Редакция от 25.12.2023

Редакция подготовлена на основе изменений, внесенных Федеральными законами от 25.12.2023 N 639-ФЗ, N 685-ФЗ. См. справку к редакции.

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────

Изменение пункта 2 статьи 2

старая редакция новая редакция

2) воспитание - деятельность, 2) воспитание - деятельность,

направленная на развитие личности, направленная на развитие личности,

формирование у обучающихся формирование у обучающихся

трудолюбия, ответственного трудолюбия, ответственного

отношения к труду и его отношения к труду и его

результатам, создание условий для результатам, создание условий для

самоопределения и социализации самоопределения и социализации

обучающихся на основе обучающихся на основе

социокультурных, социокультурных, традиционных

духовно-нравственных ценностей и российских духовно-нравственных

принятых в российском обществе ценностей и принятых в российском

правил и норм поведения в обществе правил и норм поведения в

интересах человека, семьи, интересах человека, семьи,

общества и государства, общества и государства,

формирование у обучающихся чувства формирование у обучающихся чувства

патриотизма, гражданственности, патриотизма, гражданственности,

уважения к памяти защитников уважения к памяти защитников

Отечества и подвигам Героев Отечества и подвигам Героев

Отечества, закону и правопорядку, Отечества, закону и правопорядку,

человеку труда и старшему человеку труда и старшему

поколению, взаимного уважения, поколению, взаимного уважения,

бережного отношения к культурному бережного отношения к культурному

наследию и традициям наследию и традициям

многонационального народа многонационального народа

Российской Федерации, природе и Российской Федерации, природе и

окружающей среде; окружающей среде;

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────

Изменение пункта 3 части 1 статьи 3

старая редакция новая редакция

3) гуманистический характер 3) гуманистический характер

образования, приоритет жизни и образования в соответствии с

здоровья человека, прав и свобод традиционными российскими

личности, свободного развития духовно-нравственными ценностями,

личности, воспитание приоритет жизни и здоровья

взаимоуважения, трудолюбия, человека, прав и свобод личности,

гражданственности, патриотизма, свободного развития личности,

ответственности, правовой воспитание взаимоуважения,

культуры, бережного отношения к трудолюбия, гражданственности,

природе и окружающей среде, патриотизма, ответственности,

рационального природопользования; правовой культуры, бережного

отношения к природе и окружающей

среде, рационального

природопользования;

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────

Пункт 5 части 1 статьи 3 - изложен в новой редакции

старая редакция новая редакция

5) создание благоприятных 5) научная обоснованность

условий для интеграции системы развития системы образования

образования Российской Федерации с Российской Федерации с учетом ее

системами образования других исторического наследия,

государств на равноправной и перспективных задач развития

взаимовыгодной основе; государства и общества и

обеспечения благоприятных условий

для взаимодействия с системами

образования других государств и

международного сотрудничества в

сфере образования на равноправной

и взаимовыгодной основе;

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────

Изменение части 1 статьи 12

старая редакция новая редакция

1. Образовательные программы 1. Образовательные программы

определяют содержание образования. определяют содержание образования.

Содержание образования должно Содержание образования должно

содействовать взаимопониманию и содействовать взаимопониманию и

сотрудничеству между людьми, сотрудничеству между людьми,

народами независимо от расовой, народами независимо от расовой,

национальной, этнической, национальной, этнической,

религиозной и социальной религиозной и социальной

принадлежности, учитывать принадлежности, учитывать

разнообразие мировоззренческих разнообразие мировоззренческих

подходов, способствовать подходов, способствовать

реализации права обучающихся на реализации права обучающихся на

свободный выбор мнений и свободный выбор мнений и

убеждений, обеспечивать развитие убеждений, обеспечивать развитие

способностей каждого человека, способностей каждого человека,

формирование и развитие его формирование и развитие его

личности в соответствии с личности в соответствии с

принятыми в семье и обществе принятыми в семье и обществе

духовно-нравственными и традиционными российскими

социокультурными ценностями. духовно-нравственными и

Содержание профессионального социокультурными ценностями.

образования и профессионального Содержание профессионального

обучения должно обеспечивать образования и профессионального

получение квалификации. обучения должно обеспечивать

получение квалификации.

