<Письмо> Росприроднадзора от 17.07.2013 N АА-03-03-36/10037 <О согласовании порядка производственного контроля в области обращения с отходами>

 

МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
 
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
 
ПИСЬМО
от 17 июля 2013 г. N АА-03-03-36/10037

 
Федеральная служба по надзору в сфере природопользования с целью урегулирования вопросов, возникающих при предоставлении территориальными органами Росприроднадзора государственной услуги по согласованию порядка производственного контроля в области обращения с отходами, в дополнение к ранее разосланному письму N ВК-03-03-36/9781 от 25.07.2012 в редакции письма N АА-03-03-36/17735 от 26.12.2012, сообщает следующее.
В соответствии с Положением о Росприроднадзоре, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 400, Росприроднадзор согласовывает порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами, определяемый юридическими лицами, осуществляющими деятельность в области обращения с отходами, по объектам, подлежащим федеральному государственному экологическому контролю (далее - Порядок).
В настоящее время не существует положения по содержанию, структуре порядка производственного контроля, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации либо приказом Минприроды России, поэтому законодательно требования к содержанию порядка производственного контроля отсутствуют.
Вместе с этим содержание Порядка определяется исходя из требований, установленных природоохранным законодательством Российской Федерации к деятельности в области обращения с отходами, с учетом особенностей и условий осуществляемой юридическими лицами деятельности в области обращения с отходами.
Однако анализ Порядков, поступивших на согласование в Службу за время предоставления указанной услуги, свидетельствует о необходимости дополнительных разъяснений ввиду отсутствия законодательно закрепленных требований в части содержания и структуры Порядка.
В связи с этим Росприроднадзор считает возможным рекомендовать придерживаться структуры и содержания Порядка, представленных ниже. При этом обращаем внимание, что отступление от данной формы не может являться поводом для отказа в предоставлении юридическому лицу государственной услуги по согласованию Порядка.
Титульный лист;
Содержание;
Общие положения;
Нормативно-правовые акты;
Термины и определения;
Цели и задачи производственного контроля;
Организационная структура юридического лица;
Объекты производственного контроля в области обращения с отходами;
Состав производственного контроля в области обращения с отходами;
Контроль лицензионных требований;
Контроль за соблюдением требований предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, возникающих при обращении с отходами;
Ответственность должностных лиц за ненадлежащую организацию производственного контроля в области обращения с отходами;
Требования к ведению и хранению документации по производственному контролю в области обращения с отходами;
Приложения.
На титульном листе приводится название Порядка с указанием наименования юридического лица, для которого он разработан, а также сведения, кем и когда указанный Порядок был утвержден.
В разделе "Содержание" приводится наименование и последовательность расположения разделов с указанием номеров страниц.
В разделе "Общие положения" раскрывается информация об организации, для которой разработан Порядок, а именно: наименование юридического лица, юридический и фактический адрес, реквизиты, основной профиль хозяйственной деятельности. При наличии филиалов и структурных подразделений в Порядке должно быть указано, что его положения распространяются на все филиалы и структурные подразделения юридического лица. При этом приведение конкретизирующих сведений о филиалах (наименование, фактическое место нахождения, осуществления хозяйственной деятельности) при их большом количестве необязательно и дается по усмотрению юридического лица, например, в табличном виде.
Также в разделе следует обозначить требования обязательности применения и исполнения Порядка филиалами, структурными подразделениями юридического лица и привлекаемыми сторонними организациями.
Помимо этого, ввиду отсутствия законодательно закрепленного срока действия порядка, фактически документ является бессрочным, а следовательно, в приведенном разделе следует определить и процедуру внесения и согласования изменений в Порядок либо установить срок его действия.
Раздел "Нормативно-правовые акты" составляется из перечня нормативных правовых актов, в соответствии с требованиями которых разработан Порядок и на основании которых осуществляется деятельность по обращению с отходами: Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 7-ФЗ, Закон N 89-ФЗ) и т.д.
Раздел "Термины и определения" составляется на основании используемых по тексту Порядка определений и/или сокращений, специфических для юридического лица, а также терминов, приведенных в соответствие с нормативно-правовыми документами.
Термины или определения, приведенные из положений федеральных законов, подзаконных актов, приводятся в полном соответствии с положениями федерального закона, подзаконного акта.
В разделе "Цели и задачи производственного контроля" цели и задачи производственного контроля должны быть сформулированы с учетом положений ст. 26 Закона N 89-ФЗ и ст. 67 Закона N 7-ФЗ.
В разделе "Организационная структура юридического лица" приводится информация об общей структуре организации, а также о ее структурных подразделениях и должностных лицах, ответственных за организацию и проведение производственного контроля в области обращения с отходами, с указанием возложенных функциональных обязанностей и полномочий персонала. Информация в данном разделе может быть представлена в виде блок-схем или в текстовом варианте (на усмотрение юридического лица).
В разделе "Объекты производственного контроля в области обращения с отходами" указываются виды деятельности по обращению с отходами, осуществляемыми юридическим лицом, в соответствии со ст. 1 Закона N 89-ФЗ.
Также в разделе отражается наличие/отсутствие объектов временного хранения отходов на промышленных площадках (складирования), объектов размещения отходов, систем обезвреживания и уничтожения отходов, находящихся в ведении природопользователя. Информацию в данном разделе целесообразно приводить кратко, без указания каких-либо конкретизирующих качественных или количественных характеристик образующихся отходов и объектов, а также технических характеристик.
