Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

V. Подготовка проекта нормативного правового акта

28. Разработка основных положений проекта нормативного правового акта осуществляется в целях подготовки нормативного правового акта, содержащего новые нормативные предписания, либо изменений и дополнений действующих нормативных правовых актов, предусматривающих внесение в текст таких актов новых нормативных предписаний или замену прежних нормативных предписаний новыми предписаниями, меняющими и уточняющими содержание правового регулирования.

29. В процессе работы над основными положениями проекта нормативного правового акта ответственное должностное лицо обязано собрать и изучить относящиеся к теме проекта:

1) таможенное законодательство Таможенного союза;

2) международные договоры;

3) законодательство Российской Федерации;

4) практику применения соответствующих действующих нормативных правовых актов;

5) зарубежное таможенное законодательство;

6) научную литературу и материалы периодической печати;

7) данные социологических и иных исследований, включая научные исследования РТА, если таковые проводились;

8) информационные материалы, представляемые таможенными органами Российской Федерации.

Ответственное должностное лицо обязано обеспечить возможность ознакомления с такой информацией должностных лиц подразделений-соисполнителей.

30. Должностные лица подразделений-соисполнителей обеспечивают ответственное должностное лицо необходимыми для подготовки основных положений материалами, представляют предложения, относящиеся к теме проекта нормативного правового акта.

31. Основные положения представляются на рассмотрение руководства подразделения-разработчика.

После одобрения основных положений руководством подразделения-разработчика такие положения направляются на рассмотрение в подразделения-соисполнители.

При наличии принципиальных замечаний по основным положениям в целях урегулирования разногласий начальник подразделения-разработчика обязан провести обсуждение основных положений и замечаний по ним с руководством подразделений-соисполнителей с участием должностных лиц таких подразделений, в том числе ответственного должностного лица.

Если обсуждение не привело к устранению разногласий, о них докладывается заместителю руководителя ФТС России, курирующему подразделение-разработчик, для принятия им решения. В этом случае к основным положениям прилагаются письменные замечания подразделений и мотивированное возражение подразделения-разработчика.

32. Заместитель руководителя ФТС России, курирующий подразделение-разработчик, принимает решение об одобрении основных положений либо возвращении их на доработку.

33. Проект нормативного правового акта должен иметь наименование вида акта, название.

Текст проекта нормативного правового акта должен состоять из двух частей: вступительной (преамбулы) и распорядительной.

В преамбуле излагаются цели и мотивы издания нормативного правового акта. Если основанием для издания нормативного правового акта является федеральный конституционный закон, федеральный закон, указ и (или) распоряжение Президента Российской Федерации, постановление и (или) распоряжение Правительства Российской Федерации, то в преамбуле указывается вид нормативного правового акта, наименование органа, издавшего акт, дата принятия или утверждения акта, регистрационный номер, наименование акта (заголовок к тексту) и источник его официального опубликования (наименование издания, его номер и дата), а также источники официального опубликования всех внесенных в него изменений.

В распорядительной части излагаются нормативные предписания.

34. Нормативные предписания оформляются в виде пунктов, которые нумеруются арабскими цифрами с точкой и заголовков не имеют.

Пункты могут подразделяться на подпункты, которые могут иметь буквенную или цифровую нумерацию.

Значительные по объему нормативные правовые акты могут делиться на главы, которые нумеруются римскими цифрами и имеют заголовки.

35. Написание проекта нормативного правового акта должно отвечать следующим критериям:

1) логическое развитие темы правового регулирования;

2) стройность и последовательность изложения норм (от общего к частному, от наиболее важного к менее важному);

3) логическая и грамматическая связанность текста;

4) четкость и ясность излагаемых норм;

5) согласованность новых норм с параллельно действующими нормами, увязка с нормами, которые необходимо отменить, изменить или дополнить;

6) простота языка, исключение возможности различного понимания и толкования текста.

36. При изложении текста нормативного правового акта используется юридическая лексика, применяемая в Таможенном кодексе Таможенного союза (Федеральный закон от 2 июня 2010 г. N 114-ФЗ "О ратификации договора о Таможенном кодексе Таможенного союза" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 23, ст. 2796), международных договорах Российской Федерации, Федеральном законе от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 48, ст. 6252; 2011, N 27, ст. 3873, N 29, ст. 4291, N 50, ст. 7351; 2012, N 53 (ч. I), ст. 7608; 2013, N 14, ст. 1656) (далее - Федеральный закон) и в других нормативных правовых актах Российской Федерации.

Не допускается использование в тексте нормативного правового акта абстрактных и декларативных формулировок.

Не допускается применение образных сравнений, эпитетов, метафор.

Не допускается использование сокращений без их разъяснения в тексте проекта нормативного правового акта.

