См. Основные направления бюджетной политики на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов.

Таблица 6.7. Бюджетные ассигнования на оплату труда (денежное довольствие, денежное содержание) и стипендии

Таблица 6.7

Бюджетные ассигнования на оплату труда (денежное

довольствие, денежное содержание) и стипендии

млрд. рублей

Наименование

2013 год (Закон N 216-ФЗ)

2014 год

2015 год

2016 год (проект)

Закон N 216-ФЗ

проект

Закон N 216-ФЗ

проект

Всего

2 974,3

3 100,0

3 130,7

3 153,2

3 294,4

3 375,6

Оплата труда

2 911,1

3 033,5

3 064,2

3 083,4

3 224,6

3 302,4

в том числе:

Государственные гражданские служащие

314,5

320,4

334,2

321,0

346,5

344,5

Работники федеральных государственных учреждений

824,3

870,2

865,2

889,7

907,7

957,5

Прокуроры, следователи

52,8

42,6

70,6

42,6

73,2

73,2

Судьи

71,8

76,7

78,2

78,9

83,4

85,3

в том числе:

Ежемесячное денежное вознаграждение судей

51,5

54,0

55,2

54,5

57,7

57,7

Выплаты, зависящие от окладов денежного содержания, и иные социальные выплаты (пожизненное содержание, выходное пособие судей)

20,3

22,7

23,0

24,4

25,7

27,6

Военнослужащие и приравненные к ним лица

1 637,5

1 712,7

1 705,3

1 740,2

1 802,7

1 830,6

Другие категории

10,0

10,8

10,7

10,9

11,2

11,4

Стипендии

63,2

66,5

66,5

69,8

69,8

73,2

Бюджетные ассигнования на оплату труда в 2014 - 2016 годах работников федеральных государственных органов, судей, прокурорских работников, сотрудников Следственного комитета Российской Федерации и других категорий работников определены с учетом решений об индексации фондов оплаты труда с 1 октября 2014 года на 5,0%, в 2015 - 2016 годах - с учетом досчета на уровень индексации 2014 года, а также исходя из прогноза среднегодового курса доллара США в части валютной составляющей денежного содержания работников зарубежного аппарата.

Потребность в дополнительных бюджетных ассигнованиях на 2014 - 2016 годы на увеличение денежного вознаграждения лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, составляет 47,6 млрд. рублей, дополнительная потребность на увеличение денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих - 135,0 млрд. рублей (с учетом объемов условно утверждаемых расходов потребность составляет 230,0 млрд. рублей).

Рост объемов бюджетных ассигнований на оплату труда федеральных государственных гражданских служащих в 2014 году по отношению к 2013 году обусловлен планируемой индексацией оплаты труда и связан со следующими факторами:

- увеличение численности работников Россотрудничества в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 8 мая 2013 г. N 476 "Вопросы Федерального агентства по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству";

- перенос сокращения численности федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС России с 2013 года на 2016 год и Росреестра с 2013 года на 2015 год в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 18 февраля 2013 года N 137, которое устанавливает предельную численность и фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы, федеральных органов исполнительной власти.

Рост объемов бюджетных ассигнований в 2016 году по отношению к 2015 году на выплаты, зависящие от окладов денежного содержания и иные социальные выплаты обусловлен выделением дополнительных бюджетных ассигнований ФНС России на выплату федеральным государственным гражданским служащим компенсаций в размере четырехмесячного денежного содержания при увольнении с гражданской службы, связанную с сокращением численности федеральных государственных гражданских служащих в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 18 февраля 2013 года N 137.

Объемы бюджетных ассигнований на оплату труда судей, на выходное пособие и пожизненное их содержание планируются с учетом положений вступившего в силу с 1 января 2013 года Федерального закона от 25 декабря 2012 года N 269-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты труда судей Российской Федерации, а также признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации".

Формирование бюджетных ассигнований по оплате труда в 2014 - 2016 годах в части Генеральной прокуратуры Российской Федерации и Следственного комитета Российской Федерации произведено с учетом продолжения реализации мероприятий по повышению денежного содержания прокурорских работников и сотрудников Следственного комитета Российской Федерации.

