III. Выполнение воздушных перевозок

23. Обеспечение выполнения воздушных перевозок возлагается на:

Национальный центр управления;

(в ред. Приказа Министра обороны РФ от 11.06.2014 N 421)

(см. текст в предыдущей редакции)

главные штабы видов Вооруженных Сил, штабы военных округов, штабы (командные пункты) объединений, соединений;

старших авиационных начальников аэродромов Министерства обороны, командиров авиационных воинских частей (авиационных комендатур).

24. Заявки на выделение воздушных судов для выполнения воздушных перевозок по утвержденным планам представляются отправителями <*> в Национальный центр управления не позднее чем за 10 суток, а в срочных случаях - за 3 суток до начала их выполнения. В заявках указываются:

(в ред. Приказа Министра обороны РФ от 11.06.2014 N 421)

(см. текст в предыдущей редакции)

--------------------------------

<*> Далее в тексте настоящей Инструкции, если не оговорено особо, под отправителями (получателями) понимаются воинские части, организации, отправляющие лиц и грузы (принимающие лиц, получающие грузы), указанные в пункте 4 настоящей Инструкции.

основание воздушной перевозки;

цель воздушной перевозки;

дата выполнения воздушной перевозки;

аэродромы погрузки и выгрузки;

наименование, характер груза и сведения о его опасности;

количество мест, вес и габариты груза (на перевозку груза весом одного места более 100 кг и (или) размером более 150 x 120 x 70 см - по каждому месту отдельно), тип шасси автотракторной, боевой, специальной и другой техники;

количество перевозимых военнослужащих;

количество перевозимого гражданского персонала Вооруженных Сил;

количество других лиц, предусмотренных пунктом 4 настоящей Инструкции;

воинское звание, фамилия, имя, отчество старшего группы;

адреса отправителя и получателя с указанием способа связи (номера телефонов, факсов, телеграфный адрес) как в рабочие, так и в выходные (праздничные) дни.

Данные, указанные в заявке, не позднее чем за двое суток до вылета доводятся до командира авиационной воинской части, выполняющего эту задачу.

25. Задача командиру авиационной воинской части на перевозку ставится вышестоящим командиром (начальником) письменно, при срочных заданиях - устно с обязательным отражением в учетных документах и средствах объективного контроля, с учетом времени, необходимого на подготовку экипажа и воздушного судна, с последующим письменным подтверждением.

Командир авиационной воинской части (подразделения), получив от вышестоящего командира (начальника) указания на выполнение воздушных перевозок, организует подготовку и контроль готовности экипажей и воздушных судов к выполнению воздушных перевозок.

Задача экипажу воздушного судна ставится командиром авиационной воинской части в полном объеме с использованием средств объективного контроля.

26. Для выполнения заданий, связанных с перевозкой лиц, указанных в пункте 4 настоящей Инструкции, назначаются подготовленные штатные экипажи, укомплектованные командирами воздушных судов и штурманами экипажей, имеющими квалификационный разряд не ниже "летчик (штурман) первого класса" или подготовленными до уровня первого класса (прошедшими проверки на присвоение квалификационного разряда "летчик (штурман) первого класса").

(в ред. Приказа Министра обороны РФ от 11.06.2014 N 421)

(см. текст в предыдущей редакции)

Допуск экипажей воздушных судов к перевозкам лиц, указанных в пункте 4 настоящей Инструкции, осуществляется ежегодными приказами:

в авиационных воинских частях центрального подчинения - главнокомандующих видами Вооруженных Сил;

в авиационных воинских частях объединений - командующих объединениями.

Максимальное количество посадочных мест, оборудованных для перевозки лиц, указанных в пункте 4 настоящей Инструкции, вносится в формуляр воздушного судна на основании приказа командира авиационной воинской части.

Совмещение воздушной перевозки лиц, указанных в пункте 4 настоящей Инструкции, с вывозными полетами не допускается.

