Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

8.1. Характеристика сферы реализации подпрограммы, описание основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития

8.1. Характеристика сферы реализации подпрограммы, описание

основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития

Тяжелое машиностроение является базовой отраслью промышленности, обеспечивающей функционирование ключевых отраслей экономики России, способствующих экономической безопасности страны. Отрасль является не только производителем машин и оборудования для добычи и переработки полезных ископаемых, металлургии и других индустрий, но и является крупнейшим потребителем производимой на внутреннем рынке высококачественной металлопродукции, высокотехнологичных материалов и комплектующих, продукции химической промышленности и других отраслей промышленности. Тяжелое машиностроение имеет существенный потенциал к росту, высокие научно-технические возможности для разработки и освоения современных инновационных машин и оборудования.

Ситуация в российском тяжелом машиностроении характеризуется снижением объемов производства. По сравнению с 2007 годом в 2011 году объем производства снизился на 20%.

Машиностроители испытывают конкурентное давление со стороны не только традиционных поставщиков, но и со стороны динамично развивающихся производителей развивающихся стран, прежде всего, из Китая.

По основным видам продукции тяжелого машиностроения, наблюдается рост доли импортной продукции на внутреннем рынке. Соотношение импорта и экспорта по некоторым видам металлургического и горного оборудования составляет от 3 до 12 раз. Рост импорта по данным видам оборудования объясняется недостаточным количеством современных отечественных технологически освоенных конкурентоспособных разработок.

Для создания благоприятных условий развития тяжелого машиностроения необходима реализация следующих мер поддержки отрасли:

1. Стимулирование и государственная поддержка научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ с целью создания и внедрения отечественных конкурентоспособных технологий и оборудования.

2. Создание для разработчиков и производителей машин и оборудования преференций (возможных в рамках ВТО) с целью создания равных конкурентных условий (таможенно-тарифное регулирование, налоговые кредиты, антидемпинговые ограничения, ограничение закупок импортного оборудования для государственных нужд и т.д.).

Реализация подпрограммы позволит увеличить долю отечественной продукции тяжелого машиностроения на внутреннем рынке за счет интенсификации разработки конкурентоспособных отечественных образцов техники вследствие увеличения инвестиций в НИОКР.

Прогнозируемые объемы увеличения доли рынка отечественной продукции приведены в таблице:

──────────────────┬──────┬──────┬──────┬──────┬──────┬──────┬──────┬──────┬──────┬───────

Продукция │ Ед. │ 2012 │ 2013 │ 2014 │ 2015 │ 2016 │ 2017 │ 2018 │ 2019 │ 2020

│ изм. │ год │ год │ год │ год │ год │ год │ год │ год │ год

──────────────────┴──────┴──────┴──────┴──────┴──────┴──────┴──────┴──────┴──────┴───────

Тяжелое Млрд. 132,79 142,08 146,82 151,56 157,78 164,49 174,71 183,70 193,18

машиностроение руб.

Горное Млрд. 20,78 22,24 22,98 23,72 25,95 27,43 29,65 31,88 33,36

оборудование руб.

Доля на % 30 30 31 32 35 37 40 43 45

внутреннем рынке

Металлургическое Млрд. 29,07 31,11 32,35 33,60 34,84 36,09 38,58 41,06 43,55

оборудование руб.

Доля на % 25 25 26 27 28 29 31 33 35

внутреннем рынке

Подъемно- Млрд. 40,07 42,88 44,10 45,33 46,55 49,00 51,45 52,68 55,13

транспортное руб.

оборудование

Доля на % 35 35 36 37 38 40 42 43 45

внутреннем рынке

Нефтегазовое Млрд. 42,85 45,85 47,38 48,91 50,44 51,97 55,02 58,08 61,14

оборудование руб.

Доля на % 30 30 31 32 33 34 36 38 40

внутреннем рынке

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────

Примечание: указанные значения показателей могут быть достигнуты только в случае обеспечения заявленных объемов бюджетного финансирования.