С 1 января 2014 года для лиц, замещающих отдельные должности прокурорских работников в органах прокуратуры Российской Федерации и сотрудников в Следственном комитете Российской Федерации установлено ежемесячное денежное поощрение, исчисляемое исходя из их должностных окладов.

В отношении оплаты труда работников федеральных государственных учреждений в федеральном бюджете на 2014 - 2016 годы предусмотрена индексация с 1 октября 2014 года на 5 процентов.

Кроме того, предусмотрены дополнительные бюджетные ассигнования на финансовое обеспечение повышения заработной платы отдельным категориям работников федеральных учреждений образования, здравоохранения, культуры, науки и социального обслуживания.

Целевые ориентиры повышения средней заработной платы отдельных категорий работников социальной сферы и науки определены в указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", от 1 июня 2012 года N 761 "О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы", от 28 декабря 2012 года N 1688 "О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". При этом поставлена задача не менее трети необходимых для повышения оплаты труда ресурсов изыскать за счет использования внутренних ресурсов отраслей социальной сферы, полученных в результате реорганизации неэффективных учреждений.

В сфере образования в планируемом периоде предстоит продолжить поэтапное повышение заработной платы педагогических работников образовательных учреждений, реализующих образовательные программы всех уровней образования, - от дошкольного до высшего и послевузовского профессионального образования.

В период проведения мероприятий по повышению среднего годового дохода профессорско-преподавательского состава федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования не менее трети необходимых средств будет обеспечиваться за счет повышения эффективности деятельности учреждений (увеличение соотношения количества студентов на одного преподавателя, учет демографического фактора и численности обучающихся за счет средств федерального бюджета, ограничение фонда оплаты труда прочего персонала), не менее трети - за счет доходов от научной деятельности и иных внебюджетных источников и треть - за счет средств федерального бюджета, предоставляемых на выполнение государственного задания автономными и бюджетными учреждениями и финансирование деятельности казенных учреждений.

В сфере науки гражданского назначения наибольший рост оплаты труда предусмотрен высококвалифицированным работникам категории "исследователи", участвующим в получении высоких научных результатов. Также на повышение заработной платы научных работников должно оказать влияние увеличение поддержки государственным научным фондам, выделяющим научным коллективам гранты на проведение фундаментальных и поисковых исследований.

В части повышения оплаты труда медицинских работников федеральных государственных учреждений учтены положения законодательства об обязательном медицинском страховании, в соответствии с которым первичная медико-санитарная, специализированная и скорая медицинская помощь включены в базовую программу обязательного медицинского страхования. Кроме того, в сфере здравоохранения треть необходимых ресурсов должна быть получена в результате оптимизации и повышения эффективности работы федеральных государственных учреждений и треть - за счет доходов от приносящей доход деятельности.

В части повышения оплаты труда работников культуры федеральных государственных учреждений культуры треть ресурсов, необходимых для повышения средней заработной платы работников до целевого уровня, должна быть получена в результате оптимизации и повышения эффективности работы федеральных государственных учреждений.

Также в федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов учтена необходимость повышения заработной платы отдельным категориям работников, оказывающим государственные услуги и выполняющим работы в сфере медико-социальной экспертизы и социального обслуживания населения.

Бюджетные ассигнования на повышение оплаты труда отдельных категорий работников социальной сферы и науки должны учитываться в нормативных затратах на оказание государственных услуг (выполнение работ) соответствующим федеральным бюджетным и автономным учреждениям либо в сметах казенных учреждений и основываться на параметрах утвержденных планов мероприятий ("дорожных карт") изменений в отраслях социальной сферы и науки, направленных на повышение эффективности образования, науки, здравоохранения, культуры и социального обеспечения, фактическом уровне заработной платы по данным Федеральной службы государственной статистики, а также численности соответствующей категории работников.

В планируемом периоде будет продолжена реализация мероприятий по совершенствованию стипендиального обеспечения учащейся молодежи, в рамках которого предусмотрено повышение среднего размера стипендии для нуждающихся студентов 1 и 2 курсов федеральных вузов, обучающихся по очной форме обучения в рамках государственного задания по программам бакалавриата и программам специалитета и имеющим оценки успеваемости по итогам сданной экзаменационной сессии "хорошо" и "отлично" в размере не менее 6 307 рублей в месяц.