27. Воздушная перевозка лиц и грузов, указанных в пункте 4 настоящей Инструкции, попутными воздушными судами осуществляется по решению начальника центра (координации и контроля полетов авиации Вооруженных Сил Российской Федерации) Национального центра управления обороной Российской Федерации. Решение принимается на основании заявок воинских частей, организаций Вооруженных Сил. Указанное решение доводится Национальным центром управления до воинских частей, организаций Вооруженных Сил, подавших заявки на осуществление воздушной перевозки попутными воздушными судами, а также до авиационных объединений (соединений, воинских частей), выполняющих воздушные перевозки.

(в ред. Приказа Министра обороны РФ от 11.06.2014 N 421)

(см. текст в предыдущей редакции)

Воздушная перевозка одиночно следующих лиц, указанных в пункте 4 настоящей Инструкции, выполняется по решению старшего авиационного начальника аэродрома, с аэродрома которого начинается перевозка, по согласованию с командиром воздушного судна.

28. Воздушная перевозка лиц, указанных в пункте 4 настоящей Инструкции, разрешается только на воздушных судах, оборудованных посадочными местами. Количество перевозимых лиц не должно превышать количества посадочных мест, записанного в формуляре воздушного судна.

Перевозка лиц, указанных в пункте 4 настоящей Инструкции, на специальных воздушных судах (постановщики помех, разведчики, поисково-спасательные, радиолокационного дозора и наведения, целеуказания, воздушные пункты управления, специальные узлы связи, самолеты-заправщики), если иное не определено руководствами по летной эксплуатации воздушных судов, не осуществляется.

29. Воздушная перевозка грузов производится с сопровождающими, которые назначаются отправителем или получателем. Сопровождающие следуют вместе с грузом и располагаются в пассажирском салоне воздушного судна или в кабине сопровождения.

При отсутствии сопровождающих представитель отправителя груза должен находиться на аэродроме вылета до момента взлета воздушного судна, представитель получателя груза - на аэродроме назначения с момента посадки воздушного судна.

30. Грузы, подлежащие воздушной перевозке, должны соответствовать следующим требованиям:

мелкие грузы для удобства погрузки пакетируются;

груз должен иметь подъемно-швартовочные узлы или другие приспособления для погрузки и швартовки. На грузах весом одного места более 200 кг яркой краской наносится положение центра тяжести в виде креста и указывается его фактический вес;

емкости с жидкостями, в том числе топливные баки перевозимой техники, заполняются не более чем на 90 процентов от их полного объема.

Отправитель отвечает за соответствие веса груза данным, указанным в описи груза.

Командир воздушного судна имеет право потребовать от отправителя проведения контрольного взвешивания отдельных грузов для проверки соответствия веса груза данным, указанным в описи груза.

В случае несоответствия фактического веса отдельного груза весу, заявленному в описи груза, перезагрузка и взвешивание всего груза осуществляются силами отправителя.

Вес грузов, размещаемых в грузовой кабине воздушного судна, рассчитывается с учетом веса средств обеспечения их транспортировки (тележки, контейнеры, поддоны, ложементы, распределительные щиты, подставки, специальная тара).

31. При подготовке к воздушным перевозкам техники подлежат обязательной проверке:

соответствие габаритов перевозимой техники размерам грузовых люков и кабин воздушных судов с учетом допусков, предусмотренных руководством по эксплуатации воздушного судна;

непревышение удельного давления колес, гусениц и других опор на пол грузовой кабины воздушного судна предельно допустимых значений для данного типа воздушного судна.

При превышении удельного давления на пол грузовой кабины либо при превышении величины допустимой нагрузки на грузовые трапы разрешается применять специальные настилы (грузораспределители), подготовку и доставку которых обеспечивает отправитель;

соответствие заправки жидкостных систем техники требованиям пункта 30 настоящей Инструкции, отсутствие течи топлива, масел и специальных жидкостей;

работоспособность тормозной системы, давление в пневматиках колес;

надежность крепления навесных агрегатов, грузов, размещенных в кузове, и точность определения отправителем фактического центра тяжести техники, загружаемой в воздушное судно, чистота перевозимой техники;

непревышение веса груза предельно допустимых значений для данного типа воздушного судна.

32. Воздушная перевозка оружия, боеприпасов, взрывчатых, отравляющих, легковоспламеняющихся веществ, радиоактивных и других опасных предметов осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации. Упаковка опасных и особо опасных грузов должна полностью исключать возможность контакта ее содержимого с деталями воздушного судна и людьми.

