой медицинской помощи;

уметь:

действовать при проведении различных видов тревог;

применять средства пожаротушения;

применять средства индивидуальной защиты;

применять средства по борьбе с водой;

использовать индивидуальные и коллективные спасательные средства;

производить спуск и подъем спасательных и дежурных шлюпок, спасательных плотов и уметь управлять ими;

использовать аварийно-спасательное снабжение;

обеспечивать защищенность судна от актов незаконного вмешательства;

оказывать первую медицинскую помощь;

подавать сигналы бедствия различными средствами;

знать:

расписание по тревогам, виды и сигналы тревог;

порядок действий при проведении тревог;

мероприятия по обеспечению противопожарной безопасности;

различные виды маркировки, используемые на судне;

виды и химическую природу пожара;

средства и системы пожаротушения на судне;

аварийное и противопожарное снабжение судна;

виды средств индивидуальной защиты;

мероприятия по обеспечению водонепроницаемости корпуса судна;

виды коллективных и индивидуальных спасательных средств и их снабжение;

устройства спуска и подъема спасательных средств;

основы обеспечения транспортной безопасности;

комплекс мер по предотвращению загрязнения окружающей среды;

действия при оказании первой медицинской помощи;

виды и способы подачи сигналов бедствия;

способы выживания на воде

МДК.04.01. Безопасность жизнедеятельности на судне

ОК 1 - 7

ПК 4.1 - 4.5

ФК.00

Физическая культура

В результате освоения раздела обучающийся должен:

уметь:

использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей;

знать:

о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека;

основы здорового образа жизни

80

40

ОК 2

ОК 3

ОК 6

ОК 7

Вариативная часть учебных циклов ППКРС

(определяется образовательной организацией)

216

144

Итого по обязательной части ППКРС, включая раздел "Физическая культура", и вариативной части ППКРС

1080

720

УП.00

Учебная практика обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования

19 нед./39 нед.

684/1404

ОК 1 - 7

ПК 1.1 - 4.5

ПП.00

Производственная практика обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования

(в ред. Приказа Минобрнауки России от 09.04.2015 N 391)

(см. текст в предыдущей редакции)

ПА.00

Промежуточная аттестация обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования

1 нед./2 нед.

(в ред. Приказа Минобрнауки России от 09.04.2015 N 391)

(см. текст в предыдущей редакции)

ГИА.00

Государственная итоговая аттестация обучающихся на базе среднего общего образования/ на базе основного общего образования

1 нед./2 нед.

(в ред. Приказа Минобрнауки России от 09.04.2015 N 391)

(см. текст в предыдущей редакции)