В текст нормативного правового акта не включаются различного рода рекомендации, цитаты из печатных изданий.

Не допускается включение в проект нормативного правового акта положений, которые могут способствовать проявлениям коррупции при применении данного акта, в том числе могут стать непосредственной основой коррупционной практики либо создавать условия легитимности коррупционных деяний, а также допускать или провоцировать их.

В целях недопущения включения в проект нормативного правового акта положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, при подготовке проекта нормативного правового акта используется Методика проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. N 96 "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. N 96).

Проект нормативного правового акта должен содержать достоверную и аргументированную информацию, по форме и содержанию соответствовать действующим законодательным, другим нормативным правовым актам, компетенции федерального органа исполнительной власти, состоять из лаконичных предложений-предписаний с прямым порядком слов, не допускать различных толкований, быть тщательно отредактированным, конкретным и реальным.

37. Наименования государственных органов и организаций указываются в проекте нормативного правового акта в соответствии с их официальными полным или сокращенным наименованиями.

38. При необходимости для полноты изложения вопроса в проекте нормативного правового акта могут воспроизводиться отдельные положения актов законодательства Российской Федерации, которые должны иметь ссылки на эти акты и на официальный источник их опубликования ("Российская газета", Собрание законодательства Российской Федерации и другие) при первой ссылке на них в акте. В случае ссылки на акты законодательства Российской Федерации без воспроизведения их отдельных положений указание на официальный источник опубликования также является необходимым. При этом указывается официальный источник опубликования первоначальной редакции акта законодательства, а также всех внесенных в него изменений.

При ссылке на кодексы, а также акты законодательства Российской Федерации, изменения в которые вносились порядка десяти и более раз, возможно указание первоначального официального источника опубликования и официального источника опубликования последних внесенных изменений.

В случае воспроизведения в нормативном правовом акте отдельной статьи акта законодательства Российской Федерации или ссылки на указанную статью необходимо указывать официальный источник опубликования первоначальной редакции акта законодательства, а также изменений, внесенных в данную статью.

В случае воспроизведения в нормативном правовом акте отдельных положений нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, подлежащих государственной регистрации, либо ссылки на них необходимо указывать их наименование, полное наименование федерального органа исполнительной власти, издавшего (принявшего) акт, дату издания (принятия), номер, а также регистрационный номер, присвоенный им Минюстом России при государственной регистрации, и дату государственной регистрации.

В случае воспроизведения в нормативном правовом акте отдельных положений актов федеральных органов исполнительной власти, признанных не нуждающимися в государственной регистрации (не требующими государственной регистрации), либо ссылки на них указываются их наименование, полное наименование федерального органа исполнительной власти, издавшего (принявшего) акт, дату издания (принятия), номер, а также дату и номер письма Минюста России, которым акт признан не нуждающимся в государственной регистрации.

Дата и номер федерального конституционного закона, федерального закона может указываться лишь в случае, если имеется в виду закон, которым вносились изменения в основной закон по данной теме, и необходимо подчеркнуть дату внесения этих изменений.

39. Ссылка в проекте нормативного правового акта на иной нормативный правовой акт федерального органа исполнительной власти, не прошедший государственную регистрацию, не допускается.

40. В проекте нормативного правового акта срок его действия определяется календарной датой.

Допускается определение сроков указанием на событие, которое должно неизбежно наступить, или истечением периода времени.

41. Для пояснения текста проекта нормативного правового акта в целях его лучшего понимания, увязки с другими нормативными правовыми актами допускается использование сносок (примечаний), обозначаемых арабскими цифрами со скобкой или звездочкой.

В целях избежания повторов и показа взаимной связи составных частей проекта нормативного правового акта может применяться ссылка на другие составные части акта. Ссылка на последующие составные части допускается, если иным путем невозможно обеспечить связанность составных частей проекта.

При наличии у нормативного правового акта приложений соответствующие пункты акта должны иметь ссылки на эти приложения. Приложения к нормативному правовому акту оформляются согласно установленному порядку.

Таблицы, графики, карты, схемы, образцы документов должны оформляться в виде приложений.

Нормативный правовой акт с приложениями должен иметь сквозную нумерацию страниц.

42. Организационные, материально-технические, финансовые, кадровые и другие вопросы, требующие решения для реализации положений нормативного правового акта, подлежащего государственной регистрации в Минюсте России, регулируются путем издания отдельного правового акта (в форме приказа или распоряжения).

43. Одновременно с разработкой проекта нормативного правового акта, содержащего новые нормативные предписания, должны быть подготовлены предложения об изменении и дополнении или признании утратившими силу соответствующих ранее изданных актов или их частей.

Положения об изменении, дополнении или признании утратившими силу ранее изданных актов или их частей включаются в текст нормативного правового акта (с указанием отменяемых глав, пунктов, подпунктов и абзацев) либо оформляются как приложение к акту.

