Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

Основное мероприятие 3.2 подпрограммы 3

Основное мероприятие 3.2 "Формирование и развитие общероссийской системы оценки качества образования, в том числе поддержка и развитие инструментов оценки результатов обучения в системе общего образования, подготовка специалистов по педагогическим измерениям в специализированной магистратуре и аспирантуре" направлено на формирование и развитие системы процедур оценки индивидуальных образовательных достижений, охватывающей все уровни (ступени) образования, уровни управления образованием (федеральный, региональный, муниципальный уровни, уровень образовательной организации). Эти процедуры будут реализовываться в рамках модели разделения государственного контроля в образовании и оценки качества образования.

Будет продолжена реализация единого государственного экзамена и обеспечено его совершенствование. Проведение единого государственного экзамена в штатном режиме будет осуществляться с учетом необходимости поиска и апробации дальнейших путей его совершенствования как в плане апробации действующих моделей и технологий проведения единого государственного экзамена, так и в плане внедрения независимых форм проведения экзаменов на базе внешних и независимых аттестационных центров. Не реже одного раза в четыре года (начиная с 2014 года) будет проводиться аудит технологий и содержания единого государственного экзамена с участием международных экспертов. К 2014 году будут решены задачи обеспечения сопоставимости результатов единого государственного экзамена за два года, сопоставимости результатов единого государственного экзамена по разным экзаменам. В 2014 году будет начат эксперимент по введению двухуровневого экзамена (базовый и профильный уровень).

Будет поддержано совершенствование и внедрение системы государственной итоговой аттестации выпускников основной школы и внешней оценки результатов обучения выпускников начальной школы, с целью развития которых будут разрабатываться соответствующие контрольные измерительные материалы.

В рамках мероприятия будет поддержано создание с использованием современных технологий, пополнение и обновление банков данных контрольных измерительных материалов по всем оценочным процедурам, на всех ступенях общего образования, в том числе с учетом необходимости приведения данных измерителей в соответствие федеральными государственными образовательными стандартами на всех ступенях общего образования. Эта деятельность будет осуществляться с привлечением различных профессиональных организаций и объединений представителей системы образования с целью повышения прозрачности и формирования конкурентной среды при разработке контрольных измерительных материалов. Разрабатываемые контрольные измерительные материалы будут проходить профессиональную экспертизу.

Контрольные измерительные материалы единого государственного экзамена и государственной итоговой аттестации будут разрабатываться на основе федеральных государственных образовательных стандартов с ориентацией на оценку не формально заученных знаний, а навыков и компетенций школьников. Они будут учитывать содержательную ориентацию соответствующей ступени. Кодификаторы этих контрольных измерительных материалов будут обсуждаться научно-педагогическим сообществом.

В рамках мероприятия будет также поддержано создание и распространение разнообразных форм оценки образовательных достижений учащихся на уровне общеобразовательной организации, обеспечивающих систему обратной связи между школой и участниками образовательного процесса. К ним относятся, прежде всего, оценка индивидуального прогресса учащихся на уровне школы и класса, оценка внеучебных достижений учащихся (в том числе на основе портфолио).

Будет создана система учета индивидуальных образовательных достижений выпускников общеобразовательных организаций при поступлении в вузы. Она будет включать олимпиады, творческие, спортивные и научные конкурсы и соревнования, определенные законодательно закрепленным реестром мероприятий.

Получит поддержку разработка и широкое внедрение комплексной динамической оценки деятельности образовательных организаций (включая процедуру самооценки школы). Особое внимание будет уделено формированию системы аналитического сопровождения единого государственного экзамена, государственной итоговой аттестации и других оценочных процедур (подготовка аналитических отчетов по итогам оценки, проведение углубленных исследований, подготовка рекомендаций по использованию результатов и разработке управленческих решений).

В рамках этого мероприятия будет поддержано развитие форм и содержания оценки качества образовательных достижений выпускников среднего профессионального и высшего образования (проведение независимой от вузов итоговой государственной аттестации выпускников бакалавриата и программ подготовки специалистов).

В рамках этого мероприятия будет создана федеральная система мониторинга индивидуальных образовательных достижений (электронное портфолио), которая, в том числе, позволит осуществлять исследования образовательных траекторий, учитывать слабо формализуемые образовательные достижения (включая участие обучающихся в социально значимой деятельности), создавать информационную базу для выбора образовательных услуг обучающимися и их семьями.

Данное мероприятие предполагает создание действенных механизмов общественно-профессиональной оценки результатов профессионального образования. На основе национальной системы квалификаций в рамках подпрограммы 3 будет поддержано создание региональных центров сертификации профессиональных квалификаций.

С целью обеспечения высокого качества технологий и содержания процедур оценки качества образования в рамках данного мероприятия будет обеспечена подготовка специалистов в области педагогических измерений в специализированной магистратуре и аспирантуре. Организации высшего профессионального образования получат гранты на конкурсной основе для подготовки и развития соответствующих образовательных программ, в том числе с задачей привлечения международных специалистов и выхода на лучший международный уровень.

Одним из ключевых направлений реализации мероприятия 3.2 с целью обеспечения формирования и развития единого образовательного пространства станет поддержка работ по развитию региональных систем оценки качества образования (в том числе через предоставление субсидий из федерального бюджета на конкурсной основе). Основное внимание будет уделено подготовке кадров в области оценки качества образования и разработке контрольно-измерительных материалов.

Будут также проводиться конкурсы на поддержку инициатив отдельных организаций и инновационных сетей в области оценки качества образования, а также конкурсы на лучшую систему оценки качества в образовательных организациях, муниципалитетах, регионах.

В рамках данного мероприятия будет подготовлено необходимое нормативно-правовое обеспечение функционирования системы общероссийской оценки качества образования.

Основное мероприятие 3.2 направлено на достижение следующих целевых показателей:

а) Программы:

отношение среднего балла единого государственного экзамена (в расчете на 1 предмет) в 10 процентах школ с лучшими результатами единого государственного экзамена к среднему баллу единого государственного экзамена (в расчете на 1 предмет) в 10 процентах школ с худшими результатами единого государственного экзамена;

б) подпрограммы 3:

число уровней образования, на которых реализуются механизмы внешней оценки качества образования.

В результате реализации основного мероприятия будут достигнуты следующие результаты:

на 6 уровнях образования будут действовать механизмы внешней оценки качества образования;

в Российской Федерации будет создано 50 центров сертификации профессиональных квалификаций с участием работодателей;

будет проведена подготовка специалистов по педагогическим измерениям в объеме 300 - 500 специалистов в год;

в 50 регионах Российской Федерации будет обеспечена разработка контрольно-измерительных материалов в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов не менее чем по 4 учебным предметам.

Основное мероприятие 3.2 будет реализовываться на протяжении всего периода действия Программы - с 2013 по 2020 год.

Реализация этого мероприятия до 2015 года включительно будет осуществляться в рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2011 - 2015 годы. Начиная с 2016 года реализация и совершенствование общероссийской системы оценки качества образования будут осуществляться в рамках данного основного мероприятия.

Исполнители основного мероприятия: ответственным исполнителем основного мероприятия 3.2 является Минобрнауки России, участником - Рособрнадзор.

В реализации основного мероприятия в части своей компетенции также будут принимать участие органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.