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────

Часть 5 статьи 31 - изложена в новой редакции

старая редакция новая редакция

5. Иные юридические лица вправе 5. Организации, осуществляющие

осуществлять образовательную обучение, вне зависимости от

деятельность по программам основной цели деятельности вправе

профессионального обучения, осуществлять образовательную

образовательным программам деятельность по программам

дошкольного образования и профессионального обучения,

дополнительным образовательным образовательным программам

программам. дошкольного образования и

дополнительным образовательным

программам.

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────

Пункт 1 части 1 статьи 48 - изложен в новой редакции

старая редакция новая редакция

1) осуществлять свою 1) осуществлять свою

деятельность на высоком деятельность на высоком

профессиональном уровне, профессиональном уровне на основе

обеспечивать в полном объеме традиционных российских

реализацию преподаваемых учебных духовно-нравственных ценностей и

предмета, курса, дисциплины принятых в российском обществе

(модуля) в соответствии с правил и норм поведения в

утвержденной рабочей программой; интересах человека, семьи,

общества и государства,

обеспечивать в полном объеме

реализацию рабочей программы

учебных предметов, курсов,

дисциплин (модулей), рабочей

программы воспитания;

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────

Дополнение части 1 статьи 48 пунктом 1.1. См. текст новой редакции

1.1) формировать в процессе осуществления педагогической деятельности

у обучающихся чувство патриотизма, уважение к памяти защитников

Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку

труда и старшему поколению, взаимное уважение, бережное отношение к

культурному наследию и традициям многонационального народа Российской

Федерации;

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────

Пункт 4 части 1 статьи 48 - изложен в новой редакции

старая редакция новая редакция

4) развивать у обучающихся 4) развивать у обучающихся

познавательную активность, познавательную активность,

самостоятельность, инициативу, самостоятельность, инициативу,

творческие способности, творческие способности,

формировать гражданскую позицию, формировать гражданскую позицию,

способность к труду и жизни в способность к труду и трудолюбие,

условиях современного мира, ответственное отношение к

формировать у обучающихся культуру профессиональной, добровольческой

здорового и безопасного образа (волонтерской) деятельности,

жизни; формировать у обучающихся культуру

здорового и безопасного образа

жизни;

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────

Изменение части 4 статьи 68

старая редакция новая редакция

4. Прием на обучение по 4. Прием на обучение по

образовательным программам образовательным программам

среднего профессионального среднего профессионального

образования за счет бюджетных образования за счет бюджетных

ассигнований федерального бюджета, ассигнований федерального бюджета,

бюджетов субъектов Российской бюджетов субъектов Российской

Федерации и местных бюджетов Федерации и местных бюджетов

является общедоступным, если иное является общедоступным, если иное

не предусмотрено настоящей частью. не предусмотрено настоящей частью.

Прием на обучение по Прием на обучение по

образовательным программам образовательным программам

среднего профессионального среднего профессионального

образования по профессиям и образования по профессиям и

специальностям, требующим у специальностям, требующим у

поступающих наличия определенных поступающих наличия определенных

творческих способностей, творческих способностей,

физических и (или) психологических физических и (или) психологических

качеств, осуществляется на качеств, осуществляется на

основании результатов основании результатов

вступительных испытаний в порядке, вступительных испытаний в порядке,

установленном в соответствии с установленном в соответствии с

частью 8 статьи 55 настоящего частью 8 статьи 55 настоящего

Федерального закона. В случае, Федерального закона. В случае,

если численность поступающих если численность поступающих

превышает количество мест, превышает количество мест,

финансовое обеспечение которых финансовое обеспечение которых

осуществляется за счет бюджетных осуществляется за счет бюджетных

ассигнований федерального бюджета, ассигнований федерального бюджета,

бюджетов субъектов Российской бюджетов субъектов Российской

Федерации и местных бюджетов, Федерации и местных бюджетов,

образовательная организация в образовательная организация в

соответствии с порядком приема, соответствии с порядком приема,

установленным в соответствии с установленным в соответствии с

частью 8 статьи 55 настоящего частью 8 статьи 55 настоящего

Федерального закона, учитывает Федерального закона, учитывает

результаты освоения поступающими результаты освоения поступающими

образовательной программы образовательной программы

основного общего или среднего основного общего или среднего

общего образования, указанные в общего образования, указанные в

представленных поступающими представленных поступающими

документах об образовании и (или) документах об образовании и (или)