Для юридических лиц, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами, подлежащих лицензированию, указывается наименование всех видов деятельности, подлежащей лицензированию в соответствии с положениями Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ). Также указывается на наличие необходимых для выполнения работ объектов (в том числе объектов размещения отходов), без их конкретизации и перечисления.
В разделе "Состав производственного контроля в области обращения с отходами" указывается, какие виды производственного контроля в области обращения с отходами осуществляются юридическим лицом (инспекционный и/или экоаналитический контроль).
В разделе описывается организация и процедура проведения инспекционного контроля, а также мероприятия производственного контроля и положения нормативных правовых актов, подлежащих контролю. Указанное определяется юридическим лицом, исходя из особенностей и условий осуществления деятельности в области обращения с отходами.
Например, для юридических лиц, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами, не подлежащую лицензированию (в соответствии с Законом N 99-ФЗ), приводится наименование конкретных видов деятельности. При этом должно быть указано, что данные виды деятельности по обращению с отходами осуществляются в соответствии с требованиями, предъявляемыми к ним законодательством в области охраны окружающей среды и законодательством в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также иными нормативно-правовыми актами (например, в части транспортировки отходов - приказом Минтранса России от 08.08.1995 N 73, постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2011 N 272 и др.)
При наличии объектов размещения отходов прописывается обязательность соблюдения требований к объектам размещения отходов, определенных ст. 12 Закона N 89-ФЗ, а также правил инвентаризации таких объектов, утвержденных приказом Минприроды России от 25.02.2010 N 49 и т.д.
Также в разделе целесообразно указать наименование службы, проводящей контроль, требования к документарному оформлению результатов проведенного контроля, порядок и сроки устранения выставленных замечаний, условия проведения внепланового контроля.
В случае необходимости проведения экоаналитического контроля (осуществляемого, например, в рамках мониторинга на объектах размещения отходов, при проведении работ по подтверждению классов опасности образующихся отходов, в соответствии с требованиями статьи 11 и 14 Закона N 89-ФЗ) следует указать информацию о лаборатории, силами которой осуществляется данный вид контроля.
Если для проведения экоаналитического контроля привлекается сторонняя организация, то в данном случае необходимо указать на наличие у привлекаемых лабораторий соответствующих документов, подтверждающих право проведения конкретных работ, в соответствии с требованиями Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании".
Формы документов, составляемых по итогам проведения соответствующих видов контроля, а также формы планов-графиков их проведения приводятся в качестве приложений к Порядку. На каждое приложение в тексте Порядка должны быть соответствующие ссылки. Каждое приложение к Порядку должно быть пронумеровано и озаглавлено.
Раздел "Контроль лицензионных требований" заполняется по аналогии с предыдущим разделом в случае осуществления деятельности по обращению с отходами I - IV класса опасности, подлежащей лицензированию в соответствии с Законом N 99-ФЗ. В противном случае в Порядке следует указать на отсутствие необходимости проводить соответствующий вид контроля в связи с отсутствием объектов такого контроля.
В разделе "Контроль за соблюдением требований предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, возникающих при обращении с отходами" следует указать, возможно ли возникновение чрезвычайных ситуаций, связанных с деятельностью по обращению с отходами. В случае возможности возникновения чрезвычайных ситуаций в разделе приводится описание соответствующего вида контроля, например: в рамках общего плана мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
В случае, если мероприятия по соблюдению как лицензионных требований, так и требований предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, учтены в разделе "Состав производственного контроля в области обращения с отходами", разделы "Контроль лицензионных требований" и "Контроль за соблюдением требований предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, возникающих при обращении с отходами" в состав Порядка не включаются.
В разделе "Ответственность должностных лиц за ненадлежащую организацию производственного контроля в области обращения с отходами" определяются меры ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение положений нормативно-правовых документов, регулирующих деятельность юридического лица в области обращения с отходами.
В разделе "Требования к ведению и хранению документации по производственному контролю в области обращения с отходами" следует указать список документации, подлежащей хранению, а также ответственные структуры, сроки и способы хранения документации. Сроки хранения документации юридического лица регламентируются, в частности, ГОСТ Р ИСО 15489-1-2007 "Национальный стандарт Российской Федерации. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Управление документами. Общие требования".
Учитывая, что Порядок является официальным документом, регламентирующим деятельность юридического лица в области обращения с отходами, он должен быть оформлен в едином стиле, прошит и пронумерован.
 
Временно исполняющий обязанности
Руководителя
А.М.АМИРХАНОВ
 
 

Открыть полный текст документа

Документ недоступен на сайте

Данный документ доступен в коммерческой версии системы КонсультантПлюс. Вы можете купить систему или заказать ее бесплатную демонстрацию.


Для ознакомления с текстом данного документа можно обратиться в региональный информационный центр (РИЦ) Сети КонсультантПлюс, расположенный в Вашем городе/регионе.

Дополнительная информация к документу

Дополнительная информация к документу или его части по значку i (разъяснения, комментарии, судебная практика) представлена в коммерческой версии системы КонсультантПлюс.


На сайте возможность недоступна.

Редакции документа

В коммерческой версии системы КонсультантПлюс представлены все редакции документа (в том числе с изменениями, не вступившими в силу):


- указан период действия редакции

- можно найти редакцию на определённую дату

- можно сравнить редакции друг с другом


На сайте не представлены редакции документа

Закрыть