При внесении изменений только в констатирующую, распорядительную часть нормативного правового акта, иного органа, но не в приложение к нему:

- в отношении акта, в который вносятся изменения, указываются наименование органа, издавшего акт; наименование вида акта и его название; дата подписания (утверждения) акта и его номер;

- в отношении акта, в который вносятся изменения в соответствии со вступившим в силу решением суда, следует специально указать на это обстоятельство. В случае, когда такие изменения вносятся наряду с изменениями, не относящимися к судебным решениям, такое указание дается дополнительно.

При внесении изменений в приложение к акту в названии акта, вносящего изменения, следует указывать соответствующее приложение или его конкретный вид (например, "методика", "правила", "порядок") с указанием на акт, которым данное приложение утверждено (при этом необходимо привести его обязательные реквизиты).

При внесении изменений и в акт, и в приложение к нему в названии акта достаточно указать реквизиты самого акта (приводить название приложения не требуется).

При внесении изменений в несколько актов возможно использование общей формулировки без указания конкретных актов, в которые вносятся изменения.

При внесении изменений в отдельную норму акта в названии акта следует указывать конкретную структурную единицу, в которую вносится изменение.

При внесении изменений в акт, содержащий несколько приложений, при внесении изменений в одно из приложений в названии акта, вносящего изменения, следует указывать слово "приложение", его порядковый номер, а также реквизиты акта, которым соответствующее приложение утверждено.

Нормативные правовые акты, изданные совместно или по согласованию с другими с другими федеральными органами исполнительной власти, изменяются, дополняются или признаются утратившими силу совместно или по согласованию с этими федеральными органами исполнительной власти.

Изменения и дополнения, вносимые в ранее изданный нормативный правовой акт, оформляются, как правило, нормативным правовым актом того же вида, в каком издан основной документ, за исключением случая, когда такой акт был издан в виде, не предусмотренном пунктом 9 Правил. В таком случае вносимые изменения и дополнения в нормативный правовой акт оформляются отдельным документом (в форме приказа).

Изменения в нормативные правовые акты, изданные в виде правил, инструкций и положений, необходимо вносить приказом.

Если изменения или дополнения, вносимые в ранее изданный нормативный правовой акт, касаются лишь отдельной составной части нормативного правового акта, то подготавливается новая редакция этой составной части.

Внесение изменений и дополнений может производиться путем исключения, дополнения или замены составных частей акта, отдельных слов, цифр в тексте ранее изданного акта. Например:

1) в пункте 1 исключить слова "...";

2) пункт 1 после слов "..." дополнить словами "...";

3) пункт 1 дополнить подпунктами "а" и "б" следующего содержания:

"а) ...;

б) ....";

4) в пункте 1 слова "..." заменить словами "...";

5) в пункте 1 исключить цифру "6".

Не допускается вместо внесения конкретного изменения или дополнения в текст ранее изданного нормативного правового акта использование в тексте нового нормативного правового акта формулировок "во изменение" и "в дополнение".

Положения об изменении, дополнении или признании утратившими силу ранее изданных нормативных правовых актов или их составных частей включаются в текст нормативного правового акта (с указанием отменяемых глав, пунктов, подпунктов и абзацев) либо оформляются как приложение к акту, о чем в этом акте прямо указывается.

В случае перечисления в приложении к нормативному правовому акту актов, подлежащих отмене, изменению или дополнению, такие акты приводятся в хронологическом порядке.

Внесение изменений и дополнений в нормативные правовые акты производится вышестоящим или равным по статусу нормативным правовым актом, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.

44. При необходимости внесения изменений и дополнений в несколько нормативных правовых актов, зарегистрированных Минюстом России, изменения и дополнения в каждый акт оформляются отдельным документом с учетом требований Правил.

45. Нормативные правовые акты, изданные ФТС (ГТК) России совместно или по согласованию с другими федеральными органами исполнительной власти, иными органами (организациями) изменяются, дополняются или признаются утратившими силу (отменяются) ФТС России совместно или по согласованию с такими органами (организациями).

46. При признании утратившим силу нормативного правового акта одновременно признаются утратившими силу все акты (или их отдельные положения), которыми в соответствующий нормативный правовой акт вносились изменения. Признавать указанные акты утратившими силу следует в одном акте в связи с порядком вступления в силу соответствующих актов.

47. В целях обеспечения контроля за исполнением нормативного правового акта в проекте акта определяется лицо, на которое возлагается контроль за исполнением нормативного правового акта (руководитель ФТС России либо один из заместителей руководителя ФТС России в соответствии с распределением обязанностей).

Возложение контроля за исполнением нормативного правового акта на руководителей подразделений ФТС России не допускается.