документах об образовании и о документах об образовании и о

квалификации, результаты квалификации, результаты

вступительных испытаний (при вступительных испытаний (при

наличии), результаты наличии), результаты

индивидуальных достижений, индивидуальных достижений,

сведения о которых поступающий сведения о которых поступающий

вправе представить при приеме, а вправе представить при приеме, а

также наличие договора о целевом также наличие договора о целевом

обучении с организациями, обучении с организациями,

указанными в части 1 статьи 71.1 указанными в части 1 статьи 71.1

настоящего Федерального закона. настоящего Федерального закона,

Лицам, указанным в части 7 статьи если иное не предусмотрено

71 настоящего Федерального закона, настоящей статьей. Лицам,

предоставляется преимущественное указанным в пунктах 1 - 13 части 7

право зачисления в образовательную статьи 71 настоящего Федерального

организацию на обучение по закона, предоставляется

образовательным программам преимущественное право зачисления

среднего профессионального в образовательную организацию на

образования при условии успешного обучение по образовательным

прохождения вступительных программам среднего

испытаний (в случае их проведения) профессионального образования при

и при прочих равных условиях. условии успешного прохождения

вступительных испытаний (в случае

их проведения) и при прочих равных

условиях. Лицам, указанным в части

5.1 статьи 71 настоящего

Федерального закона,

предоставляется право на

зачисление в образовательную

организацию на обучение по

образовательным программам

среднего профессионального

образования в первоочередном

порядке вне зависимости от

результатов освоения указанными

лицами образовательной программы

основного общего или среднего

общего образования, указанных в

представленных документах об

образовании и (или) документах об

образовании и о квалификации,

наличия договора о целевом

обучении с организациями,

указанными в части 1 статьи 71.1

настоящего Федерального закона.

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────

Изменение части 4.1 статьи 68

старая редакция новая редакция

4.1. К индивидуальным 4.1. К индивидуальным

достижениям поступающих, которые достижениям поступающих, которые

учитываются образовательными учитываются образовательными

организациями в случае, организациями в случае,

предусмотренном третьим предусмотренном третьим

предложением части 4 настоящей предложением части 4 настоящей

статьи, относятся прохождение статьи, относятся прохождение

военной службы по призыву, а также военной службы по призыву, а также

военной службы по контракту, военной службы по контракту,

военной службы по мобилизации в военной службы по мобилизации в

Вооруженных Силах Российской Вооруженных Силах Российской

Федерации, пребывание в Федерации, пребывание в

добровольческих формированиях в добровольческих формированиях в

соответствии с контрактом о соответствии с контрактом о

добровольном содействии в добровольном содействии в

выполнении задач, возложенных на выполнении задач, возложенных на

Вооруженные Силы Российской Вооруженные Силы Российской

Федерации, в ходе специальной Федерации или войска национальной

военной операции на территориях гвардии Российской Федерации, в

Украины, Донецкой Народной ходе специальной военной операции

Республики, Луганской Народной на территориях Украины, Донецкой

Республики, Запорожской области и Народной Республики, Луганской

Херсонской области, а также иные Народной Республики, Запорожской

индивидуальные достижения, области и Херсонской области, а

определенные порядком приема, также иные индивидуальные

предусмотренным частью 8 статьи 55 достижения, определенные порядком

настоящего Федерального закона. приема, предусмотренным частью 8

статьи 55 настоящего Федерального

закона.