Отправитель осуществляет подготовку опасных грузов к воздушной перевозке, которые должны быть им классифицированы по степени опасности, упакованы, промаркированы и снабжены соответствующими знаками.

Совместная воздушная перевозка лиц, указанных в пункте 4 настоящей Инструкции, за исключением лиц, сопровождающих грузы, и опасных грузов не осуществляется.

33. Воздушные перевозки личного оружия и боеприпасов производятся в специально оборудованных металлических ящиках в закрытом и опечатанном виде под контролем членов экипажа, назначенных командиром воздушного судна. Ключи от ящиков с оружием передаются командиру воздушного судна перед посадкой на воздушное судно лиц, указанных в пункте 4 настоящей Инструкции.

34. Старшие групп (начальники команд, отправители, сопровождающие) для допуска к погрузке должны иметь:

при перевозке лиц, указанных в пункте 4 настоящей Инструкции, - три экземпляра списка лиц, перевозимых на воздушном судне (приложение N 7 к настоящей Инструкции), при этом первый экземпляр вручается командиру воздушного судна, второй - диспетчеру аэродрома вылета, третий - остается у старшего группы (начальника команды);

при отправке груза - четыре экземпляра описи груза (приложение N 8 к настоящей Инструкции), подписанные отправителем и заверенные печатью установленного образца, при этом первый экземпляр описи груза вручается командиру воздушного судна, второй - сопровождающему (при его отсутствии второй экземпляр описи груза вручается командиру воздушного судна, который при сдаче груза вручает его получателю), третий - диспетчеру, четвертый - остается у отправителя.

Все экземпляры списка лиц, перевозимых на воздушном судне, и описи груза подписываются отправителем или представителем органа военных сообщений и заверяются печатью установленного образца.

35. Отправитель груза:

подает заявку на воздушную перевозку в соответствующий штаб в установленные настоящей Инструкцией сроки;

выделяет и инструктирует погрузочно-разгрузочные команды и лиц, сопровождающих груз, готовит грузы к воздушной перевозке и доставляет их на аэродром погрузки;

по согласованию со старшим авиационным начальником аэродрома погрузки обеспечивает подготовку и доставку на аэродром дополнительного оборудования и приспособлений для погрузки крупногабаритных грузов;

готовит дополнительную сопроводительную документацию на грузы, а также документы, требуемые в соответствии с законодательством Российской Федерации;

после прибытия на аэродром уточняет время, место и порядок погрузки, маршруты и правила движения по аэродрому личного состава, автотранспорта, боевой и специальной техники;

при необходимости организует охрану района ожидания и по согласованию со старшим авиационным начальником аэродрома - мест погрузки, а также выделяет средства пожаротушения и санитарные средства;

инструктирует членов экипажа воздушного судна, личный состав погрузочно-разгрузочных команд и лиц, сопровождающих груз, по правилам и мерам безопасности при перевозке огнеопасных, взрывчатых, радиоактивных, других опасных и особо опасных грузов. Обеспечивает членов экипажа и личный состав, участвующий в погрузке и сопровождении опасных и особо опасных грузов, средствами защиты;

своевременно информирует получателя об отправке груза.

36. Получатель груза:

своевременно уточняет дату и время прибытия воздушного судна;

согласовывает со старшим авиационным начальником аэродрома назначения маршруты движения автотранспорта к месту выгрузки, а также личного состава, автотранспорта, боевой и специальной техники после их выгрузки;

обеспечивает прибытие на аэродром погрузочно-разгрузочных команд, необходимого автотранспорта и приспособлений для выгрузки не позднее чем за 30 минут до посадки воздушного судна;

обеспечивает своевременную выгрузку и вывоз груза с аэродрома;

организует по согласованию со старшим авиационным начальником аэродрома охрану мест выгрузки и района сосредоточения, а также выделяет средства пожаротушения и санитарные средства;

инструктирует членов экипажа воздушного судна, личный состав погрузочно-разгрузочных команд и лиц, сопровождающих груз, по правилам и мерам безопасности при разгрузке огнеопасных, взрывчатых, радиоактивных, других опасных и особо опасных грузов. Обеспечивает членов экипажа и личный состав, участвующий в разгрузке, средствами защиты.