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────

Изменение части 8.1 статьи 70

старая редакция новая редакция

8.1. При приеме на обучение по 8.1. При приеме на обучение по

программам бакалавриата и программам бакалавриата и

специалитета наряду с результатами специалитета наряду с результатами

единого государственного экзамена единого государственного экзамена

и дополнительными вступительными и дополнительными вступительными

испытаниями (при наличии) испытаниями (при наличии)

учитываются индивидуальные учитываются индивидуальные

достижения граждан, поступающих на достижения граждан, поступающих на

обучение по этим программам, к обучение по этим программам, к

которым относятся прохождение которым относятся прохождение

военной службы по призыву, а также военной службы по призыву, а также

военной службы по контракту, военной службы по контракту,

военной службы по мобилизации в военной службы по мобилизации в

Вооруженных Силах Российской Вооруженных Силах Российской

Федерации, пребывание в Федерации, пребывание в

добровольческих формированиях в добровольческих формированиях в

соответствии с контрактом о соответствии с контрактом о

добровольном содействии в добровольном содействии в

выполнении задач, возложенных на выполнении задач, возложенных на

Вооруженные Силы Российской Вооруженные Силы Российской

Федерации, в ходе специальной Федерации или войска национальной

военной операции на территориях гвардии Российской Федерации, в

Украины, Донецкой Народной ходе специальной военной операции

Республики, Луганской Народной на территориях Украины, Донецкой

Республики, Запорожской области и Народной Республики, Луганской

Херсонской области, а также иные Народной Республики, Запорожской

индивидуальные достижения, области и Херсонской области, а

определенные порядком приема, также иные индивидуальные

предусмотренным частью 8 статьи 55 достижения, определенные порядком

настоящего Федерального закона. приема, предусмотренным частью 8

статьи 55 настоящего Федерального

закона.

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────

Изменение пункта 3 части 5.1 статьи 71

старая редакция новая редакция

3) граждане, призванные на 3) граждане, призванные на

военную службу по мобилизации в военную службу по мобилизации в

Вооруженные Силы Российской Вооруженные Силы Российской

Федерации, граждане, заключившие Федерации, граждане, заключившие

контракт о добровольном содействии контракт о добровольном содействии

в выполнении задач, возложенных на в выполнении задач, возложенных на

Вооруженные Силы Российской Вооруженные Силы Российской

Федерации, при условии их участия Федерации или войска национальной

в специальной военной операции на гвардии Российской Федерации, при

территориях Украины, Донецкой условии их участия в специальной

Народной Республики, Луганской военной операции на территориях

Народной Республики, Запорожской Украины, Донецкой Народной

области и Херсонской области и Республики, Луганской Народной

(или) выполнения ими задач по Республики, Запорожской области и

отражению вооруженного вторжения Херсонской области и (или)

на территорию Российской выполнения ими задач по отражению

Федерации, в ходе вооруженной вооруженного вторжения на

провокации на Государственной территорию Российской Федерации, в

границе Российской Федерации и ходе вооруженной провокации на

приграничных территориях субъектов Государственной границе Российской

Российской Федерации, прилегающих Федерации и приграничных

к районам проведения специальной территориях субъектов Российской

военной операции на территориях Федерации, прилегающих к районам

Украины, Донецкой Народной проведения специальной военной

Республики, Луганской Народной операции на территориях Украины,

Республики, Запорожской области и Донецкой Народной Республики,

Херсонской области, граждане, Луганской Народной Республики,

заключившие контракт (имевшие иные Запорожской области и Херсонской

правоотношения) с организацией, области, граждане, заключившие

содействующей выполнению задач, контракт (имевшие иные

возложенных на Вооруженные Силы правоотношения) с организацией,

Российской Федерации, при условии содействующей выполнению задач,

их участия в специальной военной возложенных на Вооруженные Силы

операции на указанных территориях; Российской Федерации, при условии

их участия в специальной военной

операции на указанных территориях;

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────

Часть 6.1 статьи 86 - изложена в новой редакции

старая редакция новая редакция

6.1. Прием детей, указанных в 6.1. Прием детей, указанных в

первом предложении части 5.2 первом предложении части 5.2

статьи 71 настоящего Федерального статьи 71 настоящего Федерального

закона, в федеральные закона, в общеобразовательные

общеобразовательные организации со организации, создание которых

специальными наименованиями предусмотрено частью 2 настоящей

"президентское кадетское училище", статьи, осуществляется без

"суворовское военное училище", вступительных испытаний.

"нахимовское военно-морское

училище", "кадетский (морской

кадетский) военный корпус",

"кадетский корпус", "казачий

кадетский корпус", которые

находятся в ведении федеральных

органов исполнительной власти и

федеральных государственных

органов, осуществляется без

вступительных испытаний.

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────

* * *