37. Сопровождающий груз:

получает задание от отправителя (получателя) на сопровождение груза;

должен знать адреса отправителя и получателя груза, способы связи (взаимодействия) с ними;

должен иметь документы, удостоверяющие право на сопровождение, сопроводительные документы на заявленный груз, а также на его получение;

должен знать характеристику груза и особенности его перевозки;

присутствует при осмотре груза экипажем воздушного судна, при производимых с грузом погрузочно-выгрузочных операциях и сопровождает груз до вручения его получателю;

следит за состоянием груза и его сохранностью во время перевозки, не допускает к грузу посторонних лиц;

выполняет указания командира воздушного судна в полете;

при сопровождении животных - следит за их состоянием, по окончании перевозки убирает помещения, предназначенные для их перевозки;

контролирует правильность укладки и надежность крепления грузов;

при сопровождении опасных грузов - должен знать правила обращения с этими грузами, принимать меры безопасности, иметь при себе необходимые средства (инструменты) для устранения возгорания, отравления, неисправностей, иметь средства индивидуальной защиты, знать правила пользования ими и применять их в необходимых случаях.

Сопровождающему груз запрещается:

отлучаться от воздушного судна на аэродромах посадки без разрешения командира воздушного судна;

производить какие-либо действия с грузом во время полета без разрешения командира воздушного судна.

38. Своевременная доставка на аэродром погрузки перевозимых на воздушном судне лиц и грузов возлагается на отправителя (старшего группы).

39. Фактический вес лиц и грузов, указанных в пункте 4 настоящей Инструкции, не должен превышать нормы загрузки согласно инженерно-штурманскому расчету и установленной для данного типа воздушного судна максимальной загрузки.

40. Погрузка и выгрузка грузов производятся расчетами и специально назначенными погрузочно-разгрузочными командами грузоотправителя (грузополучателя) под руководством командира воздушного судна (лица, им назначенного) и старшего группы.

41. Движение по аэродрому автотракторной, боевой и специальной техники, а также личного состава (лиц, перевозимых на воздушном судне) организует старший авиационный начальник аэродрома.

42. На командных пунктах авиационных объединений и соединений, у авиационных диспетчеров аэродромов ведется учет воздушных перевозок пассажиров и грузов (приложения N 9 и 10 к настоящей Инструкции).

43. Список лиц, перевозимых на воздушном судне, и опись груза являются отчетными документами выполнения воздушной перевозки экипажем воздушного судна и прикладываются к полетному листу.

Списки лиц, перевозимых на воздушных судах, и описи грузов хранятся в штабе авиационной воинской части вместе с отчетной полетной документацией не менее 5 лет.

44. Воздушные перевозки личного состава и (или) грузов в случаях, не терпящих отлагательства (санитарные рейсы по перевозке тяжелобольных военнослужащих и лиц гражданского персонала Вооруженных Сил, по доставке специалистов Службы безопасности полетов авиации Вооруженных Сил на ближайший к месту авиационного события аэродром, по перевозке оперативных групп Министерства обороны к месту чрезвычайного происшествия), выполняются по решению начальника центра (координации и контроля полетов авиации Вооруженных Сил Российской Федерации) Национального центра управления обороной Российской Федерации. Решение принимается на основании заявок воинских частей, организаций Вооруженных Сил. Указанное решение доводится Национальным центром управления до воинских частей, организаций Вооруженных Сил, подавших заявки на осуществление воздушной перевозки, а также до авиационных объединений (соединений, воинских частей), выполняющих воздушные перевозки, в письменном виде или устно по линии командных пунктов с последующим письменным подтверждением.

Воздушные перевозки инженерно-технического и летного состава из авиационных воинских частей на предприятия промышленности, авиаремонтные заводы и в авиационные воинские части для приема и перегонки авиационной техники, а также личного состава и (или) грузов для сопровождения перегоняемых воздушных судов выполняются по решению командиров авиационных объединений (соединений, воинских частей), в чьих интересах выполняется перегонка воздушных судов.

(п. 44 в ред. Приказа Министра обороны РФ от 11.06.2014 N 421)

(см. текст в предыдущей редакции)